Покормите птиц зимой! 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Расширить знания ученика о птицах.
  2. Закрепить представление о зимующих в наших краях и перелетных птицах; их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
  3. Формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы.
  4. Развивать устную речь; развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание и память.
  5. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Таблицы с названием групп птиц (зимующие, перелетные).
  2. Картинки с изображением птиц:
    А) зимующие (дятел, ворона, сорока, сова, воробей; птицы на кормушке)
    Б) перелетные (журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик)
  3. Видеозапись (презентация “Птицы зимой”, аудиозапись “Голоса птиц”).
  4. Макеты и фотографии различных кормушек для птиц.
  5. Учебник “Мир вокруг нас” А. Плешаков.
  6. Карандаш, ножницы.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Вступительная беседа.

3. Новая тема:

  • Выделение двух групп птиц – перелётные и зимующие.
  • Слушание музыки: “В зимнем лесу”.
  • Конкурс загадок.
  • Физкультминутка.
  • Конкурс “Третий лишний”.

4. Работа с учебником.

5. Практическая работа: Конструируем кормушку для птиц.

6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели.

- Послушай аудиозапись и отгадай, о чём мы сегодня будем говорить.

Звучит запись “Голоса птиц”.

- Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, вспомним, как они называются, где зимуют, чем питаются, и чем мы с тобой можем им помочь в трудную минуту.

2. Вступительная беседа.

Трудно сказать, сколько птиц на земле. Если всех пересчитать, то насчитаем примерно 100 миллиардов. Это много?

И все они разные. Есть птицы очень большие, величиной до двух метров (страусы), а есть совсем крошечные – не больше бабочки (колибри).

Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть, которые совсем не умеют летать (пингвины).

Одни птицы хищные, другие питаются насекомыми, семенами, ягодами.

Птиц на Земле очень много, все они разные и живут они по-разному.

3. Новая тема.

- Некоторые птицы, очень не любят снег и морозы, а другие совсем не боятся холода.

- Как мы их назовём? (Перелётные и зимующие) слайд. Приложение 1, 2, 3

Перелётные

- Что значит перелётные птицы? Куда осенью улетают эти птицы?

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

- Какие птицы улетают на зиму в теплые края? (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, соловей, ласточка, стриж). Карточки с изображением птиц.

Зимующие

- А все ли птицы улетают в теплые края с наступлением холодов?

- Как мы их назовём?

Птицы, которые с наступлением осени в тёплые края не улетают, называются зимующие. Они живут в наших краях и летом, и зимой. Осели, как говорят. Ещё их называют осёдлыми. Какие птицы зимуют с нами? (Ворона, воробей, дятел, синица, сова, поползни)

Итог: На какие большие две может разделить птиц? (Перелётные и зимующие)

Перелётные – уже улетели в жаркие страны, а зимующие остались с нами.

Аудиопауза. (Звучит музыка)

Сейчас мы мысленно совершим прогулку. Мы выйдем на улицу, пройдём по заснеженным дорожкам, зайдем в зимний лес. Погода чудесная. Легкий ветерок колышет макушки деревьев. Поднимем ручки, покачаемся на ветру. Ветерок стих. Лес как будто спит. Но это не так:

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Давай познакомимся с обитателями зимнего леса поближе, тебе помогут голоса птиц и загадки.

Конкурс загадок

Дятел

- Внимательно слушай первую загадку. Догадайся, кто первым нам встретится в зимнем лесу?

(Аудиозапись “Голоса птиц”)

Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

У дятла длинный, липкий язык с твёрдыми зазубринами. Им дятел достаёт насекомых. А ещё дятел питается семена еловых, сосновых шишек.

Синица

- Вторая загадка. Отгадаем, кто же это летит к нам.

(Аудиозапись “Голоса птиц”)

Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица).

У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склёвывают мошек и насекомых. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.

Снегири

- Третья загадка.
Зимой на ветках яблоки:
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири).

Обратим внимание на окраску снегирей, у них красная грудка, действительно похоже на яблоки. Снегири любят любые семена (льна, ели, сосны, диких трав) и ягоды (рябины, можжевельника, бузины, черники.

Свиристели

А сейчас я вас познакомлю с ещё одной зимней гостьей. Почему гостья? Эта птичка прилетает к нам из холодных северных лесов и зимует вместе с нами. Я уже видела эту птицу в нашем дворе.

Наконец-то свиристели
За окном засвиристели.
Через бури и метели
Прилетели! Прилетели!
На рябине на боярке
В платьях сереньких, неярких
Птицы лёгкие сидели
И чуть слышно свиристели!

- Послушайте, как она поёт.

(Аудиозапись “Голоса птиц”)

Воробей

- А этих птичек я уверена вы знаете. Отгадайте их по голосу.

(Аудиозапись “Голоса птиц”)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)

Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнёзда рядом с домами человека, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен, за карнизами окон. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам. “Вора бей!” - кричали в старину крестьяне завидев на полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья. Общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая друг другу о месте кормежки или опасности.

Ворона

- Кто-то летит нам навстречу, послушаем, чей это голос?

(Аудиозапись “Голоса птиц”)

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая,
Известная персона,
Это же … (ворона).

Живут они в нашем краю и зимой, и летом. В тёплые края не улетают - зимующие.

Птицы эти хитроватые, вороватые. Зимой кушают всё, что найдут съестного на улице. (Иллюстрации птиц вывешиваются на доску)

Итог: (у доски)

- Вспомним, каких птиц мы встретили сегодня?

- Улетают ли эти птицы осенью в тёплые края?

- А какие птицы ещё остаются с нами зимовать?

- Чем питаются эти птицы?

Физкультминутка “Ветер дует”

Конкурс “Третий лишний”. (См приложение)

- Сейчас мы проверим, запомнили ли вы, какие птицы зимуют с нами, а какие уже улетели. Разделимся на 2 команды. Каждому я дам карточку с названиями птиц. Нужно найти одну лишнюю, подчеркнуть её, а потом объяснить, почему она лишняя. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

Самостоятельная работа по карточкам. Каждый ученик объяснят свой ответ и на доску прикрепляет карточки с названием птиц (к солнышку - перелётные, к ёлочке – зимующие).

Подведение итогов, подсчёт баллов.

4. Практическая часть.

Беседа. Работа с учебником.

Птицы могут иногда перенести большие холода, но от голода они часто гибнут.

Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой?

Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают.

А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.

- Как мы можем помочь птицам? (Построить кормушки, подкармливать птиц)

Открой учебник на странице 56.

- Посмотри здесь изображена кормушка, к ней уже прилетели птицы. Прочитай кто это.

- Есть у птиц и природные столовые. Это ягоды рябины, почки, семена шишек.

- Посмотри, какие кормушки мы с тобой можем изготовить сами.

- Чем мы будем подкармливать птиц? (Семенами)

- Прочитай текст на странице 57.

- Какие семена тебе знакомы? Рассмотрим их (семена подсолнечника, пшена, арбуза, тыквы).

- Семена подсолнечника клюют все птицы.

  • Синицы клюют все семена, ещё они очень любят сало. Его можно просто подвешивать на дереве на нитке.
  • Воробьи любят хлебные крошки, семена пшена и тыквы.
  • Поползни клюют семена арбуза и тыквы.
  • Снегири и свиристели любят ягоды, семена. Снегири хорошо едят различные каши.

Изготавливаем кормушку из заготовки.

- Мы сейчас с тобой изготовим такую кормушку из заготовок.

2 варианта:

  • нижняя часть от пластиковой бутылки, по бокам два отверстия к ним привязать верёвочку;
  • пустая упаковка от молока, в ней сделать “окошки” и крепление сверху.

- Наши кормушки готовы!

- Чем мы их наполним? Положи в неё корм для птиц.

- Посмотри, какие кормушки ребята построили для птиц (слайд презентации - находится у автора).

5. Подведение итогов.

- Вспомните, о чём мы говорили на уроке?

- Какие бывают птицы?

- Чей голосок вам понравился больше?

- Как вы будете помогать птицам зимой?

Домашнее задание.

Дома с родителями сделайте кормушку и повесьте её на дереве около дома, и не забывайте угощать своих пернатых друзей.