Урок музыки является основным способом развития творческих способностей учащихся. Проблемой развития творческих способностей занимался Д.Б. Кабалевский, первый создатель программы “Музыка” для общеобразовательной школы.
Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере.
Я предлагаю фрагменты уроков музыки, направленные на развитие творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей у младших учащихся на уроках музыки станет возможным, если:
- повысить творческую активность и творческий потенциал младших учащихся;
- использовать творческие виды работ в определенной системе.
Понятие “творчество” требует осмысления. Общепринятая точка зрения на трактовку этого понятия заключается в том, что творчество как вид человеческой деятельности отличается, прежде всего, новизной и оригинальностью. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов предполагает развитие:
- познавательного интереса учащихся;
- речевой деятельности;
- мышления;
- памяти;
- воображения.
Разрабатывая урок музыки, учитель должен прежде всего учитывать состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учениками и мировоззрение. Создавая урок музыки, нужно учитывать еще одно обстоятельство – это мотивация обучения. Это первый этап. Следующий (второй) этап в подготовке к уроку – формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой именно класс будет приобщаться к музыке: “поющий класс”, “ленивый класс”, “умный класс”.
Для определения музыкальных способностей я подобрала ряд заданий, например, задание “Музыкальная кисть”.
Задание “Музыкальная кисть”
Цель игры: развитие музыкально-слуховых представлений ребенка в среднем регистре и развитие музыкально-слуховых представлений о музыкальной форме.
Дидактический материал: кисти для рисования.
Музыкальный репертуар: “Песня венецианского гондольера” Ф. Мендельсона.
Методика и техника игры.
В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли “художников”. Учитель играет “Песню венецианского гондольера” Ф. Мендельсона, а “художники” рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью “музыкальной кисти”. Задача учащихся – вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также передать в “картине” характер, настроение музыки.
Для создания наиболее полной картины сформированности музыкальных способностей учащимся можно предложить тесты следующего содержания.
Тест
Цель: определить уровень знаний элементов музыкального языка. Тест проводится в первом полугодии 1 класса.
1. Музыкальные звуки бывают высокие, низкие и средние:
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Музыкальные звуки в песне, танце или марше звучат громко или тихо, быстро или медленно:
а) да
б) нет
в) не знаю
3. Темп – скорость исполнения музыки:
а) да
б) нет
в) не знаю
4. В мелодии звуки движутся вверх, вниз или стоят на месте:
а) да
б) нет
в) не знаю
5. Мелодия бывает завершенной или незавершенной:
а) да
б) нет
в) не знаю
6. Музыкальная пьеса может быть написана в мажоре (радостно) или миноре (грустно)
а) да
б) нет
в) не знаю
Тест
Цель: выявить уровень знаний музыкально-теоретических понятий.
1. Развитие музыки – изменение в процессе сочинения или исполнения музыкальной речи:
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Интерпретация – творческое исполнение музыкальной пьесы:
а) да
б) нет
в) не знаю
3. Контраст значит противоположность:
а) да
б) нет
в) не знаю
4. Варьирование – видоизмененное повторение мотива, фразы, мелодии, целого музыкального построения:
а) да
б) нет
в) не знаю
5. Полифония значит многоголосие:
а) да
б) нет
в) не знаю
6. Фактура значит обработка:
а) да
б) нет
в) не знаю
Для определения художественных и музыкальных интересов учащихся можно предложить анкеты.
Анкета
Цель: определение художественных интересов учащихся.
1. Увлекаешься ли ты искусством?
а) да
б) нет
в) очень
2. Считаешь ли ты, что искусством нужно заниматься для:
а) получения оценки на уроке
б) приобретения профессии
в) проведения досуга
3. Какой вид искусства ты предпочитаешь:
а) литературу
б) кино
в) музыку
г) театр
д) изобразительное искусство
Анкета
Цель: определение музыкальных интересов учащихся.
1. Интересуешься ли ты музыкой?
а) да
б) нет
в) не очень
2. Какую музыку ты предпочитаешь слушать?
а) классическую
б) народную
в) эстрадную
г) джазовую
3. Где наиболее часто ты слушаешь музыку?
а) на уроке
б) по ТВ или радио
в) в аудио или видеозаписи
4. Какие музыкальные передачи ты смотришь регулярно?
а) постановку балета или оперы
б) концерты звезд эстрады
5. Чем тебе интересно заниматься на уроке музыки:
а) слушать музыку
б) узнавать новые сведения о композиторах
в) петь
г) рисовать
д) сочинять музыку или импровизировать.
Хотелось бы предложить методику работы по формированию творческих способностей учащихся.
Методика “Сочиняю музыку”
Проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развития образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного мышления, видения. Процедура проведения методики напоминает творческий процесс. Дается исходная творческая задача, служащая первотолчком для организации ребенком самостоятельной художественной деятельности. Можно предложить несколько ситуаций, из которых учащиеся выбирают наиболее понравившиеся. Это могут быть, к примеру, такие ситуации: “Весенние голоса”, “Летний день”, “Звуки большого города”, “Зимняя дорога”, сказочные события.
После выбора ситуации, школьник вместе с учителем (его участие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Например, как пробуждается жизнь весной: снег тает, припекает солнышко, капель, падают сосульки – как услышать и выразить свое отношение к этому? Или “Зимняя дорога”: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, “прозрачный лес один чернеет”.
Задание “Рисуем музыку”
Учащимся во время прослушивания музыкально произведения предлагается сосредоточиться и попробовать увидеть музыку, что изображается музыкой. Можно прослушать “Времена года” П. И. Чайковского – это очень яркое изобразительно произведение. Дети видят различные картины: осенний пейзаж, летящую тройку, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка. Слушая музыку, всегда можно “дорисовать” в воображении то, что в ней изображено: широкое раздолье пейзажа, народное гулянье.
Детей следует попросить сравнить звуки музыки с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было еще интереснее, предложить учащемуся нарисовать то, что он видит, когда слушает любимую музыку, выбрать музыкальный отрывок и представить, что это какое-либо состояние природы, изобразить красками пейзаж. Можно усложнить задачу: прослушав музыку, подобрать и составить из красок цвета (цветовую гамму) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисовать что– то вроде коврика, стараясь по музыки определить количество каждого цвета.
Так же сравнить звучания различных музыкальных инструментов с цветом краски и с помощью красок придумать узор, украшения, похожие на звучание инструмента. Эти задания стимулируют с помощью изобразительного искусства музыкальное воображение, эмоциональное, тембровое и ладово-слуховое восприятие.
Таким образом, использование методики работы по формированию творческих способностей повышает интерес учащихся к музыке, улучшает эмоциональный отклик, ладовое чувство.