Современное общество делает основной упор на человека, творческого, умеющего нестандартно мыслить. Путь человечества – это путь постановки и решения самых разнообразных задач.
На своих уроках, для развития творческого мышления учащихся при обучении биологии, я применяю элементы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). На уроках ввожу биологические проблемы – творческие задачи разного характера. Например, задачи продуктивного характера предполагают перенос изученных закономерностей в новые условия и поиск новых знаний; большинство продуктивных задач носит проблемный характер, и требуют анализа противоречий, выявления его причин и разрешения противоречия. А ведь именно противоречия и есть двигатель науки: листопад у деревьев умеренного климата бывает поздней осенью, как приспособление, уменьшающее зимнюю засуху. А вот у тропического дерева баобаба листья опадают в разгар лета. Какого значение летнего листопада? (Летний листопад в тропиках уменьшает возможность гибели деревьев от засухи, ослабляя испарение). Для эффективного развития творческих способностей учащихся в рамках каждой темы использую творческие задания и методы их выполнения, как при изучении темы, так и в практической части.
Тематическое планирование для 6 класса
по теме:
“Строение и многообразие покрытосеменных
растений”
(15часов)
Строение и основные органы цветковых растений. Строение семени. Прорастание семян. Корень, его строение, формирование и функции. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменение побега. Стебель и его строение. Проведение веществ. Лист, его строение и функции. Фотосинтез. Цветок – орган полового размножения. Опыление. Соцветия. Формирование семени и плода. Значение цветковых растений в жизни человека. Творческая биография Тимирязева.
Практикум. Изучение строения цветков. Проращивание семян двудольных и однодольных растений (сравнительный анализ строения корней двудольных и однодольных растений). Решение биологических проблем с помощью метода контрольных вопросов.
Конспект урока.
Корень, его строение, формирование и его функции
Цель: Познакомить со строением корня (внешним и внутренним), его функциями, видами корней.
Задачи: Научить учащихся работать в группах, не бояться высказывать свои мысли, уважать мнение других.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат “Корень”, гербарий растений, таблица “Корень”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Совместное открытие знаний.
Составляется схема – функции корня:
А) закрепление в почве
Б) накопление запаса питательных веществ
В) проведение веществ к стеблю
Г) поглощение воды и минеральных веществ.
2. Как должен быть устроен корень, чтобы выполнять эти функции?
Работа по группам.
А – 1 группа изучает внешнее строение корня, виды корней, работая с гербариями и учебником, заполняет таблицу – “Типы корневых систем”.
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Б – 2 группа выполняет лабораторную работу с микропрепаратом “Клеточное строение корня” и с учебником, заполняет таблицу:
Название зоны | Какими клетками зона образована | Её функции |
3. Обсуждение работ.
4. Составление схемы “Движение минеральных веществ из почвы в стебель растения”.
Корневой волосок (зона всасывания) --- зона проведения --- клетки стебля.
5. Закрепление – метод контрольных вопросов.
- Выкорчевывать сухие деревья удается с трудом, т.к. у них много корней. Зачем им столько корней?
- Какова причина движения веществ?
- Если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро поднимается, хотя корней нет. Почему?
- Как объяснить, что растения пустынь имеют длинные корни, а в тундре корни расположены у поверхности?
- Ученик, измеряя корни растений одного вида, собранных с разных почв, получил следующие результаты: 10см, 30 см, 60 см. В какой почве могло расти каждое из растений: черноземной, песчаной, глинистой?
- Для чего огородники прищипывают стержневые корешки растений (томатов капусты)?
- Оказывается, окучивают не только картофель, но и капусту, томаты. Как вы думаете, почему?
- Домашнее задание. § 19, 20 (по Пасечнику).
Творческая работа
С помощью, каких опытов можно наблюдать наличие корневого давления и присасывающего действия листьев? Составьте план исследования.
Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме
Урок соответствовал обязательному минимуму биологического образования и требованиям программы. На уроке были использованы продуктивные задания вместо пересказа, что активизировало работу учеников и повысило интерес к теме. Оптимальное сочетание избранных методов и методических приемов обучения позволило усвоению материала в полном объеме, что подтвердилось при закреплении методом контрольных вопросов – активность составила 100% и при выполнении творческой работы дома – 94%. Такие уроки направлены на воспитание функционально грамотной личности, которая способна решать самые различные, возникающие в жизни задачи. Ученики учатся результативно мыслить, работать с информацией, применять знания.