Методические заметки по проведению "Недели математики" в кадетском корпусе

Разделы: Математика


Неделя математики в школе – это ежегодный математический праздник, который должен отличаться от прошлогоднего интересными, новыми мероприятиями, математическими «изюминками», разнообразием форм работы с детьми.

Кадетский корпус – это учебное заведение, в котором дети находятся круглосуточно (по крайней мере, младшекурсники, т.е. 5-6 кл.). В  послеурочное время начинает свою работу система дополнительного образования, т.е. кружки по интересам, в частности, с кадетами работают преподаватели ИЗО, математики, музыки. Мы используем эту возможность для оформления математических газет к Неделе математики от каждого курса. В этом году была опробована новая форма наглядных материалов – кадеты каждого курса организовали в фойе первого этажа «аллею формул», т.е. вывесили ярко оформленные небольшие плакаты с неоконченными записями часто встречающихся формул за курсы математики 5-11 классов.

В результате не только оформили фойе 1 этажа, но и организовали полезную работу кадет на переменах по заполнению пропусков в записях формул. По результатам самых активных кадет наградили призами. Сами ребята с энтузиазмом и интересом отнеслись к такой форме работы на «Неделе математики».

Также на музыкальном кружке дополнительного образования вместе с преподавателем математики 6 класса были отрепетированы «Математические музыкальные паузы». Кадеты 6 класса замечательно исполняли на переменах в фойе первого этажа такие песни как «Дважды два – четыре», «Раз – ступенька, два – ступенька» и т.д.

При этом их слушали кадеты других курсов, преподаватели, многие подпевали, т.е. были организованы веселые моменты, которые объединяли практически весь Корпус и создавали действительно ощущение математического праздника.

У нас в Корпусе существует такое направление работы как подготовка кадет-старшекурсников к заменам уроков преподавателей. Эта работа ведется ответственно, преподаватель серьезно готовит кадета старшего курса к проведению урока в своем классе. Предварительно выбирается тема урока, расписывается методика его проведения с учетом особенностей класса. Это одна из форм работы с одаренными детьми, так как кадет, проводящий урок, должен не только идеально владеть материалом по данной теме, но и обладать задатками педагога.

Наконец, особенностью «Недели математики» этого года стал ее завершающий этап – это урок-игра «Сон в Новогоднюю ночь», который проводился в 6 и 7 классах. Задолго до проведения «Недели математики» началась работа по подготовке математического спектакля. Сами преподаватели математики написали его сценарий и сами же приняли участие в спектакле. Урок-спектакль проводился в актовом зале. Были подготовлены реквизиты, выбрана группа ребят, которые вели урок, т.е. стали действующими лицами в спектакле. Цель урока - в игровой форме вспомнить некоторые понятия курса математики 5,6,7 классов, расширить математический кругозор ребят, завлечь их в интересный, творческий процесс подготовки и проведения игровых уроков, в конце концов, ярким, живым мероприятием завершить 2 четверть.

Сценарий новогоднего математического урока «Сон в Новогоднюю ночь»

Сцена 1.

Класс. Урок математики. Вася и Женя спят.

Ведущий (за сценой) :  И снится им сон…

Сцена 2.

Царица математики  на троне. К ней во сне попадают Вася и Женя.

Вася: Где мы?

Царица: Вы в царстве Математики.

Женя: Какой ужас! Как нам отсюда выбраться?

Царица: Совершите подвиг, найдите сокровище, и тогда я вас отпущу. Иначе – ждут вас в будущем ужасные мучения на ЕГЭ по математике. Идите сначала в парк геометрии.

Сцена 3.

Табличка с надписью «Парк геометрии». Фигуры, изображающие круг, квадрат и т.д. (их держат перед собой ребята-помощники).

Фигура 1: Ребята, назовите нас, и тогда можете идти дальше.

Вася (задумался): Да, я вспомнил, что нам говорили на уроках геометрии.

Женя: Это – квадрат, это – круг  (и т.д. называет фигуры)

Сцена 4.

Вася и Женя идут дальше. Табличка с надписью «Аллея формул». На стульях лежат листы с недописанными формулами (это формулы площади и периметра прямоугольника, формула пути, объема прямоугольного параллелепипеда). Вася поднимает первый лист и видит своего преподавателя математики Александра Александровича.

Вася: Александр Александрович! Вы здесь?

А.А.: Да. Я часто бываю в этом царстве и хочу, чтобы вы были здесь не гостями, а своими. Давайте я вам помогу. Обращается к залу: «Кто знает эту формулу?» и т.д.

Сцена 5.

Вася и Женя переходят на бульвар смекалок. Табличка с надписью «Бульвар смекалок».  Появляются плакаты  с текстами смекалок, либо дети их сами произносят. Ребята отвечают на вопросы с помощью А.А. и зала.

Сцена 6.

Табличка с надписью «Проспект математиков». На стульях сидят дети,  которые держат портреты великих математиков (Пифагор, Аристотель, Аль-Хорезми). Вася и Женя должны  назвать их имена.

Сцена 7.

Ребята выходят к табличке с надписью «Сокровища». На ней написано: «Возьмешь сокровище, если решишь задачу: сколько кубометров земли нужно выкопать, если сокровище зарыто в яме прямоугольной формы длиной 50 см, шириной 50 см, глубиной 1 м2»
Мальчики получают ответ и сверяют его с ответом, записанным на обратной стороне таблички.

Вася и Женя: Ура! Мы нашли сокровище!

Достают ящик  с надписью «Сокровище» и относят его к царице математики.  Царица достает из ящика сокровища – учебник по алгебре, сборник тестов ЕГЭ, тетрадь, чертежные инструменты, подарки призерам математической олимпиады (вручаются сразу же в зале) и пожелание царицы математики всем ученикам в стихах.

Царица читает свое пожелание:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте!
Математика научит вас точному счету.
Скорей за работу! Скорей за работу!

Сцена 8.

Класс. Урок математики. Учитель задает вопрос классу. Вася и Женя  просыпаются. Тянут руку и дают правильный ответ. Побывав в «математическом» сне, они смогли улучшить свои знания. 

Участники спектакля подходят к краю сцены и хором говорят: «Ребята, не надо спать на уроках!».
Подводя итог урока, преподаватель-организатор благодарит всех участников спектакля, выставляет оценки наиболее активным и в качестве домашнего задания на каникулы предлагает написать сценарий весеннего математического урока-спектакля.