Звуки К, К'. Буква Кк. Звуки Г, Г'. Буква Гг

Разделы: Логопедия


Коррекционно-развивающие цели.

  1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.
  2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.
  3. Научить четко произносить звуки [К], [К'], [Г], [Г'], дифференцировать их на слух и в произношении.
  4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.
  5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.
  6. Познакомить ребенка с предлогами к, от.
  7. Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы, кружки для обозначения звуков, картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Сначала присядет на свои места те, в чьих именах есть буква “К”. – Молодцы! Затем присядут те дети, в чьих именах есть буква “Г”. И последними присядут на свои места те ребята, в чьих именах есть и гласные, и согласные звуки. – Все послушали меня внимательно и с первым заданием справились хорошо.

II. Минутка чистописания.

Приложение 1.

– Посмотрите на доску и назовите мне названия картинок. (Дети отвечают.)

– Ребята, заметили ли вы что-нибудь общего в этих словах? (Ответы детей.) Да. Вы правы, три слова начинаются на согласный звук К и три слова начинаются на согласный звук Г.

– Давайте мы с вами посмотрим, как они пишутся прописью. Напишите в тетрадях строчку этих звуков.

К Г К Г_______

II. Основная часть занятия.

Задание 1. повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале – по два, затем – по три), в следующем порядке:

мак – бак, бык – бак, ток – тук, ком – дом – гном, нитка – ватка – ветка, клетка – плетка – пленка, тыква – буква – будка.

Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.

Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: “Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к . Отойди от шкафа” (практическое усвоение предлогов к, от).

– Логопед спрашивает: “Что ты сделал?” Ребенок отвечает: “Я подошел к окну. Я отошел от окна”. Взрослый показывает ребенку графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.

Задание 3. Знакомство со звуком [К]. Дидактическое упражнение “Большой – маленький”. Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

рот – ротик, нос – ..., лоб – ..., стол – ..., пес – ...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:

– губки свободны;

– кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

– горлышко “молчит”.

Символ звука: идет сильный дождик: КККК... (см. цветную вклейку) Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой.

Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]”:

  • к, м, п, в, к...;
  • ка, ма, па, ва;
  • ак, ам...;
  • корова, мак, резина, рука..

Задание 5. Дидактическое упражнение “Угадай слово” (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

  • м, а, к;
  • к, о, т;
  • т, о, к;
  • к, т, о.

Задание 6. Знакомство со звуком [К'].

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... (см. цветную вклейку) Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

Обозначение: зеленый кружок.

Задание 7. Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, услышишь звук [К']”:

  • кь, мь, ть, кь...;
  • ки, ми, ви...;
  • акь, амь, окъ...;
  • ит, мыло, кино, стул.

Задание 8. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречаются звуки [К], [К'], определить место звуков в этих словах (при затруднении синий и зеленый кружки).

Задание 9. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:

Красные лапки,

Щиплет за пятки. Кто это?

– Какой первый звук в этом слове? Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Г]:

– губки свободны;

– кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка касается к мягкому небу;

– горлышко “работает”.

Символ звука: гусь гогочет: ПТ... (см. цветную вклейку).

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий.

Обозначение: синий кружок.

Задание 10. Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]”:

  • м, б, г, в, г, г, п...;
  • га, да, ма, бу, ту...; г
  • араж, дорога, дерево, машина,
  • графин, гусь, стол.

Задание 11. Знакомство со звуком [Г'].

Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгыь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение: зеленый кружок.

Задание 12. Дидактическая игра “Измени слово” (индивидуальная работа по карточкам).

– Поменяй звук К на звук Г и наоборот.

Колос, калина, кости, густ, гол, игра, кора, угол.

Физкультминутка.

Гриша шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок,
Положил их в кузовок.

Задание 13. Дифференциация звуков [К] – [К']. Дидактическое упражнение

  • “Хлопни в ладошки, если услышишь [К']”:
    к, кь, кь...
  • Дидактическое упражнение “Скажи наоборот”:
    КА-кя, ко – …; кю-ку, ки -…
  • Повторить за логопедом слоговой ряд:
    КА – кА-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя
  • Назвать лишнее слово в ряду слов
    Капута, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть ,куст.
  • Подобрать слово по первому слогу:
    КА – …(ша), ко -…(сы), ки -…(но), ке – …(ды)
  • Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К], [К’] (Катя, Кирилл).

Задание 14. Дифференциация звуков [Г] – [Г]. Дидактическое упражнение

  • “Скажи наоборот”:
    га-гя, го-...; ги-гы, гю– ...
  • Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов.
    газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.
  • Назвать лишнее слово в ряду.
    горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий
  • Вспомнить имя мальчика на звук [Г'] и имя девочки на звук [Г], образовать полные и уменьшительные имена, “подари и Гале”.

Задание 15. Выучить чистоговорки:

Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Га-га-га – зеленые луга.

Задание 16. Дидактическая игра “Собери слово” (групповая работа)

У ребят на столах карточки со словами, в которых “перепутались” слоги. Дети должны правильно составить и прочитать слова: гуси, ком, книга, гости, гудок, гамак, губы, кабан.

Задание 17. Из данных слов составьте предложения. Напечатайте в тетрадях два любых слова. Подчеркните нужный звук.

Слова: гриб, кустик, комар, грабли, гном, гости, Костя, сапоги.

III. Итог занятия.

– Что мы сегодня с вами учили на занятии?

– Что вы запомнили? Дайте характеристику звукам, которые мы выучили.

Сегодня на занятии мне:

было трудно выполнить…
было легко выполнить…
было интересно…

IV. Рефлексия.

У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Раскрасьте то, которое соответствует вашему настроению.