Коррекционно-развивающие цели.
- Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.
- Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.
- Научить четко произносить звуки [К], [К'], [Г], [Г'], дифференцировать их на слух и в произношении.
- Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.
- Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.
- Познакомить ребенка с предлогами к, от.
- Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы, кружки для обозначения звуков, картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Сначала присядет на свои места те, в чьих именах есть буква “К”. – Молодцы! Затем присядут те дети, в чьих именах есть буква “Г”. И последними присядут на свои места те ребята, в чьих именах есть и гласные, и согласные звуки. – Все послушали меня внимательно и с первым заданием справились хорошо.
II. Минутка чистописания.
– Посмотрите на доску и назовите мне названия картинок. (Дети отвечают.)
– Ребята, заметили ли вы что-нибудь общего в этих словах? (Ответы детей.) Да. Вы правы, три слова начинаются на согласный звук К и три слова начинаются на согласный звук Г.
– Давайте мы с вами посмотрим, как они пишутся прописью. Напишите в тетрадях строчку этих звуков.
К Г К Г_______
II. Основная часть занятия.
Задание 1. повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале – по два, затем – по три), в следующем порядке:
мак – бак, бык – бак, ток – тук, ком – дом – гном, нитка – ватка – ветка, клетка – плетка – пленка, тыква – буква – будка.
Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.
Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: “Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к . Отойди от шкафа” (практическое усвоение предлогов к, от).
– Логопед спрашивает: “Что ты сделал?” Ребенок отвечает: “Я подошел к окну. Я отошел от окна”. Взрослый показывает ребенку графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.
Задание 3. Знакомство со звуком [К]. Дидактическое упражнение “Большой – маленький”. Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
рот – ротик, нос – ..., лоб – ..., стол – ..., пес – ...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:
– губки свободны;
– кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
– горлышко “молчит”.
Символ звука: идет сильный дождик: КККК... (см. цветную вклейку) Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой.
Обозначение: синий кружок.
Задание 4. Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]”:
- к, м, п, в, к...;
- ка, ма, па, ва;
- ак, ам...;
- корова, мак, резина, рука..
Задание 5. Дидактическое упражнение “Угадай слово” (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
- м, а, к;
- к, о, т;
- т, о, к;
- к, т, о.
Задание 6. Знакомство со звуком [К'].
Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... (см. цветную вклейку) Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.
Обозначение: зеленый кружок.
Задание 7. Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, услышишь звук [К']”:
- кь, мь, ть, кь...;
- ки, ми, ви...;
- акь, амь, окъ...;
- ит, мыло, кино, стул.
Задание 8. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречаются звуки [К], [К'], определить место звуков в этих словах (при затруднении синий и зеленый кружки).
Задание 9. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:
Красные лапки,
Щиплет за пятки. Кто это?
– Какой первый звук в этом слове? Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Г]:
– губки свободны;
– кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка касается к мягкому небу;
– горлышко “работает”.
Символ звука: гусь гогочет: ПТ... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий.
Обозначение: синий кружок.
Задание 10. Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]”:
- м, б, г, в, г, г, п...;
- га, да, ма, бу, ту...; г
- араж, дорога, дерево, машина,
- графин, гусь, стол.
Задание 11. Знакомство со звуком [Г'].
Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгыь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий.
Обозначение: зеленый кружок.
Задание 12. Дидактическая игра “Измени слово” (индивидуальная работа по карточкам).
– Поменяй звук К на звук Г и наоборот.
Колос, калина, кости, густ, гол, игра, кора, угол.
Физкультминутка.
Гриша шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок,
Положил их в кузовок.
Задание 13. Дифференциация звуков [К] – [К']. Дидактическое упражнение
- “Хлопни в ладошки, если услышишь [К']”:
к, кь, кь... - Дидактическое упражнение “Скажи наоборот”:
КА-кя, ко – …; кю-ку, ки -… - Повторить за логопедом слоговой ряд:
КА – кА-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя - Назвать лишнее слово в ряду слов
Капута, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть ,куст. - Подобрать слово по первому слогу:
КА – …(ша), ко -…(сы), ки -…(но), ке – …(ды) - Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К], [К’] (Катя, Кирилл).
Задание 14. Дифференциация звуков [Г] – [Г]. Дидактическое упражнение
- “Скажи наоборот”:
га-гя, го-...; ги-гы, гю– ... - Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов.
газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант. - Назвать лишнее слово в ряду.
горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий - Вспомнить имя мальчика на звук [Г'] и имя девочки на звук [Г], образовать полные и уменьшительные имена, “подари и Гале”.
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Га-га-га – зеленые луга.
Задание 16. Дидактическая игра “Собери слово” (групповая работа)
У ребят на столах карточки со словами, в которых “перепутались” слоги. Дети должны правильно составить и прочитать слова: гуси, ком, книга, гости, гудок, гамак, губы, кабан.
Задание 17. Из данных слов составьте предложения. Напечатайте в тетрадях два любых слова. Подчеркните нужный звук.
Слова: гриб, кустик, комар, грабли, гном, гости, Костя, сапоги.
III. Итог занятия.
– Что мы сегодня с вами учили на занятии?
– Что вы запомнили? Дайте характеристику звукам, которые мы выучили.
Сегодня на занятии мне:
было трудно выполнить…
было легко выполнить…
было интересно…
IV. Рефлексия.
У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Раскрасьте то, которое соответствует вашему настроению.