Класс делится на три команды.
Конкурс «Отгадай-ка»
– Проверяем внимание и быстроту реакции. Отгадайте загадки и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы всё сделаете правильно, то из полученных шестнадцати букв составятся три слова. Подберите к ним антонимы.
– Что образуется на железе от воды? (Ржавчина)
– Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
– Время года, когда просыпается природа. (Весна)
– Как называется время суток между вечером и утром. (Ночь)
– Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Dот и весь я… (осьминог)
– И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька … (Черномор)
– Новогоднее дерево. (Ёлка)
– Площадка для бокса. (Ринг)
– Его оторвали у Варвары на базаре. (Нос)
– Рыбок дома держат в нём, что это за водоём? (Аквариум)
– Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
– Как называется птичий домик? (Скворечник)
– Надо мною над тобою пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча)
– Это самое упрямое животное – одно из действующих лиц сказки «Бременские музыканты». (Осёл)
– Без нитки она почти ни на что не годится. (Иголка)
– Он живёт в проводах. (Ток)
Должны получиться слова: ровно, чёрная,
стоит
Антонимы к этим словам: криво, белая, сидит
(лежит)
Конкурс «Вспоминай-ка»
Тренируем память. Проверяем словарный запас.
Первое задание
Напишите за три минуты десять существительных, оканчивающихся на букву ф. Имейте в виду, что слов с этой буквой в русском языке не так уж и много, так как появилась она в русском алфавите лишь при Петре Первом.
(Шарф, миф, шеф, блеф, библиограф, риф, тиф, сейф, фотограф, жираф, географ, граф и т.п.)
Второе задание
Постарайтесь за три минуты подобрать не меньше
десяти синонимов к слову «отлично»
(Прекрасно, восхитительно, чудесно, сказочно,
прелестно, бесподобно, дивно, божественно,
упоительно, замечательно)
Конкурс «Расшифруй-ка»
Конкурс «Литературная викторина»
Командам по очереди задают вопросы.
Первое задание
– В какой сказке из ячменного зерна вырастает
красивый цветок – тюльпан? Кто автор этой сказки?
(Сказка «Дюймовочка», автор Г.К. Андерсен)
– Как звали моряка, прожившего двадцать восемь
лет в одиночестве на необитаемом острове? Кто
автор произведения? (Робинзон Крузо, автор
Д.Дефо)
– В каком произведении одно из действий
происходит в харчевне «Три пескаря»? Кто автор
произведения? (Сказка «Золотой ключик или
Приключения Буратино», автор А.Н. Толстой)
– Из какого произведения этот отрывок и кто его
автор?
«…– Постой, –
Отвечает ветер буйный, –
Там за речкой тихоструйной …»
(«Сказка о Мёртвой Царевне и о Семи Богатырях», автор А.С. Пушкин)
– В какой сказке все герои овощи и фрукты?
Кто автор этой сказки? («Приключения
Чиполлино», автор Д. Родари)
– Кто придумал сказку про маленького толстого
человечка, который умеет летать? Как называется
эта сказка? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон)
Второе задание
Вам надо догадаться, что это за произведение, по его началу. Вспомнить кто автор?
«Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота…» («Кот в сапогах», автор Ш. Перро)
«Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осёл, хороший осёл, умный и сильный». («Бременские музыканты», авторы братья Гримм)
«Ну вот, перед вами…
Как видите, он спускается по лестнице за своим другом Кристофером Робином головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум». («Вини Пух и Все Все Все», автор А. Милн)
«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме, живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон», автор А. Линдгрен)
«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку». («Серебряное копытце», автор П. Бажов)
«Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за другой, отгоняя сон». («Маугли», автор Р. Киплинг)
«Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у своей матери». («Гадкий утёнок» , автор Г. Андерсен)
«Это было в Муроме, селе Карачарове. Жил-был один крестьянин, по прозванью Иван-свет Тимофеевич, со своей супругой Ефросиньей Яковлевной». («Илья Муромец», былина)
«В большом городе, где столько домов и людей, что не всем хватает места хотя бы на маленький садик… жили двое бедных детей. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра». («Снежная королева», автор Г.Андерсен)
Весёлая переменка «Нос – ухо – нос»
Учитель, обращаясь к детям, говорит:
«Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «Нос». Ещё раз, ещё. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «Лоб» вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-нос-ухо!» Сказав «Ухо», учитель указывает пальцем на подбородок, запутывая детей. И т.д.
Конкурс «Сосчитай-ка»
Команды показывают ответы с помощью карточек с цифрами.
– Батон разрезали на три части. Сколько сделали
разрезов? (2)
– Бублик разрезали на три части. Сколько сделали
разрезов? (3)
– Три человека обменялись фотографиями. Сколько
фотографий они при этом использовали? (6)
– Три человека при встрече обменялись
рукопожатиями. Сколько произошло при этом
рукопожатий? (3)
– Сколько концов у пяти палок? (10)
– А у пяти с половиной? (12)
– У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего
детей в семье? (4)
– Три человека ждали поезд три часа. Сколько
часов ждал каждый? (3)
– На столе три стакана с ягодами. Петя съел один
стакан ягод и поставил его на стол. Сколько
стаканов осталось на столе? (3)
Конкурс «Расставляй-ка»
Командам раздают листочки с заданиями. Надо расставить знаки между цифрами так, чтобы равенство было верным. Можно использовать скобки. Можно две рядом стоящие цифры считать числом.
2 4 6 = 1 ((2 + 4) : 6 = 1) 2 4 6 = 14 (2 х 4 + 6 = 14)
2 4 6 = 2 (2 х 4 – 6 = 2) 2 4 6 = 20 (2 х (4 + 6) = 20)
2 4 6 = 4 (24 : 6 = 4) 2 4 6 = 48 (2 х 4 х 6 = 48)
Подведение итогов. Награждение