Нетрадиционный урок ИЗО "Знаменитые портреты великих художников"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Подготовительная работа

Задачи подготовительного этапа:

  1. Организовать самостоятельную, поисковую работу учащихся по обогащению знаний о знаменитых портретах художников Леонардо да Винчи, В.Л. Боровиковского, В.А. Серова.
  2. Создать условия для развития умения поиска и выбора конкретной информации из различных источников в её многообразии.
  3. Формировать у учащихся умения работать в группе.

Учитель за 2-3 недели сообщает учащимся о предстоящем уроке-конференции по теме «Знаменитые портреты великих художников», рассказывает о нетрадиционной форме урока и необходимости распределения класса на определённые группы и роли. Совместно с учащимися делит класс на 3 «научные кафедры» (исследовательские группы):

№1 Кафедра художников-исследователей зарубежного искусства,

№2 Кафедра художников-исследователей русского искусства 18 века,

№3 Кафедра художников-исследователей русского искусства начала 20 века, - а также выделяет 2-х человек на роль «учёного совета»: академик, доктор искусствознания, в роли председателя учёного совета и профессора - учитель.

Каждой кафедре художников-исследователей поручено задание:

1) выбрать заведующего кафедрой (для распределения работы внутри каждой кафедры, а также для организации помощи и контроля учителем)

2) найти, подобрать и изучить информацию об определённом портретисте и его знаменитых портретах (В.А. Серов, В.Л. Боровиковский, Леонардо да Винчи) в виде докладов;

3) выбрать докладчиков от каждой кафедры;

4) подобрать и принести репродукции портретов художников;

5) сделать информационные листы о портретах художников.

Задание «учёному совету»:

1) подготовить бейджики для участников конференции с обозначением роли;

2) составить диалог-спор о проблеме передачи внутреннего мира человека, его настроении в портретной живописи;

3) подобрать цитаты искусствоведов по данной проблеме.

Посадка учащихся во время открытого урока: 3 колонки парт, каждая обозначена табличкой с названием «кафедры», парты в колонках соединены в единый стол. Отдельный стол около доски слева предназначен для посадки «учёного совета» (3 места), справа около доски – лекционная тумба для докладчиков. На партах материалы, которые подготовили учащиеся к уроку: книги, журналы, информационные листы о портретах художников, доклады, а также ручки и рабочие тетради по ИЗО для записей. Заранее прикрепляются бейджики с обозначением роли учащихся и учителя.

Цель урока: Создать условия для обобщения знаний учащихся 6-го класса о жанре портрета.

Задачи урока:

  1. Подвести учащихся к анализу выражения творческой индивидуальности художников В.А. Серова, В.Л. Боровиковского, Леонардо да Винчи в созданных ими портретных образах.
  2. Организовать самооценку ранее полученных знаний учащихся о жанре портрета.
  3. Формировать у учащихся умения публичного выступления, совершенствовать умения правильно выражать своё мнение по проблеме урока.
  4. Воспитывать интерес к искусству через самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Форма урока: комбинированный, нетрадиционный.

Тип нетрадиционного урока: конференция с ролевым распределением учащихся.

Формы организации учащихся на уроке: групповая.

Оборудование

Для учителя: мультимедийная презентация по теме «Знаменитые портреты великих художников», тесты для проверки знаний «Определи вид портрета» (Приложение 1), таблички с названиями кафедр. ТСО: мультимедийный проектор, компьютер.

Для учащихся: репродукции картин-портретов художников Леонардо да Винчи, В.Л. Боровиковского, В.А. Серова; репродукции портрета «Портрет М.И. Лопухиной» (В.Л. Боровиковский), репродукции портрета «Девочка с персиками» (В.А. Серов), «Джоконда» (Леонардо да Винчи);

  • книги по искусству, журналы с информацией о портретах В.А. Серова, В.Л. Боровиковского, Леонардо да Винчи;
  • доклады и рефераты о портретной живописи художников;
  • информационные листы о портретах художников, изготовленные учащимися;
  • бейджики с названием ролей;
  • текст для выступления от каждой кафедры.

Межпредметные связи: МХК

План урока:

  1. Вступительное слово учителя - председателя учёного совета
  2. Представление участников конференции
  3. Сообщение темы конференции (урока), задачи
  4. Проверка ранее полученных знаний – тест
  5. Дискуссия членов «учёного совета». Обозначение проблемы урока
  6. Работа кафедр: выступление докладчиков, демонстрация наработанного материала учащимися: репродукций, книг по искусству, докладов, информационных листов
  7. Выдвижение участниками вывода по проблеме
  8. Оценка работы кафедр «Учёным советом»
  9. Комментарии учителя (председателя)
  10. Рефлексия

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

- Здравствуйте уважаемые гости и ребята. В рамках проведения в нашей школе «Недели науки» у нас сегодня необычный урок. Мы завершаем изучение раздела "Вглядываясь в человека. Портрет". Вы уже знакомы с видами портрета, с техникой его рисования, знаете о пропорциях и многое другое о портрете как о жанре. Сегодня мы остановимся на конкретных шедеврах портретной живописи великих художников и побываем в роли искусствоведов, которые будут решать очень волнующую их задачу.

2. Представление участников конференции.

Слайд 2

- Итак, давайте представим, что мы с вами находимся в стенах Академии Художеств в большом конферец-зале, где собрались искусствоведы. На расширенном заседании учёного совета присутствуют заслуженные работники культуры (гости-учителя), поприветствуем художников-исследователей трёх кафедр Академии Художеств:

№1 Кафедра художников-исследователей зарубежного искусства;

№2 Кафедра художников-исследователей русского искусства 18 века;

№3 Кафедра художников-исследователей русского искусства нач. 20 века;

Заседание проходит под председательством: академика - Макаровой Яны Павловны, доктора искусствознания – Пушкина Алексея Николаевича и председатель учёного совета – профессор Шарикова Е.Н. (учитель)

3. Сообщение темы конференции, её задачи.

Слайд 3

Председатель. Тема расширенного заседания учёного совета: «Знаменитые портреты великих художников». Искусствоведы и художники-исследователи собрались на заседание для того, чтобы обсудить проблему: можно ли передать внутренний мир человека, его настроение в портретной живописи?

4. Проверка ранее полученных знаний – тест (Приложение 1)

Председатель. В начале нашего заседания нам необходимо вспомнить виды портретной живописи. На какие же виды классифицируются портреты?

Слайд 4

Каждой кафедре даётся задание от «учёного совета»: Определите вид портрета. Заведующие кафедрами, получите задание. Вы должны коллективно на кафедре обсудить задание в течение 3х минут и дать правильный ответ. А мы «ученый совет» оценим работу вашей кафедры. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Гостям также раздаются тесты для решения. Правильные ответы после устной проверки и обсуждения выводятся на слайд поочерёдно для каждой кафедры.

Слайд 4 Проверка ответов

5. Дискуссия членов «учёного совета». Обозначение проблемы урока.

Слайд 5

Председатель. Итак, возвращаемся к нашей проблеме: можно ли передать внутренний мир человека, его настроение в портретной живописи?

Доктор искусствознания. Уважаемые коллеги, я считаю, что любой художник в портрете может передать внутреннее состояние человека, его настроение и это доказывают мои многолетние исследования.

Академик. Нет, вы не правы, уважаемый коллега. Портрет – это как фотография. Главное, чтобы было, сходство. Живописец Плеханов говорил: «…Главным достоинством портрета всегда все-таки является его сходство с оригиналом».

Доктор искусствознания. Я не соглашусь с вашей точкой зрения!..

Председатель. Давайте разрешим наш спор и обратимся к кафедрам художников-исследователей. Они изучили данный вопрос и провели исследование на примере портретного творчества Леонардо да Винчи, Владимира Боровиковского и Валентина Серова.

6. Работа кафедр: выступление докладчиков, демонстрация наработанного материала учащимися: репродукций, книг по искусству, докладов, информационных листов

Академик. Заслушаем первую Кафедру художников-исследователей зарубежного искусства, которые изучали портретное творчество Леонардо да Винчи. Уважаемый заведующий кафедрой, кто будет выступать?

Заведующий кафедрой представляет докладчиков.

Выступление учащихся с докладом (Приложение 2) с демонстрацией слайдов презентации.

Слайд 6, Слайд 7

Председатель. Заведующий кафедрой, а какую ещё работу вы провели по изучению портретного искусства Леонардо да Винчи?

Ребята выходят и показывают результат работы: доклады, репродукции портретов, которые нашли и информационные листы о портретах.

Доктор искусствознания. Заслушаем вторую Кафедру художников-исследователей русского искусства 18 века, которые изучали портретное искусство Владимира Боровиковского. Уважаемый заведующий кафедрой, кто будет от вас выступать?

Заведующий кафедрой представляет докладчиков.

Выступление учащихся с докладом (Приложение 3) с демонстрацией слайдов презентации.

Слайд 8, Слайд 9, Слайд 10

Ребята второй кафедры также выходят и показывают результат работы: доклады, репродукции портретов, которые нашли и информационные листы о портретах.

Академик. Заслушаем третью Кафедру художников-исследователей русского искусства начала 20 века. Уважаемый заведующий кафедрой, представьте докладчика.

Заведующий кафедрой представляет докладчиков.

Выступление учащихся с докладом (Приложение 4) с демонстрацией слайдов презентации.

Слайд 11, Слайд 12, Слайд 13

Ребята выходят и показывают результат работы: доклады, репродукции портретов, которые нашли и информационные листы о портретах.

7. Выдвижение участниками вывода по проблеме

Слайд 14

Председатель. Итак, к какому выводу вы пришли по вопросу: Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение в портретной живописи? Почему?

Ответы учащихся. Да, конечно можно…

Академик. Какими средствами достигает этого художник-портретист?

Ответы учащихся: через выражение лица, мимику человека; позу человека; использование художником гаммы цветов (тёплой или холодной), колорит картины в целом.

Доктор искусствознания. Известный художник Лоренцо Бернини говорил: «…При изображении кого-нибудь с натуры всё дело состоит в том, чтобы уметь уловить то качество, которое свойственно только данному человеку и которого природа не дала другим, а дала только ему…»

Академик. Эти слова можно отнести и к великим художникам: Леонардо да Винчи, Владимиру Боровиковскому и Валентину Серову, о которых говорили сегодня исследователи.

Доктор искусствознания. Итак, мы пришли к выводу… на Слайде 14 появляется вывод и его ещё раз зачитывают.

Вопрос к гостям ??? А как вы считаете? Наши исследователи в полном объёмы решили проблему? Они доказали, что можно передать внутренний мир человека, его настроение в портретной живописи?

Ответы приглашённых учителей

8. Оценка работы кафедр «Учёным советом». Мы наконец-то пришли к единому мнению. Теперь мы с вами полностью согласны, что обязательно любой художник передаёт внутренний мир человека, его настроение в портретной живописи, своё отношение к человеку.

Нам понравились доказательные ответы … кафедры. Спасибо … кафедре за большое количество рефератов и красивое выступление…

9. Комментарии учителя (председателя)

Председатель. Спасибо участникам расширенного заседания учёного совета. Заседание считаю закрытым.

Слайд 15

Оценивание за работу

10. Рефлексия

Слайд 16

Учитель. Что вам ребята сегодня понравилось на уроке?
Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в такой форме?
Чьи ответы вы бы сегодня отметили?

Высказывания учащихся

Учитель. Мне очень приятно, что сегодняшний урок прошёл так живо и интересно! Спасибо за работу.

Литература

для учителя:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство, 1991
  2. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. – М., 1996
  3. Красота человека в искусстве. – М., 1980

для учащихся:

  1. Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО "Издательство Астрель", 2003
  2. Детская энциклопедия искусство, 2009