ЦЕЛИ УРОКА:
- Расширить знания ученика о птицах.
- Закрепить представление о зимующих в наших краях и перелетных птицах; их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
- Формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы.
- Развивать устную речь; развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание и память.
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Таблицы с названием групп птиц (зимующие, перелетные).
- Картинки с изображением птиц:
А) зимующие (дятел, ворона, сорока, сова, воробей; птицы на кормушке)
Б) перелетные (журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик) - Видеозапись (презентация “Птицы зимой”, аудиозапись “Голоса птиц”).
- Макеты и фотографии различных кормушек для птиц.
- Учебник “Мир вокруг нас” А. Плешаков.
- Карандаш, ножницы.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Вступительная беседа.
3. Новая тема:
- Выделение двух групп птиц – перелётные и зимующие.
- Слушание музыки: “В зимнем лесу”.
- Конкурс загадок.
- Физкультминутка.
- Конкурс “Третий лишний”.
4. Работа с учебником.
5. Практическая работа: Конструируем кормушку для птиц.
6. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели.
- Послушай аудиозапись и отгадай, о чём мы сегодня будем говорить.
Звучит запись “Голоса птиц”.
- Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, вспомним, как они называются, где зимуют, чем питаются, и чем мы с тобой можем им помочь в трудную минуту.
2. Вступительная беседа.
Трудно сказать, сколько птиц на земле. Если всех пересчитать, то насчитаем примерно 100 миллиардов. Это много?
И все они разные. Есть птицы очень большие, величиной до двух метров (страусы), а есть совсем крошечные – не больше бабочки (колибри).
Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть, которые совсем не умеют летать (пингвины).
Одни птицы хищные, другие питаются насекомыми, семенами, ягодами.
Птиц на Земле очень много, все они разные и живут они по-разному.
3. Новая тема.
- Некоторые птицы, очень не любят снег и морозы, а другие совсем не боятся холода.
- Как мы их назовём? (Перелётные и зимующие) слайд. Приложение 1, 2, 3
Перелётные
- Что значит перелётные птицы? Куда осенью улетают эти птицы?
Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.
- Какие птицы улетают на зиму в теплые края? (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, соловей, ласточка, стриж). Карточки с изображением птиц.
Зимующие
- А все ли птицы улетают в теплые края с наступлением холодов?
- Как мы их назовём?
Птицы, которые с наступлением осени в тёплые края не улетают, называются зимующие. Они живут в наших краях и летом, и зимой. Осели, как говорят. Ещё их называют осёдлыми. Какие птицы зимуют с нами? (Ворона, воробей, дятел, синица, сова, поползни)
Итог: На какие большие две может разделить птиц? (Перелётные и зимующие)
Перелётные – уже улетели в жаркие страны, а зимующие остались с нами.
Аудиопауза. (Звучит музыка)
Сейчас мы мысленно совершим прогулку. Мы выйдем на улицу, пройдём по заснеженным дорожкам, зайдем в зимний лес. Погода чудесная. Легкий ветерок колышет макушки деревьев. Поднимем ручки, покачаемся на ветру. Ветерок стих. Лес как будто спит. Но это не так:
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Давай познакомимся с обитателями зимнего леса поближе, тебе помогут голоса птиц и загадки.
Конкурс загадок
Дятел
- Внимательно слушай первую загадку. Догадайся, кто первым нам встретится в зимнем лесу?
(Аудиозапись “Голоса птиц”)
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
У дятла длинный, липкий язык с твёрдыми зазубринами. Им дятел достаёт насекомых. А ещё дятел питается семена еловых, сосновых шишек.
Синица
- Вторая загадка. Отгадаем, кто же это летит к нам.
(Аудиозапись “Голоса птиц”)
Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица).
У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склёвывают мошек и насекомых. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.
Снегири
- Третья загадка.
Зимой на ветках яблоки:
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири).
Обратим внимание на окраску снегирей, у них красная грудка, действительно похоже на яблоки. Снегири любят любые семена (льна, ели, сосны, диких трав) и ягоды (рябины, можжевельника, бузины, черники.
Свиристели
А сейчас я вас познакомлю с ещё одной зимней гостьей. Почему гостья? Эта птичка прилетает к нам из холодных северных лесов и зимует вместе с нами. Я уже видела эту птицу в нашем дворе.
Наконец-то свиристели
За окном засвиристели.
Через бури и метели
Прилетели! Прилетели!
На рябине на боярке
В платьях сереньких, неярких
Птицы лёгкие сидели
И чуть слышно свиристели!
- Послушайте, как она поёт.
(Аудиозапись “Голоса птиц”)
Воробей
- А этих птичек я уверена вы знаете. Отгадайте их по голосу.
(Аудиозапись “Голоса птиц”)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)
Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнёзда рядом с домами человека, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен, за карнизами окон. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам. “Вора бей!” - кричали в старину крестьяне завидев на полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья. Общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая друг другу о месте кормежки или опасности.
Ворона
- Кто-то летит нам навстречу, послушаем, чей это голос?
(Аудиозапись “Голоса птиц”)
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая,
Известная персона,
Это же … (ворона).
Живут они в нашем краю и зимой, и летом. В тёплые края не улетают - зимующие.
Птицы эти хитроватые, вороватые. Зимой кушают всё, что найдут съестного на улице. (Иллюстрации птиц вывешиваются на доску)
Итог: (у доски)
- Вспомним, каких птиц мы встретили сегодня?
- Улетают ли эти птицы осенью в тёплые края?
- А какие птицы ещё остаются с нами зимовать?
- Чем питаются эти птицы?
Физкультминутка “Ветер дует”
Конкурс “Третий лишний”. (См приложение)
- Сейчас мы проверим, запомнили ли вы, какие птицы зимуют с нами, а какие уже улетели. Разделимся на 2 команды. Каждому я дам карточку с названиями птиц. Нужно найти одну лишнюю, подчеркнуть её, а потом объяснить, почему она лишняя. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
Самостоятельная работа по карточкам. Каждый ученик объяснят свой ответ и на доску прикрепляет карточки с названием птиц (к солнышку - перелётные, к ёлочке – зимующие).
Подведение итогов, подсчёт баллов.
4. Практическая часть.
Беседа. Работа с учебником.
Птицы могут иногда перенести большие холода, но от голода они часто гибнут.
Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой?
Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают.
А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.
- Как мы можем помочь птицам? (Построить кормушки, подкармливать птиц)
Открой учебник на странице 56.
- Посмотри здесь изображена кормушка, к ней уже прилетели птицы. Прочитай кто это.
- Есть у птиц и природные столовые. Это ягоды рябины, почки, семена шишек.
- Посмотри, какие кормушки мы с тобой можем изготовить сами.
- Чем мы будем подкармливать птиц? (Семенами)
- Прочитай текст на странице 57.
- Какие семена тебе знакомы? Рассмотрим их (семена подсолнечника, пшена, арбуза, тыквы).
- Семена подсолнечника клюют все птицы.
- Синицы клюют все семена, ещё они очень любят сало. Его можно просто подвешивать на дереве на нитке.
- Воробьи любят хлебные крошки, семена пшена и тыквы.
- Поползни клюют семена арбуза и тыквы.
- Снегири и свиристели любят ягоды, семена. Снегири хорошо едят различные каши.
Изготавливаем кормушку из заготовки.
- Мы сейчас с тобой изготовим такую кормушку из заготовок.
2 варианта:
- нижняя часть от пластиковой бутылки, по бокам два отверстия к ним привязать верёвочку;
- пустая упаковка от молока, в ней сделать “окошки” и крепление сверху.
- Наши кормушки готовы!
- Чем мы их наполним? Положи в неё корм для птиц.
- Посмотри, какие кормушки ребята построили для птиц (слайд презентации - находится у автора).
5. Подведение итогов.
- Вспомните, о чём мы говорили на уроке?
- Какие бывают птицы?
- Чей голосок вам понравился больше?
- Как вы будете помогать птицам зимой?
Домашнее задание.
Дома с родителями сделайте кормушку и повесьте её на дереве около дома, и не забывайте угощать своих пернатых друзей.