Цель: на примере песен Великой Отечественной Войны показать роль музыки в истории нашей страны.
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать патриотическое чувство, любовь к Родине, уважение к прошлому своего народа.
- Образовательная: знакомство учащихся с творчеством композиторов и с песнями военных лет.
- Развивающая: развить творческое, ассоциативное мышление и воображение учащихся посредством слушания и исполнения музыкальных произведений.
Оборудование: урок проходит на сцене в актовом зале. На уроке используются мультимедийная установка, микшерный пульт, микрофоны, компьютер, фонограммы.
Ход урока
Ученик – Война закончилась,Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.
Учитель - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор у нас пойдёт о песне, песне на Великой Отечественной Войне. Мы познакомимся с песнями военных лет и узнаем историю их создания (слайд №1).
Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тягость и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою (слайд №2).
Ученик 1 - Кто сказал, что нужно бросить песню на войне,
После боя сердце просит музыки вдвойне.
Ученик 2 - А песня ходит на войну,
Гремят вокруг раскаты,
Про дом родной, про тишину,
Любили петь солдаты.
Утюжит песню миномёт,
А песня, знай себе, поёт!
Её не скроет туча,
Она, как свет, живуча!
Учитель - С первых суровых дней Великой Отечественной Войны песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Песня создавалась писателями, композиторами-профессионалами и любителями.
Ученик 1 - Первой песней войны была «Священная война» Василия Лебедева-Кумача (слайд №3) и композитора Александра Васильевича Александрова (слайд №4).24 июня 1941 года текст песни был опубликован в газетах,25-го композитор написал музыку. На шестой день песня звучала по радио.
Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача).
Ученик 2 - С этой песней на вокзалах родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами (слайд № 5). Проникновенные слова и величавая мелодия звучали почти как воинская присяга.
Ученик 3 - В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном, объединившим все силы на войну с фашизмом (слайд №6).
Ученик 4 - Война была священной.
В этом не усомнится даже тот,
Кто, прилетев с другой планеты,
Земли историю прочтёт.
Ученик 5 - Прочтёт о том, как под луною
Страна возмездием жила.
Война священна, если Зоя,
Не дрогнув, к виселице шла (слайд №7).
Ученик 6 - Война священна, и Матросов
Всем сердцем лёг на пулемёт (слайд №8).
О, сколько русых и курносых
Во имя жизни смерть возьмёт (слайд №9).
Ученик 7 - Они ушли в сырую землю,
В рассветы, в травы, в зеленя,
До самой смерти веря, внемля
Всей правоте твоей, Москва!
Учитель - Песни были необходимы солдатам на войне. Потому у многих бойцов в карманах гимнастёрки, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографией родных хранились блокноты с фронтовыми песнями. Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но матери, жёны, сёстры ждали своих фронтовиков. Ждали, надеялись и писали письма.
Ученик - В дни войны появилась песня Константина Листова (слайд №10) на стихи Алексея Суркова (слайд №11) «В землянке». Сурков не писал специально песню, он написал письмо жене в стихах в ноябре 1941года (слайд №12). Его слова стали талисманом товарищам по перу и боям. Они переписывались от руки, передавались из уст в уста (слайд №13). Когда, в начале 1942 года в Москве проездом на фронт находился композитор Листов, он написал на эти стихи мелодию.
Исполняется песня «В землянке» (музыка К. Листова, слова А.Суркова). (Слайд №14,15).
Учитель - Эта песня как бы «дописывалась» безымянными фронтовыми поэтами, как будто девушка отвечает своему любимому (слайд №16).
Ученик - Ветер, вьюга метёт и метёт,
Ночь морозная смотрит в окно,
А в холодной землянке поёт
Загрустившее счастье моё.
Слышу голос тоскующий твой.
Слышу песню двухрядки твоей.
Не грусти, дорогой мой, родной,
Поиграй что-нибудь веселей.
В белоснежных полях холода,
Вьётся дым, над землянкой клубясь,
Не грусти, дорогой мой, родной
Я люблю, как и прежде, тебя.
Учитель - В подмосковной деревне Кашино есть памятник песне «В землянке» (слайд №17). Скромный плакат: "На этом месте находилась землянка, в которой поэт Алексей Сурков написал стихотворение, ставшее впоследствии любимой миллионами советских людей песней». Она родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного фронтового дня под Истрой. Под впечатлением пережитого за этот день А.Сурков написал письмо жене. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые он не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки... Стихи "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву композитор Константин Листов. Листов пробежал глазами по строчкам стихотворения и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился в редакции, и под гитару спел свою новую песню, назвав ее "В землянке". Она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.
Учитель - Стихи простые, наивные, но, сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера (слайд №18) на стихи Михаила Исаковского (слайд №19). Эта песня написана в конце 30-х годов, когда ещё никто не думал о войне. «Катюша» олицетворяла всё самое лучшее в жизни, всё то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «катюшей» гвардейский многоствольный миномёт - грозное оружие, которого панически боялись фашисты.
Исполняется песня «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского).
Учитель - С песней «Катюша» встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках и тут же упал, сражённый вражеской пулей, но друзья солдата подхватили песню и понесли её в атаку.
Ученик 1 - Встал солдат, но не шагнуть солдату,
Он только выкрикнул: «В атаку!» (слайд №20).
Ученик 2 – Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слёзы лить (слайд №21).
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить.
Ученик 3 - Мёртвые остались молодыми,
Сколько б мы не продолжали жить.
Исполняется песня «Красные маки» (музыка Ю.Антонова, слова Г.Поженян).
Учитель-Эта песня написана через 30 лет после окончания войны, но и сегодня мы помним и чтим подвиг советских солдат.
Ученик 1 - У обожжённого порога, среди немыслимых руин-
Здесь начиналась та дорога, которой шли мы на Берлин!
Ученик 2 - Был солдат на небывалой войне,
На дорогах обожжённой планеты (слайд №22).
Он сначала видел только во сне
День Победы.
Ученик 3 - Отступал он и в атаку ходил,
Превозмог все ранения и беды,
Был готов он жизнь отдать (слайд №23)
За один день Победы!
Ученик 4 - И ни разу - ни слезинки из глаз.
Он усталости и страха не ведал,
А заплакал он единственный раз (слайд №24) -
В День Победы!
Исполняется песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.) (слайд №25).
Ученик 1 - Нам очень хочется, чтобы песня стала спутницей наших мирных дел и свершений. Чтобы никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта.
Ученик 2 - У песен есть счастливая черта:
Они добры. И, так или иначе,
Ты, слыша их, становишься богаче,
В твоих очах - их свет и доброта! (слайд №26).
Учитель - Для кого-то они просто герои, чьи имена забываются с годами. А для кого-то родные деды, отцы, мужья и сыновья, которых будут помнить вечно.Все они, рискуя своей собственной жизнью ради жизни своих семей, ради своей Родины, воевали: падали, поднимались и снова шли в бой, стоя до конца. Солдаты умирали недаром: их героизм зажёг в наших сердцах ответный огонёк, который будет гореть всегда!
Ученик - Мы должны помнить тех, кто завоевал для нас эту счастливую жизнь. Должны жить под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто», ценить и любить жизнь, завоёванную для нас отцами и дедами…(слайд №27).
Список используемой литературы:
- С.Л.Островский. «Как сделать презентацию к уроку?».
Ресурсы:
- http://aldashin.livejournal.com/337180.html
- http://www.rnmc.ru
- http://www.uchitel-izd.ru