Тема урока: "Екатерина Великая"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Для достижения целей и реализации задач, поставленных перед учителем в данном уроке, мною была выбрана мультимедийная структура урока, так как считаю, что именно эта форма даст возможность наиболее ярко осветить ключевые вопросы темы.

На данном уроке мультимедийные технологии используются при проверке усвоения детьми пройденного материала посредством кроссворда, в ходе объяснения нового материала, при закреплении новой темы на основе викторины по изученной теме.

Урок проводится в сопровождении кроссворда, презентации, музыкального сопровождения, викторины, физкультурной минутки. В начале урока через проектор на экран выводится первый слайд урока. Далее, следуя по плану – конспекту урока, каждый этап включает в себя техническое сопровождение.

Принцип действия проекта не сложен при использовании в работе.

Мультимедийный урок даёт детям возможность ощутить радость успеха в проявлении эмоций, имеет воспитывающий характер, направлен на достижение поставленных целей и задач.

Применяемая мною методика способствует быстрому усвоению детьми нового материала. Она не требует от них специальных усилий, не вызывает у учащихся отрицательных эмоций в течение всего урока; способствует превращению процесса обучения в игру, улучшению техники осознанного и быстрого чтения; активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес; ставит перед детьми задачи поискового характера; приучает к самостоятельному усвоению нового материала; способствует воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Необходимые ресурсы, материалы:

Программное обеспечение

1. Microsoft Windows Media с набором аудио кодеков mp 3
2. Power Point из Microsoft Office 2003

Устройства

1. Компьютер
2. Проектор, экран для проектора.
3. Аккустические колонки.

Источники:

Цели урока:

  • сформировать представления учащихся о жизни в Росси во времена правления Екатерины II; развивать устную речь, воображение учащихся;
  • воспитывать любовь к живописи и интерес к истории;
  • развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся; кроссворд (представленный в презентационном виде), презентация к уроку, викторина (представленная в презентационном виде), тесты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы всё понятно стало
Потрудились мы немало.

II. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1)
Пока часть учащихся ведёт работу по карточкам, остальная часть ребят заслушивает сообщения о В.М Ломоносове.

– Кто явился продолжателем дел Петра Великого, мы узнаем сегодня на уроке. А поможет нам в этом кроссворд (Презентация 1)
– Какое слово в кроссворде получилось выделенным? (Екатерина)
– Правильно! Сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, которая стала продолжательницей дел Петра Великого.

III. Работа над новой темой

1. Слово учителя (сопровождается Презентацией 2).

После Петра I в России царствовала Екатерина II. Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.
Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.
Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.
Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения.
В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Приведу лишь некоторые из них, касающиеся образования:

  • Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
  • Кто привык к трудам, тому труд облегчен.
  • Разумный человек всегда может найти упражнение.
  • Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился в младости.
  • Учение в счастье человека украшает, в несчастье же служит прибежищем.

После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Пётр?».
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».
Самыми значительными людьми при императрице были Румянцев, Орлов, Потёмкин и другие. С именем каждого из них связаны великие дела.
Знаменитый поэт Г.Державин в своём стихотворении «Видение Мурзы» так описал картину – портрет Д.Г.Левицкого « Екатерина II – законодательница в храме Богини Правосудия»:

…Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена,
Сошла и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной…
Простёртой на алтарь рукою
На жертвенном она жару,
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству.
Орёл полунощный огромный,
Сопутник молний торжеству
Геройский провозвестник славы,
Сидя пред ней на груде книг,
Священны блюл её уставы:
Потухший гром в когтях своих
И лавр с оливными ветвями
Держал, как будто бы уснув…

– Прочитайте текст на стр. 105-108. Какие изменения произошли при Екатерине II? (На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведён Зимний дворец.)

Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела.
При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.
Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд – Иорданским. Посольская – потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так, потому что Рождество напротив него во льду вырубалось Иорданская Купель, в день Рождества её освещали, а потом в неё окунались все желающие.

– А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Эрмитаж)
Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырёх зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.

IV. Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

V. Продолжение новой темы

– А сейчас настало время поговорить о помощниках Екатерины Великой (Презентация 3)

Поэт Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина», а для своих внуков в воспитательных целях она написала большой труд «Записки касательно российской истории». Державин, писавший, в том числе. Похвальные оды императрице, считается одним из лучших поэтов в России (слайд 2).

Григорий Александрович Потёмкин и Пётр Александрович Румянцев – известные военачальники (слайд 3).

Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств (слайд 4).

Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях (слайд 5).

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов командовал балтийским флотом (слайд 6).

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем.

Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии.

Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимус – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать» (слайд 7).

Фёдор Фёдорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провёл Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции (слайды 7, 8).

– Прочитайте текст на стр. 108-110 учебника. Назовите личные качества этих военачальников (Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине).

VI. Закрепление изученного

1. Викторина (Презентация 4)

2. Тестирование (Приложение 2)

VII. Домашнее задание:

– стр. 105-110. Ответить на вопросы на стр. 110-111;
– подготовить дополнительный материал о Суворове, Ушакове и взятии крепости Измаил.