Фразеологизмы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учебная: обогащение знаний о грамматических признаках имени существительного; знакомство с фразеологизмами и применением их в речи; знакомство с журналистскими профессиями;
  • Развивающая: развивать интеллектуальные способности учащихся, орфографические навыки, обогащать активный словарь детей;
  • Воспитательная: воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей, интерес к предмету.

Оснащение:

  • презентация к уроку, мультимедиа
  • карточки с текстами;
  • макет газеты “Волшебное слово”.
  • образцы городской прессы, газета “Лидер”
  • Толковые словари

Форма: урок – деловая игра с элементами исследования.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Презентация (слайд 1), Приложение 1, Приложение 2

Учитель: Начнем наш урок русского языка со слов К. Паустовского: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.

Грамотность – показатель культуры человека. Мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными. Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что-то новое, а значит, готовиться к своей успешной взрослой жизни. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем творить в мастерской слова – сочинять, создавать свои произведения. А также вы узнаете о тех профессиях, которые требуют знания русского языка, более того, вы сами испытаете себя на соответствие этим профессиям.

2. Введение в урок

1. Анаграммы (слайд 2)

ройге, алляе, ныка, водаз, гопода, нокежо, порто, ресда.

– Прочитайте зашифрованные слова. Запишите правильно их в тетрадях (проверка по слайду)

Герой, аллея, акын, завод, погода, ежонок, топор, адрес.

– Кто написал правильно? Что общего?
– Какое слово лишнее? (Ежонок). Почему? (все слова из словаря, кроме этого слова)
– Определите род всех существительных.
– Сейчас вы мне сами скажете, какое слово определит тему урока.
Для этого соедините первые буквы у существительных мужского рода. Какое получилось слово? (Газета).

(За каждое правильно выполненное задание вручается знак умника.)

– Что такое газета?

Газета – это периодическое издание в виде больших листов, которое выходит несколько раз в неделю и отражает события в нашей стране и за рубежом.

– Какие газеты издаются в нашем городе?
– Как напишете это слово?

Вот вам ещё одна подсказка, которую даёт сама газета: (на газете напечатано).

По утрАм и вечерАм
Прихожу я в гости к вАм:
ШуршАщая, бумАжная,
РасскАзываю вАжное.

– Прочитайте. Что она вам подсказывает? (что в слове пишется гласная А)

3. Создание игровой ситуации

– Ребята, вы знаете, что у нас в школе издаётся своя газета. Как она называется? О чём из неё можно узнать? Делают эту газету сами ученики. В последнем номере газеты помещено объявление: “В газету требуются сотрудники”. Кто из вас хотел бы работать в газете?

4. Словарно-орфографическая работа

– Люди каких профессий работают в газете? (слайды 3–4)

1. Расшифровав следующие шифровки, вы узнаете, какие работники требуются нашей газете

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
к е а р д п с н о т
1 9 4 4 2 7 6 9 8 5 2 8 10
                         
1 9 4 4 2 1 10 9 4
                 
4 2 5 3 1 10 9 4
               

2. Работа с Толковым словарем: дайте лексическое значение названий профессий:

1-я группа: Корреспондент – это работник издательства, который пишет в газету статьи, сообщения о различных событиях.

2-я группа: Редактор – это работник издательства, который проверяет текст, готовит его к печати. Главный редактор – руководитель издательства.

3-я группа: Корректор – это работник издательства, который исправляет ошибки в тексте, вносит поправки.

5. Деловая игра

Попробуем сами выпустить газету. Она будет называться “Волшебное слово”. В нашей редакции будет три отдела: редакторов, корреспондентов и корректоров. Все ли готовы работать в нашей редакции? Приступаем. Работаем дружно, сосредоточенно. Экономим время. Газета должна быть готова к концу урока.

1-я рубрика газеты: “Узнаём новое”.

1. Веселая разминка “Попробуй угадать и показать, о чем говорится?

1) Его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (Нос)
2) Не цветы, а вянут (уши)
3) Ими машут, как мельница (руки)
4) Он длинный и без костей (язык)
5) Ими щелкают от голода (зубы)
6) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

– Как называются все эти выражения? (слайд 5)
– Что такое фразеологизмы?

Без фразеологизмов совершенно нельзя обойтись в речи. Они делают нашу речь красивой, более выразительной, богатой.

2. Испытание для корреспондентов (слайд 6)

Работа в четверках

Подобрать к глаголам трудиться, бежать, бездельничать устойчивые сочетания, подходящие по смыслу.

  1. Не покладая рук
  2. Что есть духу
  3. Сложа руки
  4. Не жалея сил
  5. Во всю прыть
  6. Гонять лодыря
  7. Засучив рукава
  8. Со всех ног
  9. Бить баклуши
  10. В поте лица
  11. Сломя голову
  12. Что есть сил

(Дети составляют кластеры, проверяют по слайду, прикрепляют свои работы на газету).

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Наши гости тоже не сидели без работы. Они подготовили для вас подборку фразеологизмов, с которыми вы познакомитесь в познавательной колонке нашей газеты.

3. Задания для зоркого глаза: работа в парах “Слова играют в прятки”.

1. Название, какого животного спряталось в слове?

Даны слова: баранка, икота, Василиса, соленье, скиталец, палисадник, заслонка.

2. В редакцию пришло письмо. Определите от кого оно? (слайд 7)

В предложении “Женя в воде в очках” определи, кто Женя – девочка или мальчик. Ответ подчеркни

4. Испытание для редакторов.

Работа в парах: в предложениях этого письма найти речевые ошибки.

В небе, возвращаясь, каркают журавли.
За окном ухают голуби.
Под окном воркуют воробьи.
На деревьях курлыкают вороны.
По ночам чирикают филины.

Что же перепутала Женя?

(Она перепутала слова, обозначающие голоса птиц).

Соедини линией название птицы и ее голос. (слайд 8)

Журавли
Голуби
Воробьи
Вороны
Филины
каркают
ухают
воркуют
курлыкают
чирикают

5. Физминутка. Разминка “Задания для чуткого уха”.

– Назови имена девочек и мальчиков, которые услышишь в последнем слове вопроса.

Задания для команд .

  1. Кто принес куклу из магазина?
  2. Кто не пьет кефира?
  3. Кто подскажет, где растет вкусная ежевика?

Задания для гостей.

  1. Кто, заметив паука, спрятался под диван?
  2. Кто ждет подарки от деда Мороза?
  3. Кто в зоопарке дразнит верблюда?

6. Испытание корректорам. Индивидуальная работа

Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. На колонку “+” пока не обращай внимание.

Твое время – 3 мин.

Слова Кол-во
ошибок
“+”
Грус этаж шыть сапог огород вада    
Портрет шышки парус лесток танк гозета    
Обувь голупь арбуз писмо пляж ручька    
Морковь пирог варона звук много астана    
Скрип литает ветфь друг враг серце    

Проверь себя по ответу.

Ответ. Вот так ты должен выполнить это задание:

Слова Кол-во
ошибок
“+”
Грус этаж шыть сапог огород вада 3  
Портрет шышки парус лесток танк гозета 3  
Обувь голупь арбуз писмо пляж ручька 3  
Морковь пирог варона звук много астана 2  
Скрип литает ветфь друг враг серце 3  

За каждый правильный ответ ты получаешь плюс.
А теперь посчитай количество набранных плюсов.

количество плюсов 5 4 3 или меньше
Итоговый балл “5” “4” Чаще выполняй такие упражнения

2-я рубрика: “ Вести из школы”

Задание 1. Сбор материала для репортажа.

Все работники редакции должны быть грамотными. Сейчас мы будем работать в парах сменного состава. Правила работы в парах сменного состава:

  • передвигаемся тихо;
  • внимательно слушаем ответ товарища;
  • говорим шёпотом;

Взаимодиктант по методике КСО “Ручеёк”

В карточке у каждого ученика по 3 слова. Первый ученик диктует второму ученику слова, второй ученик пишет; затем второй ученик диктует свои слова – первый пишет.

Взаимопроверка:

а) без карточки
б) по карточке

Далее идет смена пар.

Задание 2 для всей редакции: (слайд 9)

Материал вы уже собрали. Теперь ваша задача: написать репортаж с нашего урока. Работать вы будете в своих группах. Распределите обязанности, кто будет редактором, корреспондентом, корректором.

Условие: используете собранный материал и обязательно должны быть фразеологизмы, которые для вас расшифровали наши гости. Они на слайде.

(По окончании работы каждая группа свой репортаж помещает в рубрику “Вести из школы”, гости тоже пишут свой репортаж)

3-я рубрика: “ Объявления, реклама”

6. Рефлексия

Пятистишье-резюме (слайд 10)

Чтобы участвовать в объявленном конкурсе, необходимо подать в редакцию резюме – короткую справку о себе: сообщить свои имя, и рассказать о своих способностях. Резюме вы напишете в виде пятистишья.

7. Итог урока

Потрудились хорошо. Создали свою газету,

По ходу урока на ватман, где уже оформлены заглавия газеты и рубрик, прикрепляются тексты с репортажами, с фразеологизмами, с записью нового материала. Получается занимательно-поучительная газета по русскому языку.

Посмотрите на свои работы.
У кого за все задания есть “умники”, вы уже можете работать в нашей газете. А самое главное, вы теперь сможете сами написать статью в детские издания: в городскую газету “Престиж”, где детская рубрика и в республиканскую газету детско-юношеского объединения “Жулдыз” “Лидер”, но сначала на неё нужно подписаться. Спасибо за урок.