Разделительный мягкий знак

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дидактическая: формировать у учащихся представление об употреблении разделительного ь знака и правописании слов с разделительным ь знаком;
  • развивающая: учить связно излагать свои мысли, обобщать , развивать память, орфографическую зоркость.
  • воспитательная: умение работать в коллективе, взаимопомощи, чёткой организации труда

Оборудование: мультимедийная система, опорные схемы, картинки, учебник Русский язык 2 класс, Л.М. Зеленина М.:Просвещение, 2009г., игра “Снеговики”

Тип урока: изучение нового материала

Композиция: поэтапное решение учебных задач

Ход урока

1. ОНУ

Учитель: Ребята, поздоровайтесь с гостями! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, потрите свои ладошки, почувствуйте тепло. Повернитесь лицом друг к другу, прислоните свои ладошки к ладоням своего соседа, передайте ему своё тепло. Давайте сохраним этот тёплый настрой на протяжении всего урока.

Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (На доске.)

2. Сообщение темы урока (проблемная ситуация)

– Один мальчик со страниц учебника русского языка просился к нам на урок, помогите вспомнить его имя? Есть две транскрипции.

На доске транскрипции слов КОЛЬЯ, КОЛЯ.

– Почему вы так решили?
– Какой последний звук? Какой он?
– Что образует со стоящей гласной? (Мягкое слияние.)
– Рассмотрите второе слово. Что означает?
– Чем отличается? Какую роль играет ь знак в русском языке?
– Сегодня нам необходимо постараться выяснить для чего необходим ещё ь?
– Может кто-то догадался?
– Если убрать в слове ь знак, что произойдёт? (Сольются.)
– Какова же роль ь знака?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Тема нашего урока: “Разделительный ь”

3. Минутка чистописания. Разминка для рук

Прежде чем написать в тетрадочке, подготовим руку к письму.

Ь сь льк мья

4. Изучение нового материала

Работа по учебнику с. 136 Коля-колья

– Откройте учебник. Правильно ли мы отгадали имя мальчика.
– Что несёт Коля? Составьте предложение.
– Какой знак в слове? Где пишем? Что можно сказать, про букву Я (обозначает 2 звука) Какие?.

– Прочитайте запись на доске.

Чи-чьи
Бёт-бьёт
Вю-вьюга
Те-платье

– Выделите согласные после которых пишется ь. Перед какими гласными?

Составляется схема-опора.

Вывод: Когда пишется ь знак?

5. Физкультминутка

6. Актуализация знаний

– Пропустите строчку вниз.

А) Задание: Списать, вставить пропущенную букву. Слайд 1, см. Приложение 1.

– Проверка. Слайд 2.
– Какая буква пропущена? Когда пишем разделительный ь знак?

Б) письмо по памяти

– Найдите слово на сегодняшнюю орфограмму. Какие слова ещё необходимы?

Слайд 3.

– Орфографическое чтение вслух. Про себя. По одному – самопроверка.

Слайд 4.

В) деформированное предложение

– Составьте предложение. Найдите слово на орфограмму

– Запишите. Слайд 5.

Самопроверка – взаимопроверка

Слайд 6.

– Прочитайте все три предложения. Слайд 7.
– Что можем сказать (текст)
– Докажите, что это текст. Озаглавьте.
– Продолжите устно. Слайд 8.

7. Рефлексия. Игра “Снеговички”

Задание: постройте 3-х снеговичков:

1 – ь знак на конце,
2 – ь знак между согласными,
3 – ь знак после согласных перед гласными.

Вывод: Когда пишем ь знак?

8. Домашнее задание

Слайд 9.

9. Итог урока

Слайд 10.