Тема урока: "Поговорим о болезнях"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: познакомить с причинами возникновения и признаками некоторых заболеваний, способами избежать их и правилами скорейшего выздоровления.

Задачи:

  • Формировать представление о причинах возникновения и признаках некоторых заболеваний, способах избежать их и правилах скорейшего выздоровления.
  • Осуществлять первоначальное знакомство с некоторыми врачебными специальностями.
  • Способствовать развитию интеллектуальных параметров личности ученика: мышления, воображения, внимания, памяти.
  • Воспитывать стремление беречь своё здоровье.

Основные этапы урока и цели

Время на каждый этап урока

Оптимальное содержание и деятельность учителя и ученика на каждом этапе урока

Сочетание методов обучения на каждом этапе

Формы организации обучения на этапе

Средства обучения: ТСО, наглядность, дидактический материал

1. Оргмомент

Проверить готовность к восприятию информации,  установить обратную связь.

2 мин.

– Прозвенел уже звонок – начинаем наш урок!
– Садитесь.
– У кого никогда ничего не болело – топните.
– Кто хоть раз в жизни обращался к врачу – поднимите руки вверх.
– Кто хочет быть всегда здоровым – хлопните.
– Кто  желает здоровья и долголетия своим близким и друзьям – подмигните.  Спасибо.
Концентрация внимания Фронтальная

Слайд 1
(заставка)

 2. Повторение изученного, проверка домашнего задания

Проверить знания о внешнем и внутреннем строении человека.
Повторить правила сохранения здоровья.
Развивать         ассоциатив
ное мышление.

5 мин.

– Повторяем то, что знаем.
– Учащиеся первого ряда выполняют задания по карточкам. Остальные работают с учителем.
– Отгадайте загадки. Просигнальте – согласны ли вы с ответом.

1) Горшок умён, 7 дырочек в нём. (Голова)

2) Возводят дома, засевают поля,
И косят, и держат штурвал корабля,
Из струн высекают чудесные звуки,
И хлеб выпекают умелые…   (руки)

3) Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут. (Ноги)

– Какие ещё части тела знаете? (Туловище, спина, грудь, живот)
– Когда рассматриваем части тела, говорим о внешнем или внутреннем строении? (Внешнем)
– Какие внутренние органы знаете? (Сердце, лёгкие, печень, желудок, кишечник, головной мозг.)
– Вспомните правила, которые нужно знать, чтобы у нас не заболели наши внутренние органы и части тела. Закончите предложения на слайде  и найдите соответствующий рисунок среди рисунков, которые вы выполняли дома.

  • Перед едой нужно обязательно…
  • Чистить зубы надо…
  • Во время еды нельзя…
  • Никогда не ешь немытые…
  • Свет при письме должен падать…
  • Одеваться нужно по…

– Прочитаем правила, которые получились.

 Тестовая проверка знаний

Стимулирование интереса учащихся.

Установление обратной связи.

 

 

 

Метод незаконченных предложений.

Индивидуальная работа по карточкам.

 

Фронтальная работа

Карточки с тестовыми заданиями по внутреннему строению человека.
Загадки о частях тела.
Сигналь
ные карточки (зелёный цвет – да, красный – нет)

 

 

Слайд 2 (начало предложений)
Детские рисунки, соответствующие правилам.

Слайд 3 (правила)

3. Целеполагание

Организовать учащихся на самостоятельное формулирование темы и цели урока.
Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.

5 мин.

– Хотя мы  стараемся соблюдать эти правила, иногда всё же болеем. Сегодня мы вновь встречаемся с Лунтиком. Посмотрите, какой он грустный. Как вы думаете, почему? (Болеет)
– Когда почувствовали себя плохо, какой первый вопрос  себе задаём? (Почему я заболел?)
– Затем мы выясняем, какие изменения произошли в нашем организме и задаём следующий вопрос… (Какие признаки у болезни?)
– Когда установили, что у нас болит, задумываемся над следующим вопросом. Каким? (Что делать, если заболел?)
– Так на какие вопросы мы постараемся найти ответы на уроке? (1 ряд читает первый вопрос, 2 – второй вопрос, 3 – третий вопрос.)
– Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?
– Проверим себя. Расшифруйте название темы с помощью Слоговичка:
34-25-29-44-м о  33-102-зб-123-х
– Запишите  в тетрадь.
– Прочитайте, что у вас получилось. Удалось ли нам  правильно сформулировать тему урока?
– Прочитайте название темы урока хором. (Поговорим о болезнях)
Стимулирование интереса учащихся.

Аналитический метод.

 

 

Прогнозирование

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

Изображение Лунтика
Слайд 4 (слова-помощники: почему?, какие?, что делать?)
Слайд 5 (вопросы)

 

Слоговичок
Слайд 6 (зашифрованная тема)
Слайд 7 (тема урока)

4. Работа над содержанием нового материала

Формировать представле
ние у учащихся о причинах возникнове
ния и о признаках некоторых заболеваний, способах избежать их и правилах скорейшего выздоровле
ния. Способство
вать развитию мышления, концентрации внимания, слуховой памяти.

10 мин.

– Вернёмся к Лунтику. Вот, что рассказал он о своей болезни. Прочитайте на слайде.

«У меня сильные боли в мышцах, очень высокая температура, болит голова. Появился насморк и кашель. Ничего не хочется кушать. Хочется только лежать и спать»

– Чем же болеет Лунтик? Поможем ему разобраться?
– Послушайте сообщения одноклассников и определите, что за болезнь у Лунтика.
(Выступления детей: причины и признаки болезней, правила выздоровления и способы их избежать)
– Так чем же болеет Лунтик? Докажите.
(Гриппом, потому что у него сильные боли в мышцах, высокая температура, слабость, головная боль)

– Что ему нужно делать, чтобы быстрее поправиться?
(Не вставать с постели пока не установится нормальная температура, пить больше жидкости, принимать лекарства, назначенные врачом.)

Стимулирование интереса учащихся

 

 

Частично-поисковый метод

Аналитический метод

Самостоятельная работа.

 

 

 

Выступления учащихся с сообщениями по теме.
Фронтальная работа.

Слайд 8 (признаки болезни Лунтика)

 

 

Подготовленные заранее доклады: о простуде, о гриппе,  о болях в животе и  вопросы по ним (Приложение 1)

5. Физминутка

Снять эмоциональ
ное, физичес
кое и умственное напряжение

3 мин.

– Надеюсь, наши советы помогут Лунтику поправиться, и он с удовольствием будет с нами играть. Вот так.

(физминутку проводит ребёнок)

Раз – присядка, два – присядка.
Это заячья зарядка.
А волчата спинки выгнут
И тихонечко подпрыгнут.
А лисята, как проснутся
Любят сладко потянуться,
Потихонечку зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
Только мишка косолапый
В стороны разводит лапы:
То одну, то – обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало
На перемене всё начнёт с начала.
– А теперь несколько упражнений на внимание.
(Один ребёнок показывает движения, а остальные стараются в точности повторить их.)

Психологическая разгрузка Коллективная деятельность  
6. Продолжение работы над содержанием нового материала "Куда пойти лечиться?"

Осуществлять первоначальное знакомство с некоторыми врачебными специальностями.
Способствовать развитию тактильной памяти, критического мышления.
Воспитывать толерантность.

15 мин.

– Пока мы играли, на столе появился волшебный мешок. Угадаем, что же в этом мешке спрятано? (Ощупываем предметы в мешке)                                               
– Кому могут принадлежать эти вещи? (Врачу)
– Прочитайте загадку на слайде. Отгадайте. (Кто в дни болезней нам всех полезней?)
– Какой вывод мы можем сделать? (Если заболел – обязательно обратись к врачу!)
– Если заболит ухо, зуб, желудок, к одному и тому же врачу будете обращаться? Почему? (Существуют  разные врачебные специальности)
– Прочитайте текст на слайде.

Наша больница

У нас в  городе построили замечательную больницу. В ней много светлых кабинетов. Там  работают врачи разных специальностей. Терапевт, стоматолог, окулист, хирург, отоларинголог, кардиолог, невролог и много других. А детей там принимает педиатр.

– Подчеркните названия врачебных специальностей в тексте на листочках.
– Знакомые специальности запишите в левый столбик таблицы (знаю), незнакомые – в правый (не знаю).
– Обобщим результаты по классу. Составим сводную таблицу.
– Просигнальте, знакома ли вам специальность стоматолог?
– Большинству ребят знакома. Значит, карточку с надписью стоматолог прикрепляем в левый столбик таблицы (знаем).
(Аналогичная работа проводится по каждой специальности.)
– Посмотрите на полученную таблицу. Что вы можете сказать? (Большинство специальностей не знаем.)
– Хорошо это или плохо? Почему? (Плохо, потому что не знаем, куда обратиться, если что-то заболит)
– Кто думает по-другому? (Хорошо, потому что раз мы не знаем какие-то специальности, значит, мы не обращались к этим врачам.)
– Значит, у нас нет проблем со здоровьем, и это самое главное.
– Но всё же надо знать, что лечит каждый специалист. Давайте это выясним. (С помощью детей объясняется каждая специальность.)
Если нам  необходимо будет обратиться  к врачу одной из рассмотренных специальностей, куда мы пойдём?  (Больница, поликлиника)
– Это называется учреждения здравоохранения.
– Как вы понимаете это название? (Место, где  помогают сохранить здоровье)
– Что значит поликлиника? (В словаре Ожегова это слово объясняется  так: лечебное заведение для приходящих больных, обслуживаемое врачами разных специальностей.)
– Разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получит конверт с пожеланием  врачей всем людям. Чтобы прочитать пожелание, надо сначала собрать его из отдельных частей. Когда группа будет готова прочитать предложение, покажите это поднятыми вверх и соединёнными друг с другом руками.
(Каждая группа читает хором предложение: Будьте здоровы!)
– А зачем нам быть здоровыми? (Чтобы жить интересной жизнью, быть полноценным членом общества: добрым, весёлым, общительным, готовым прийти на помощь товарищу.)
– Все вместе пожелаем друг другу здоровья. (Весь класс хором произносит пожелание)

Практический метод

Стимулирование интереса учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа (собираем целое из частей)

Индивидуальная работа.

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Мешок с двумя входами для рук, в нём:
фонендоскоп, градусник, таблетки, шприц, мазь.
Слайд 9 (загадка о враче)

Слайд 10  «Наша больница»
Текст «Наша больница» и маркировочная  таблица у каждого учащегося
Маркировочная таблица на доске
Карточки с названиями врачебных специальностей
Сигнальные карточки

 

 

 

 

 

Конверты с разрезанным на части  пожеланием для каждой группы.
Слайд 11 (Будьте здоровы!)

 
7. Итог

Обобщить проделанную работу

5 мин.

  • На какие вопросы смогли ответить?
  • Какие новые врачебные специальности узнали?
  • Понравился ли урок? Просигнальте.
  • Что больше понравилось?
  • За работу на уроке я могу сказать « спасибо»…
  • Будьте здоровы!
  Фронтальная работа Сигнальные карточки