Цели:
- Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.
- Содействие формированию здорового образа жизни.
- Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Достичь цель можно через решение основных задач: Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
- Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).
- Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.
- Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.
Средства обучения:
- учебно-наглядные средства (плакаты, рисунки);
- дидактическая техника (Презентация).
Оборудование и материалы: Тетради, ручки; раздаточный материал; лист формата А-1; маркеры, фломастеры, компьютер.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам: “Здравствуйте!”, а это значит, что я всем вам желаю доброго здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему люд желают друг другу прежде всего именно здоровья? Наверное потому, что для человека самая главная ценность – это здоровье! Не случайно народная мудрость гласит: “Здоровье за деньги не купишь!” (слайд 2, см. Приложение)
– А вы с этим согласны?
– Но все, что нас окружает, часто тоже бывает причиной плохого здоровья. Наша экология, порой больно бьет по здоровью человека. А нам всем хочется, чтобы, как в сказке, и дуб зеленый был, и синее море, и белые лебеди радовали нас своей красотой. Но увы! Сегодня и деревья чахнут, и синее море покрывается огромными мазутными пятнами, и птичий грипп гуляет по планете, и белые лебеди с трудом ищут себе чистые пруды, а о человеке и говорить не приходится!
Ведущий 1:
Вы правы! XXI век начал свой разбег
И кислотным стал уж давно человек!
Ведущий 2: Чистой нету воды, натуральной еды!
Ведущий 1: Мяса нет в колбасе, аспирина в упсе!
Ведущий 2:
Ножки Буша съел – сразу позеленел,
А кусочком “Дуры” – шею мыл до дыры!
Ведущий 1: В атмосфере – жара, на экране – мура!
Ведущий 2: на уроках – облом!
Ведущие (хором): Депрессивный синдром!
Учитель: Значит, здоровье – это не просто отсутствие болезней – это состояние физического, психического и социального благополучия человека. Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим. “Что же делать?”, “ Как же быть?”, “Как здоровье сохранить?”
(Приложение 1. Стихотворение)
– Проведем между вами турнир, состоящий из 5-х блоков, и посмотрим, знаете ли вы, как можно стать здоровым человеком.
Класс делится на 2 команды и каждая выбирает себе название.
Блок 1. “Здоровье и питание”. (слайд 3)
Задание 1. “Разминка”
Собрать пословицу из данных слов карточки и
растолковать её. (Приложение 2)
Задание 2. “Загадки” (слайд 4, 5)
Блок 2. “Здоровье и вредные привычки” (слайд 6)
Алкоголизм – хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни – тело, психику, душу и социальную жизнь человека. (слайд 7)
Алкоголь. (слайд8)
Послушайте письмо – крик души ребенка из проблемной семьи. (Читает стих ученик.) (Приложение 3)
Дорогие ребята! Надеюсь, наши герои убедили вас, что вести здоровый образ жизни необходимо.
А сейчас давайте посмотрим на это волшебное слово “ЗДОРОВЬЕ”. (слайд 9 ) Придумайте слова, связанные со здоровьем на каждую букву этого слова. (З – зарядка , Д – диета, О – отдых, Р – режим дня, О – очки, В – витамины, Е – еда)
Курение. (слайд 10, 11, 12)
Ведущий 1: А сейчас мы поиграем.
Шоу “Пейте сок – будете здоровы”
Ведущий 1: Шоу начинается – сок “добрый “наливается!
Ведущий 2: Веселиться буду я – льём в стакан “Моя Семья”.
Ведущий 1: Сок “Я “– любовь моя
Ведущий 2: Кто водку невкусную пьёт – тот хилым и глупым растет!
Ведущий 1: А кто попивает сок – будет строен и высок!
Ведущий 2: Кто в углу сигаретой дымит – тот свой жизненный путь сократит!
Ведущий 1: А кто будет соки попивать – тому счастье, здоровье видать!
Ведущий 2: Тот, кто пиво пьёт, тот, возможно, и помрёт.
Ведущий 1: А те, кто соки пьют, – те здоровье берегут. А сейчас мы предлагаем:
Что не жалко отдать за пачку сока “Добрый”? (Тому, кто предложит пачку сигарет или зажигалку предлагается пачка сока.)
Ведущий 2:Предлагает вопросы:
- Родина табака? (Южная Америка)
- В какой стране табак был объявлен забавой дьявола? (Италия)
- В XIX веке в Петербурге запрещалось курение. Кто выступал инициатором запрета на курение? (Пожарные)
- В школах Китая юного курильщика ждет наказание. Какое же? (Тренировка на велотренажере)
- В 1934 во Франции компания молодежи устроила соревнование – кто выкурит больше папирос! Двое “победителей не смогли получить приз, так как скончались, выкурив... сколько сигарет? (60 сигарет)
Ведущий 1: Предлагаю составить рифмы за 5 минут. (слайд 13) Задание для всех учащихся.
Наркотики. (слайд 14)
– Но вернемся в наши дни. В последние неполные два десятилетия влияние Запада стала все-таки разрушать нас. В конце двадцатого столетия ушло советское государство, исчезли идеалы, людям не во что стало верить. Русский человек без веры жить не может. Люди не видят будущего, живут одним днем. Власть над ними берут низменные потребности. Произошла подмена ценностей: значимыми стали не истинные удовольствия – труд, любовь, семья, дети, дружба, бизнес (это сложно, требует приложения порой немалых усилий), а сиюминутные удовольствия, сиюминутная радость, к числу коих относится и наркотик, укрепляющий с каждым годом свои позиции. Но только эта радость в очень короткий срок переходит в зависимость, зависимость в болезнь, а такая болезнь часто заканчивается смертью. А наркоман уничтожает не только себя, он уничтожает своих потомков. Получается: нет продолжения рода – нет будущего, нет нации, нет государства. Все! По большому счету цель программы по уничтожению России достигнута. И причина тому – мы сами, самостоятельно сделавшие свой выбор, но при этом, не задумываясь серьезно об ответственности за него.
– Вы с этим согласны? (Ответы учащихся.)
– Скажите, а вас всегда хватает смелости сказать “нет”, когда вам предлагают или просят сделать то, что вам не совсем нравится, но при этом вы боитесь выглядеть трусом, слабаком, смешным или просто обидеть человека своим отказом? Давайте проверим это, проведя небольшой тренинг. Раз сегодня мы говорим о наркомании, то ситуации, которые мы вам предложим, будут отвечать одной задаче: вы должны убедительно и твердо сказать “нет”, когда вам предложат попробовать наркотик. Ситуации будут разные, ваши пути решения тоже, но суть одна – твердое “нет”!
(Приглашаются учащиеся, делятся на небольшие группы, им предлагаются ситуации, ребята их обыгрывают.) Предлагаемые ситуации (расписаны на карточках и раздаются каждой группе ребят). (Приложение 4)
Не нужно думать, что за употребление и распространение наркотиков не будет проблем с законом (кстати, эти проблемы добавляются и ко всем остальным проблемам, которые появляются вместе с наркотиками). Будут проблемы, да еще какие! Убедитесь сами (слайд 15, 16 с комментариями ведущего).
– Все это вам информация для размышления…
Блок 3. “ЭКОЛОГИЯ” (слайд 17)
Задание для конкурса “ЭКОЛОГИЯ” (Приложение 5)
Блок 4. ВИЧ – СПИД и подроски (слайд 18)
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова ВИЧ/СПИД?
Как вы представляете человека с ВИЧ? Кто он по социальному статусу? Сколько ему лет? Чем он занимается? Каким путем был инфицирован? (работа в группах “Портрет человека с ВИЧ”), каждая группа представляет свой рисунок.
Ребята, я прошу всех встать и выстроиться в одну линию по центру так, чтобы вы никого не касались. Я сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы, если согласны, будете делать один шаг вперед, если не согласны – один шаг назад, а если не знаете ответа – оставайтесь на месте. И самое главное – вы все должны при этом закрыть глаза и не открывать их, пока я не скажу. Итак, закрыли глаза (упражнение “Живая диаграмма”, цель упражнения: выяснить степень информированности участников по данной проблеме).
– ВИЧ и СПИД – это одно и то же. Нет
– В мире более 40 млн. ВИЧ-позитивных людей. Да
– ВИЧ передается через рукопожатие. Нет
– ВИЧ-нфицированная мать может родить здорового
ребенка. Да
– Один из ведущих путей передачи ВИЧ – половой.
Да
Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. А что же получилось у нас? Траектория какой-то сумасшедшей молекулы! Кто ошибся и в каких вопросах – все это вы поймете сами сегодня и на следующих занятиях. Дело все в том, что с темой ВИЧ/СПИД связано огромное количество мифов. А мы сегодня постараемся узнать достоверную информацию об этой проблеме.
Итак, как вы считаете, ВИЧ и СПИД – это одно и то же? (упражнение “Разница между ВИЧ и СПИДом”, цель упражнения: объяснить участникам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры) (слайды 19, 20).
Сейчас я вновь предлагаю вам разбиться на две группы. Перед вами карточки с описанием ситуаций, вам необходимо оценить степень риска в каждой жизненной ситуации и прикрепить карточку под соответствующей надписью: ситуации высокого риска, ситуации низкого риска, безопасные ситуации. (Приложение 6)
Блок 5. “Викторина”
Тема: “Личная гигиена” (слайд 21)
Тема: “Физическая культура” (слайд 22).
Тема: “Брось сигарету” (слайд 23)
Тема: “Алкоголь – яд” (слайд 24)
Тема: “Наркотики – белая смерть” (слайд 25)
Коллаж.
Вместе собираем коллаж о здоровом образе жизни.
Учащиеся выбирают картинки и объясняют,
составляя коллаж. Подводим итоги классного часа.
Ведущий 1:
Трудно в этой жизни не сломаться,
Трудно выжить, но надо выживать,
Что же делать? Как в ней разобраться?
Какой путь, скажите, выбирать?
Ведущий 2:
Есть такой: наркотики и водка.
Принимая их, забудешь обо всем,
А на утро ты опять проснешься,
Будешь снова думать, для чего живем?
Ведущий 1:
Вечером ты снова весь в угаре,
Ты не думаешь, что будет с тобой завтра,
А на завтра тоже самое опять.
Но подумай, что в один прекрасный вечер
По-другому ты захочешь жить,
Но как трудно будет это сделать:
Найти силы в себе что-то изменить.
Учитель: Мы надеемся, что наша встреча не только обогатила вас знаниями о вредных привычках, но и реально заставила задуматься вас о собственном выборе. Всех благодарим! До свидания! (слайд 26)