Интегрированное занятие по ознакомлению с искусством с детьми подготовительной группы "Весенний пейзаж"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже;
    • учить понимать сюжетную сторону картины и средства выразительности (композицию и колорит), применяемые художниками для воплощения своих замыслов;
    • формировать умение различать оттенки настроений при восприятии музыки, поэзии, пейзажной живописи.
  • Развивающие:
    • развивать умение пользоваться определенным изобразительным словарем, учить пояснять свои ответы, подбирать эпитеты;
    • развивать у детей художественное восприятие произведений искусства, эстетические чувства, эмоции, переживания;
    • развивать детское творчество и фантазию;
    • развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к окружающей природе и  желание передать ее красоту;
    • формировать интерес к искусству, желание создавать художественные образы в собственной творческой деятельности.

Материал: пейзажи с изображением разных периодов весны: К.Юон. «Мартовское солнце», «Майское утро»; И.Левитан. «Весна – большая вода»; В.Бакшеев. «Голубая весна»; А.Рылов. «В голубом просторе» или другие, сходные по содержанию; аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского, Э.Грига «Весной», С.Рахманинова «Весенний поток», художественное слово И.Бунин «Бушует талая вода», мольберт (фланелеграф), рамка для картины, элементы деталей для составления весенней композиции (Дидактическая игра «Составь картину»).
Для детей сувениры – небольшие картинки, открытки, бумажные поделки и др., фишки.

Предварительная работа:наблюдение за распустившимися деревьями; чтение стихотворений о весне; рассматривание иллюстраций; проведение развлечений «Весна-красна», «Ай, да березка»; рассматривание репродукций с весенними пейзажами В. Бакшеева «Голубая весна», А. Грицая «Половодье», «Подснежники», «Первые дни мая», А. Рылова «Зеленый шум»; рассматривание тематического альбома «Полюбуйся, весна наступает!»; дидактическая игра «Времена года», «Что перепутал художник»; «Краски и звуки весны».

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

I. Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на выставку картин.  А помогать нам будет экскурсовод. Экскурсовод будет особый. Он будет задавать вопросы, загадывать загадки посетителям. За все правильные ответы будут выдаваться фишки. После экскурсии на выставку вы сможете обменять свои фишки на сувениры в киоске. На каждом сувенире есть цена – цифры от 1 до 5, сколько фишек у вас будет, такой сувенир вы сможете  приобрести (за 5 фишек – сувенир с цифрой 5, за 3 фишки – сувенир с цифрой 3 и т.п.). Хотите отправиться путешествовать в мир искусства?

Дети: Да!

II. Основная часть

Дети с воспитателем заходят в зал, оформленный картинами о весне. Пейзажи  расположены на выставке в последовательности от ранней весны до поздней.

Воспитатель: Мы с вами попали в Картинную галерею на «выставку-загадку». Рассмотрите внимательно картины и ответьте на вопросы экскурсовода (педагог).

Вопросы экскурсовода к детям:

1. Какое время года  изображено на всех этих картинах? (Ответы детей) (1 фишка)
2. Почему эти картины расположены в такой последовательности? (Ответы детей) (3 фишки)
3. Кто знает авторов и название каких-либо из этих картин?  (Ответы детей). (3 фишки за автора и название и по 2 фишке отдельно за название или автора.)
4. Угадайте, к какой картине подходят следующие слова: «весеннее половодье», «талая вода», «разлив»? (Ответы детей). (5 фишек)
5. Какими красками рисуют художники тени от деревьев? (Ответы детей). (4 фишки)
6. Угадайте, к какому жанру живописи относятся представленные на выставке картины?  (Ответы детей). (4 фишки)
7. Сравните пейзажи Юона «Мартовское солнце» и Бакшеева «Голубая весна» и найдите в них различие и сходство?  (Ответы детей). (5 фишек)
8. Подберите  слова (эпитеты), которыми в картинах можно определить небо, облака, деревья, землю, траву, цветы. Какие они?  (Ответы детей). (За каждое определение – 1 фишка.)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы и получили за это фишки. В конце занятия вы сможете обменять их на сувениры.

Воспитатель: А какие чувства возникали  у вас, когда вы рассматривали эти картины? (Ответы детей).

Воспитатель: Действительно, весна – это самое чудесное время года. Не случайно и поэты, и художники, и композиторы в своих произведениях обращались к весенней тематике. И.Бунин написал стихотворение «Бушует талая вода» (чтение стихотворения воспитателем). Какую картину вы представляете, слушая это стихотворение? (Ответы детей). К какому весеннему пейзажу оно больше всего подходит?

Дети: И.Левитан «Весна. Большая вода».

Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете? (Чтение стихов детьми).

Воспитатель:  Послушайте музыку, которая тоже очень созвучна с одной из этих картин (Звучит произведение  С.Рахманинова «Весенний поток»). Что вы услышали в этой музыке?

Дети: Весеннее журчание воды, игру лёгкого весеннего ветерка, тёплые лучи солнышка.

Воспитатель: С содержанием какой картиной она наиболее схожа?

Дети: И.Левитан «Весна. Большая вода».

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнём и потанцуем под музыку.

Музыкальная физминутка

Дети выполняют различные танцевальные движения под музыку С.Рахманинова «Весенний поток», демонстрируя своё настроение.
После физминутки дети подходят к мольберту (фланелеграфу), на котором приготовлена рамка для картины и разложены отдельные элементы изображений для составления композиции о весенней природе – дидактическая игра «Составь картину».

Воспитатель: Вот мы с вами оказались в другом зале, который называется «Художественная мастерская». Как вы думаете, кто работает в художественной мастерской?

Дети: Художники.

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в художников и сами создадим художественное произведение. Вам надо в рамку выложить изображения предметов, чтобы получился весенний пейзаж. Дети работают под музыку – аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского или  Э.Грига «Весной».

Воспитатель:Какая замечательная картина у вас получилась!  Что на ней изображено? (Дети рассказывают)

Воспитатель: Вы все вместе хорошо выполнили задание, каждый из проявил своё творчество и получился настоящий весенний пейзаж.

III. Заключительная часть (подведение итога занятия, дифференцированная оценка)

– О каком времени года мы сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали?  Что интересного было на занятии? Какие задания вам понравилось выполнять?

Воспитатель хвалит детей и приглашает их пройти к киоску, в котором оно могут обменять свои фишки на сувениры. Предложить детям приобрести сувениры в соответствии с количеством заработанных фишек. Киоскерами выбрать двух-трех человек.