Цели:
- закрепить и обобщить полученные знания на сложение четырёхзначных чисел;
- обучать школьников анализу полученной информации;
- формировать у учащихся чувство гордости за отечественную историю.
Наглядные пособия и дидактический материал: карта России, названия городов: Полевской, Москва, Ленинград, Волгоград, карточки с цифрами, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки для групповой работы.
План урока
1. Организационный момент.
Учитель: сегодня на уроке мы должны закрепить сложение четырёхзначных чисел и познакомиться с городами-героями. Наш урок-путешествие мы посвящаем 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2. Устная работа.
Как называется наш город? (Полевской).
Это задание мы посвятим нашим односельчанам, которые сражались в годы ВОВ. Прочитать правильно числа: 2 340; 5 600; 4 208; 6 570; 8 361; 10 000; 1 941 год; 1 945 год.
На доске прикрепляются карточки:
22 июня
9 мая
1941 год
1945 год
Скажите, что это за даты? (1941 год – начало ВОВ)
Когда началась ВОВ? Назовите число и месяц. (1945 год – конец ВОВ)
Назовите число и месяц окончания ВОВ.
Сообщение учителя: 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вторглась в пределы Советской страны. 9 мая 1945 года стал Днём Победы, великим праздником всего советского народа.
Немецко-фашистская армия, имея численное превосходство в танках, самолётах, артиллерии и пехоте, начала наступление на Москву. Развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. (На карте появляется карточка с названием города Москва).
3. Решение задачи.
(Открываем тетради, записываем число и тему урока)
30 сентября 1941 года началась битва под Москвой. К началу битвы наша страна имела: орудий – 7600, танков – 990, самолётов – 677.
Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась сложением.
Сколько всего оружия было у нашей страны к началу битвы? (Решение задачи)
5 декабря 1941 года враг был отброшен от столицы.
С каким городом – героем мы познакомились? (Москва)
4. Работа с учебником.
Чтобы познакомиться со следующим городом – героем, мы должны правильно решить примеры (с. 56, № 228-1, 2 столбик).
Один ученик читает пример, а другой его записывает на доске и объясняет его решение.
После выполнения задания на доске появляется карточка с названием города Ленинград.
Сообщение ученицы.
В июле 1941 года в тяжёлых кровопролитных боях наши войска задержали врага на подступах к Ленинграду. Фашистское командование пыталось задушить город голодной блокадой. Большую роль в снабжении Ленинграда играла доставка продуктов через Ладожское озеро, названное “Дорогой жизни”. Мужество и стойкость советских воинов помогло отстоять свой город. 18 января 1943 года блокада была прорвана.
5. Проверочная работа по карточкам.
I вариант 6147+2008 3262+5473 1500+4368 7008+2992 |
II вариант 2854+3048 4082+2136 3428+2365 |
III вариант 1029+2948 3000+2467 1567+2329 |
Ответы на доске:
8155 8735 5868 10000 |
5902 6218 5793 |
3977 5467 3896 |
Ученики сами проверяют решение примеров и ставят себе оценку.
А сейчас мы посетим город-герой (на карте появляется название города Волгоград).
Сообщение ученицы.
13 сентября 1942 года противник начал штурм города Волгограда. Битва не затихала ни днём, ни ночью. “За Волгой земли для вас нет” - под этим девизом защитники города вели бои за каждый квартал, улицу, дом. 125 дней длилась оборона Сталинграда. В начале февраля 1943 года окружённая группировка была ликвидирована.
6. Работа в парах.
Таблицы с числами.
10000
4 360
5 201
3 048
5 640
4 709
6 052
Перед заданием повторяются разряды.
Задание: подчеркнуть красным карандашом числа, в разряде единиц которых стоит 0.
Подчеркнуть зелёным карандашом числа, в разряде десятка которых стоит 0.
Подчеркнуть чёрным карандашом числа, в разряде сотен которых стоит 0.
На калькуляторе найти сумму чисел, которые подчёркнуты красным, зелёным, чёрным карандашами и ответы записать в тетрадь.
7. Итог урока.
Когда началась ВОВ?
Когда закончилась ВОВ?
Сколько лет со дня окончания войны мы отмечаем в этом году?
С какими городами-героями мы познакомились?