Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению, как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания.
На современном этапе развития отечественного образования особую значимость приобретает научное направление, связанное с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства информационных компьютерных технологий для преподавания общеобразовательных предметов.
В современном обществе часто говорят о мультимедийных технологиях.
Мультимедиа – область компьютерной технологии, позволяющая объединить в компьютере некоторые возможности других технических устройств (магнитофона, видеоплейера, фильмоскопа и др.) что позволяет работать с программами, оснащенными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и другими аудио-видеоэффектами. Восприятие информации обеспечивается сразу несколькими органами чувств, в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней.
Преимущества использования мультимедийных технологий в учебном процессе заключаются в том, что современные МСО используют широкий набор различных типов данных, сетевое взаимодействие и использование объектов Internet.
Это дает возможность:
- осуществить индивидуальный подход;
- повысить мотивацию к учению;
- повысить эффективность и качество обучения;
- сократить время на подготовку уроков учителям;
- обучать дистанционно;
Пользуясь готовыми электронными уроками или учебниками, какими бы совершенными они не были, некоторые важные, по мнению учителя, учебные элементы могут выпасть из поля зрения. Задача учителя – сконструировать такой урок, который на его взгляд, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
Овладев программой составления презентаций Power Point, учитель становится режиссером своего урока. Легкая в обращении, эта программа позволяет педагогу создать анимационный опорный конспект урока, включить видео – и аудиофрагменты, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить новый учебный материал.
Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. Это средство, которое интенсифицирует, обогащает учебный процесс, способствует развитию личности ребёнка и профессионального мастерства учителя.
Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу преподавателя, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности.
Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.
Компьютерная презентация помогает нам упорядочить весь наш материал и выстроить его, следуя логике нашего изложения и хранить его в одном файле. Сохранность наших наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для преподавателя.
На уроках “Информатика и ИКТ”, учащиеся овладевают навыками работы с программой PowerPoint с 5 класса.
К 8 классу учащиеся уверенно работают с этой программой, вставляют звуковые фрагменты, видеосюжеты. Наличие в нашем центре видеокамеры натолкнуло нас на мысль о создании серии лабораторных работ по физики с использованием все возможностей презентации.
Практическая направленность при обучении физике переоценить невозможно, Только при практической проверке фундаментальных законов физики у ученика рождается уверенность в том, что эта наука также реальна и не оторвана от жизни, как и все происходящее вокруг нас. Поэтому при обучении физике в 7 классах по учебной программе А. В. Перышкина проводятся 10 лабораторных работ, в 8- 9 работ, в 9-6 работ, в 10-11 по программе А. В. Касьянова – 9 лабораторных работ. Не стоит забывать и о работах физического практикума, которые по нашему глубокому убеждению должны проводиться обязательно, ибо только принимая непосредственное участие в эксперименте, ребенок приобретает необходимые компетенции. Выполнение лабораторных работ формирует у ученика навык работы с приборами.
Деятельность учителя по оптимизации этого процесса требует от него разработать унификацию процесса подготовки и выполнения работы, а именно:
- унификация по оформлению работы;
- унификация постановки эксперимента;
- унификация оформления результатов;
- унификация записи вывода;
Предъявляя унифицированные требования к выполнению лабораторных работ, начиная с 7 класса, можно добиться творческого подхода в их проведении в 8-11 классах. На наш взгляд, унифицированный подход проявляется в постоянстве и единстве разработанных требований, например, при работе с любым новым измерительным прибором, ученик обязан в особой графе таблицы результатов записать цену деления прибора.
В наших требованиях по работе с приборами есть и такой пункт, в котором ученик обязан
условно изобразить шкалу и показать положение стрелки прибора, что позволит исключить списывание и объективно покажет результаты снятых измерений.
Унификация при проведении лабораторных работ должна проявляться также:
- в планировании работы:
- в сборке и настройке установки;
- в проведении наблюдения с соблюдением правил по технике безопасности;
- в устранении действия побочных факторов;
- в обработке и анализе результатов;
- во владении культурой труда;
В зависимости от количества и содержания лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, экспериментальных задач и приемов их выполнения уровень сформированности экспериментальных навыков будет различным. При изучении физики в основной школе в большинстве случаев учащиеся выполняют простые лабораторные работы по готовым инструкциями, пользуются простейшим оборудованием, поэтому у них формируются отдельные частные умения начального уровня сложности.
Но с учетом того что при формировании экспериментальных знаний и умений учащихся для ускорения обучения необходимо стремиться к формированию обобщенных умений экспериментальной деятельности учащихся, включающий четыре компонента: выявление цели, планирование, выполнение плана, контроль. Поэтому методика формирования обобщенных экспериментальных умений предусматривает такую последовательность действий:
- ознакомление с целью действия;
- ознакомление со структурой действия;
- демонстрация действия;
- организация самостоятельного выполнения упражнений, требующих применения данных умений;
- использования умений выполнять данное действие при формировании более сложных умений.
При этом у большинства учащихся, как показывает практика, наибольшую трудность представляют следующие обобщенные умения: планирование эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборка и настройка установки, вычисление погрешностей.
Для улучшения качества образовательного процесса при выполнении лабораторных работ широко используются виртуальные работы и работы физического практикума, разработанные “Физиконом”. Однако есть опасность, что это приведет учащихся к оторванности от реальных условий, не позволит им в дальнейшем делать поправку на реальные условия. Поэтому планируя такие работы надо определить им, четкое место в учебном процессе, но и отказываться от них не стоит, особенно если в кабинете нет достойного оборудования. Я провожу такого рода работы по двум причинам:
- Нельзя получить хороший результат на имеющемся оборудовании.
- Информатизация образования зашла так далеко, что не использовать ее возможности особенно в целях экономии времени нецелесообразно.
Таким образом, появилась необходимость создать свои методические пособия для оптимизации этого процесса. Учитель физики, информатики, учащиеся включились в работу по созданию мультимедийного сопровождения работ, осуществляемых в режиме реального времени. Работы делятся по своему виду на два типа: презентации и видеоклип. Что это дает. Настроив презентацию на ноутбуке, ученик получает полную информацию о проведении работы столько раз, сколько ему понадобиться для выполнения каждого этапа. Он может возвращаться к просмотру неоднократно, не беспокоясь, что отвлекает учителя от оказания помощи другим ученикам. Особенно удобно это для учеников, которые работают медленно. В это же время учитель, работая с мотивированными детьми, может контролировать часть работы, которая называется “предложи способ” и требует от ученика творческого подхода.
Данные разработки мы можем предлагать в 8–10 классах. Эти находки помогают учителю максимально оптимизировать процесс выполнения лабораторных работ, работ практикума, экспериментальных задач.
Частный случай практического использования этих материалов - неквалифицированная замена урока, которая, однако, позволит провести качественный урок, не отстать от программы. Более того, на сайте учителя в разделе “иду на урок” можно найти востребованную работу, подготовиться к ней без помощи учителя.
Приложение 4 (у автора)