Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Слушая сказки в детстве, человек накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Часто это позволяет найти уже нужное решение.
Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки» и отвечать на вопрос: «Чему учит эта сказка?», соотносит ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И конечно, если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной и реальной жизни.
Я с удовольствием сочиняю сказки! Сочиняю их как для детей, так и для взрослых. Сказки получаются добрыми, волшебными и умными. В моих сказках предметы оживают, разговаривают, радуются, смеются. И конечно всегда с ними происходят волшебные превращения. Так на занятии по закреплению правил дорожного движения мне помогала сказка «Город дорожных знаков». (Приложение 1) В этой сказке с мальчиком Ваней Ивановым происходит необычная история. Он попадает в Город дорожных знаков и игрушки помогают ему освоить дорожную грамоту. Ребята, слушают сказку с большим интересом. Они сопереживают мальчику Ване, помогают ему советами и одновременно с этим на занятии закрепляются знание и умение как правильно переходить улицу, легко запоминаются сигналы светофора, дети различают знаки не только по их назначению, но и по геометрическим признакам, и цветовой гамме.
Сказка – незаменимый помощник в моей работе. Она помогает выявить особые причинно-следственные связи и явления, приоткрывает для дошкольника завесу в чудесный мир фантастических образов. Сказка формирует нравственно здоровую личность ребенка. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это я передаю детям с помощью сказки «Сказание о Земле Кузнецкой» (Приложение 2)
Чтобы научить ребят правильно пользоваться столовыми приборами, я сочинила и рассказала сказку «Рождественская история» (Приложение 3) Слушая сказку, ребята знакомятся с историей появления ложек и вилок, которую рассказывает старинный нож, закрепляют умение сервировать стол к праздничному ужину.
Дети всегда открыты сказке. У сказки практически безграничные возможности. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки.
В наш век компьютерных технологий, дети легко и намного быстрее некоторых взрослых осваивают компьютерную грамоту. И на вопрос: «Почему компьютерную мышку назвали мышкой?», ответить было не просто. Но тут на помощь пришла сказка. Я её назвала «Сказка о том, как серенькая мышка стала мышкой компьютерной» (Приложение 4) Главная героиня сказки – серенькая мышка, рискуя собственной жизнью приходит на помощь двум маленьким мальчикам Даниле и Алеше. А помогает ей великий маг Мышкас и голубой хрустальный шар.
Иногда я думаю: «Зачем я сочиняю сказки? Для чего они мне нужны?» Сказки нужны, чтобы более реально жить. Сказка может быть ключом к решению сложной жизненной ситуации. Сказка помогает лучше понять других людей и себя. Мы, взрослые, так уж устроены: обычно нам хочется объяснить себе смысл наших действий. Почему-то обычно мы не хотим делать что-то просто из чувства радости и свободы. И тогда мы используем словесные объяснения или мысли – чтобы доказать себе и другим наше право на те самые действия, которые хотим совершить и совершаем. Вот из этих соображений и получилась сказка для взрослых, в которой рассказывается о нелегком труде работников детского сада. Я назвала её «Зимняя детсадовская сказка» (Приложение 5)
Сказки открывают широкий простор для творчества. Придумывать сказки очень просто – попробуйте, начните, скажите первые слова, и сказка подхватит вас и унесет в волшебную страну детства, где возможны любые чудеса!