Методическая разработка игрового мероприятия "Крестики-нолики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Адресат:  дети 6-7 лет.

Программное содержание.

  • Обобщить знания детей об экосистеме «Болото»: вспомнить названия растений и животных.
  • Познакомить детей с праздниками, посвященными воде.
  • Вспомнить песни о воде (болоте).
  • Развивать речь, память, мышление, внимание, выдержку.
  • Воспитывать любовь к природе, желание беречь природу.
  • Способствовать осознанному отношению к природным объектам, в необходимости заботливого отношения к богатствам природы.
  • Понимать, что в природе все взаимосвязано и имеет определенное значение в жизни человека.
  • Создать радостное настроение.
  • Рассказать,  какие еще бывают праздники воды.
  • Способствовать сплочению детей и родителей.

Оборудование: доска, на которой начерчено знакомое всем поле игры «Крестики-нолики», названия заданий (на 9 альбомных листах), эмблемы команд («X» и «0») – на каждого ребенка и для расстановки на игровом поле (по 5 шт. для каждой команды), магнитофон, аудиозапись, песочные часы (5 мин.), альбомные листы (по 8-10 шт.), 2 флажка (конуса), шапочка Аиста, шапочки лягушек (для девочек), костюм Кикиморы. 2 альбомных листа, стол, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, фишки.

Организация занятия. Дети делятся на две команды: «Крестики» и «Нолики», выбираются капитаны.
На мероприятие приглашаются родители. Они рассаживаются также по командам (в какой команде ребенок, в той команде и родитель). Родители имеют право подсказывать детям. Три человека выбирается в жюри.

Словарная работа: закрепить с детьми понятия «земноводные», «пресмыкающиеся», «травы», «злаки», «мхи».

Предшествующая работа.

  • Отгадывание загадок о природе.
  • Знакомство с экосистемой «Болото» и ее обитателями.
  • Знакомство с повадками животных.
  • Разучивание песен и танца:
    • песня «Земля – наш общий дом» (муз. и сл. Н.Б. Караваева.)
    • танец «Танец Лягушек» (муз. и сл. Т.А. Боровик).
  • Знакомство с игрой «Аист и лягушки»:
    • музыкальная игра «Аист и лягушки» (муз. и сл. Насауленко).

Работа с родителями

1) Вспомнить песни о воде (название, можно выучить 1 куплет или припев).
Например, «Море, море…», «Почему я водовоз?», «От улыбки станет всем светлей…», «Я Водяной, я Водяной…», «Пусть бегут неуклюже…», «В небе туча хмурится, хмурится…», «Течет река Волга…», «С причала рыбачил апостол Андрей…»
2) Помочь ребенку найти ответ на вопрос «Зачем нужно болото человеку?».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в зал и рассаживаются по командам. (Если проводится с родителями, то родители занимают свои места.)

Ведущий. Мы рады приветствовать вас, друзья, на нашей игре «Крестики-нолики». В «Крестики-нолики» играли когда-нибудь? (Да.) Напомню вам правила: побеждает та команда, которая выстроит в один ряд по горизонтали, вертикали или диагонали три своих значка.
– Перед вами игровое поле. Но, прежде чем мы начнем играть, узнаем тему сегодняшней игры. А поможет мне в этом моя гостья.
– А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.

– Правильно, Кикимора.

Под музыку «Песня Кикиморы» (муз. и сл. Е.В. Скрипкина) появляется Кикимора.

Кикимора. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы пригласили меня к себе в гости. К тому же у меня сегодня праздник. А может кто-нибудь из вас знает, что сегодня за праздник?

Ответы детей. (Наводящими вопросами добиться правильного ответа.)

Кикимора. Правильно, сегодня 2 февраля – День водно-болотных угодий, мой праздник. И именно моему любимому и родному болоту посвящена сегодняшняя игра.

Ведущий. Итак, тема нашей игры – «Болото» и всё, что с ним связано. Начнем?!

Дети. Да.

Ведущий. Итак, начинаем. За правильный ответ команда получает фишку – маленькое изображение своей эмблемы. За правильностью ответов мне будет помогать следить Кикимора. Я даю фишки команде «Крестики», а Кикимора -- команде «Нолики». Подводим итоги в конце каждого конкурса-задания: у кого больше фишек, та команда и победила, и значит, их эмблема займет место на игровом поле. А помогать нам подсчитывать результаты будет наше жюри (это могут быть как родители, так и сотрудники детского сада). Только одно главное условие: отвечаем полным ответом и только тот, кто поднимет руку. Первыми игру начинают…

Кикимора. А можно я считалочкой выберу?

Считалка.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки,
Затеваю пирожки:
Быстро нужно их испечь,
Ты пойдешь, затопишь печь!

(На каждое следующее задание первой начинает отвечать проигравшая команда.)

Задания.

1.«Загадки»

Кикимора и ведущий загадывают загадки, команды отвечают по очереди.

Не море, не земля,
корабли не плавают,
а ходить нельзя.  (Болото.)  [3, с. 31]

Зимой спит,
а летом – шумит.   (Река.)  [3, с. 30]

Я и туча,
и туман,
и ручей,
и океан,
и летаю,
и бегу,
и стеклянной
быть могу!   (Вода.)  [1, с. 9]

Одеяло белое
не руками сделано,
не ткалось и не кроилось,
с неба на землю свалилось. (Снег.)  [1, с. 8]

В огне не горит,
в воде не тонет.  (Лед.) [3, 31]

Кругом вода,
а с питьем беда.   (Море.) [3, с. 31]

Ног-то нет, а он идет,
глаз-то нет, а слезы льет.
а как придет да как расплачется,
все под крышу прячутся.   (Дождь.) [1, с. 11]

2. «Зачем нужно болото, вода человеку?» (домашнее задание)

Команды отвечают по очереди (ответ: 1-2 предложения). Ведущий дополняет ответы  и рассказывает о праздниках воды.

– В течение дня мы используем воду для умывания, приготовления чая, пищи, стираем, моем руки, моемся сами, моем полы, убираем жилища...
Вода доставляет в клетки органов и тканей питательные вещества, выводит из них продукты распада. Вода участвует в процессах терморегуляции и дыхания.
Человек на 60-70% состоит из воды. Без воды невозможно существование практически всех живых организмов. Она является обязательным компонентом всех технологических процессов. Вода особой чистоты используется при производстве продуктов питания и лекарств, полупроводников и люминофоров, в медицине, в химическом анализе.
Болота называют легкими Земли. Они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, формируют климат и поддерживают биологическое равновесие.

Рассказ ведущего о праздниках воды (информация взята из сети Интернет).

– Вы все правильно ответили, зачем нужна вода, болото. А вы знаете, что во многих странах уже много лет отмечают праздник Воды?  

  • Иван Купала – 7 июля. (Россия, Белоруссия, Украина)
  • Всемирный день воды (день водных ресурсов) – 22 марта.
  • Вардавар – армянский праздник воды. Длится 35 дней с 28 июня по 1 августа.
  • «Капля воды – крупица золота» – праздник воды в Туркменистане, отмечается в первое воскресенье апреля.

Эти праздники по-разному называются у разных народов, но для них характерна общая традиция: в этот день принято всех обливать водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни на пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.

  • Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В России в ночь на Крещение принято освящать воду. – 19 января.

3. «Кто живет в болоте?» [4, 37]

Земноводные: лягушка.
Пресмыкающиеся: ящерица, змея.
Насекомые: комар, мошка, стрекоза, муравей.
Птицы: выпь, чибис, кулик, цапля, журавль.

– А сейчас, специально для тебя, Кикимора, наши девочки исполнят «Танец Лягушек» (муз. и сл. Т.А. Боровик). Кикимора благодарит девочек.

4. Конкурс капитанов – «Нарисуй Кикимору».

Капитаны на альбомных листах за столом рисуют Кикимору, используя цветные карандаши, восковые мелки или фломастеры (по выбору). Работают на время – пока сыпется песок в часах (5 минут). Кто быстрее и аккуратнее нарисует портрет. Работы оценивают и Кикимора, и жюри.

– Пока капитаны работают, мы с вами, ребята, поиграем в музыкальную игру «Аист и лягушки» (муз. и сл. Насауленко). Аистом у нас будет Катя (выбирается любой ребенок, и ему на голову надеваем шапочку Аиста), а все остальные – лягушки.

Дети-лягушки сидят на корточках и говорят (пропевают) слова:

Аист вышел на охоту,                                  Ребенок-Аист имитирует движения
Ходит, ходит по болоту.                             птицы, ходит по болоту.
Очень хочется лягушкой закусить,             Говорит (поет) только Аист.
Очень хочется лягушку проглотить.
Ква-ки, ква-ки, ква-ква-ква,                      Дети-лягушки квакают и прыгают.
Ква-ки, ква-ки, ква-ква-ква,
После последних слов аист ловит лягушек. Выбирается новый Аист и игра продолжается.

5. «Что растет на болоте?» [4, 36]

Деревья: сосна, карликовая береза, ольха.
Кустарники: багульник.
Ягоды: голубика, клюква, морошка, брусника.
Травы: росянка, рогоз.
Злаки: тростник.
Мхи: кукушкин лен, сфагнум.

6. «Составь слова» (из  букв слова «Кикимора»)

– А сейчас вам предстоит составить из букв одного длинного слова много других слов. Слова должны быть в единственном числе. Работаем на время (5 минут). Ответы записывайте каждый на своем листе.

Каждый ребенок получает альбомный лист и фломастер, на доске вывешивается слово «кикимора». Команды по очереди читают свои слова, а жюри следит за правильностью и затем, чтобы слова не повторялись. Если команда назвала слово, которое уже было, то она может дать другой вариант (буквы И и Й – разные). Играют до тех пор, пока слова не «иссякнут».

Мор, мир, кар, рак, Рим, ром, рок, крик, кирка, корка, кора, ор, кома, ом, ком, кок, корм, мрак, кромка, корма и т.д.

7. «С кочки на кочку»

– Ребята, болото коварно и пройти по нему можно, только если знаешь тропинку, а иначе тебя затянет в трясину. Вам сейчас предстоит перейти «болото». Капитаны будут первопроходцами, а остальные должны аккуратно перебраться и не угодить в трясину.

Каждой команде даем 8-10 альбомных листов (в зависимости от расстояния). Первый участник команды бежит и выкладывает из альбомных листов дорожку, добегает до флажка (конуса) и возвращается назад. Остальные должны добежать до флажка по этим листочкам (перепрыгивая с листика на листик – «с кочки на кочку»), не наступая на пол (обратно просто бег).

8. «Песни о воде» (домашнее задание)

Командам предстоит по очереди называть песни о воде. Если прозвучало только название песни, то команда получат 1 фишку, а если спели 1 куплет или припев – то 2 фишки.
«Море, море…», «Почему я водовоз?», «От улыбки станет всем светлей…», «Я Водяной, я Водяной…», «Пусть бегут неуклюже…», «В небе туча хмурится, хмурится…», «Течет река Волга…», «С причала рыбачил апостол Андрей…» и др.

9. «Угадай животное» (гостей болота).

На подносе лежат картинки с изображениями животных (лось, заяц, белка, медведь, волк). Представители команды (по одному человеку) показывают животных, имитируя их движения, но не называют их и не издают никаких звуков.
Подводим итоги, определяем победителя. Всем участникам вручаем сладкие призы – подарок Кикиморы.
В заключении поем песню «Земля – наш общий дом» (муз. и сл. Н.Б. Караваева.)

Литература:

  1. Зеленый дом без окон. Сборник загадок. Сост. Л.М. Сукач, 1977.
  2. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений/ Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
  4. С чего начинается Родина. Комплексная региональная программа для дошкольных образовательных учреждений/ Авторы З.Н. Ажермачева, Л.Н, Панова, Н.В. Хомякова, С.А. Алексеева, С.Г. Громовик, Т.А. Разбегаева, Т.А. Максименко. – Томск, 2000.
  5. http://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.