Тема урока "Изготовление панно к сказке Х.К. Андерсена "Дюймовочка" с использованием бумагопластики

Разделы: Начальная школа


Цель. Иллюстрирование фрагмента сказки Х.К.Андерсена “Дюймовочка” посредством японских оригами и аппликации.

Задачи:

  • образовательная – расширить представление обучающихся о возможностях применения оригами; закрепить умение изготавливать оригами по операционной карте;
  • развивающая – развивать познавательные процессы, умение применять полученные ранее знания для изготовления чего-то нового;
  • воспитывающая – воспитывать чувство прекрасного и уважительное отношение к культуре разных народов, воспитывать умение работать сообща для достижения общего результата.

Оборудование:

  • набор цветной бумаги,
  • ножницы,
  • клей,
  • карточки с изображением улыбки,
  • простой карандаш,
  • цветные карандаши или фломастеры,
  • операционные схемы для изготовления оригами (6-8 шт.),
  • трафареты – кружки;
  • мультимедийная установка;
  • доска,
  • ватман с изображением пруда,
  • презентация по сказке Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”

План урока

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Беседа с использованием мультимедийной презентации- 5 мин.
  3. Проектирование будущего панно – 5 мин.
  4. Распределение работы в микрогруппах – 5 мин.
  5. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами – 2 мин.
  6. Работа – 12 мин.
  7. Итог урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада приветствовать вас на очередном заседании “Клуба любителей оригами”. А теперь послушайте историю, которую я вам приготовила:

Давным, давно более 200 лет назад в одной маленькой шотландской гостинице немолодой, тихий путешественник забыл в номере тросточку, хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: “Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену”- и отнес ее на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее забывчивому путешественнику, потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека. Х.К. Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в крошечном городке в маленькой стране Дании. Отец его был бедным башмачником. В 12 лет Хансу Кристиану пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедняков. В свободное время он много читал и слушал сказки, которые очень любил. И он решил стать сказочником. Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле. Он отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Ребята, 2 апреля исполняется 205 лет со дня рождения великого сказочника Х.К.Андерсена, и я получила письмо из нашей детской библиотеки на ул. Морской, которая проводит традиционный конкурс детских работ, посвященный этой дате и предлагает нам с вами поучаствовать в нем. Вы согласны?

2. Беседа с использованием мультимедийной презентации

Учитель: Давайте вспомним, какие сказки Х.К. Андерсена вы знаете?

Приложение 1, Приложение 2

3. Проектирование будущей картины

Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, какую сказку Андерсена мы прочитали с вами последней.

Дети: “Дюймовочка”

Учитель: Понравилась ли вам эта сказка? Что больше всего запомнилось? Вспомните, где очутилась Дюймовочка, когда ее украли жабы?

Дети: На пруду.

Учитель: Ребята, у меня тоже есть пруд, но посмотрите, наверное, здесь чего-то не хватает?

Выслушиваются ответы детей.

– А Дюймовочке понравилось бы на таком скучном пруду?

Дети: Нет!

Учитель: Что же мы должны сделать, чтобы Дюймовочка вернулась на пруд?

Дети отвечают.

– Давайте украсим наш пруд так, чтобы он понравился Дюймовочке, я предлагаю сделать это способом оригами, ведь мы уже многое умеем делать, подумайте, какие поделки из бумаги могут нам пригодиться.

Дети: Лягушка, рыбка, солнышко, лилия. (На экране появляются поделки.)

Учитель: Замечательно, ребята! Как вы думаете, нужно ли каждому из вас делать все эти поделки?

Дети: Нет!

– Я с вами согласна, действительно, если каждый из вас сделает по фигурке, у нас уйдет очень много времени и получится слишком много фигур, а нам ведь надо украсить только один пруд, поэтому я и разделила вас на четыре группы, чтобы каждая группа сделала свою часть работы. Займите свои места в наших мастерских.

4. Распределение работы в микро-группах

Учитель: Посмотрите внимательно, на каждом столе есть план, по которому вы будете выполнять свое задание.

(Приложение 3, Приложение 4,

Приложение 5, Приложение 6

– Сейчас мы обговорим с каждой группой ее задание, а остальные пока рассмотрят схемы и обсудят план действий. Итак, какое же задание получила первая группа?

Дети: Нам нужно сделать рыбок.

Учитель: Какую базовую форму оригами вы будете использовать?

Дети: Треугольник.

Учитель: Я думаю, рыбок в пруду должно быть много, поэтому каждый из вас сделает свою рыбку. А какое задание получила вторая группа?

Дети: Собрать солнышко из модулей оригами.

Учитель: Обратите внимание на схему, по которой вы сможете изготовить модули для солнца. Какую базовую форму оригами вы будете использовать?

Дети: Треугольник.

Учитель: Сколько модулей вам понадобится?

Дети: Десять.

Учитель: Давайте разделим работу, каждый из вас сделает по 2 модуля, а Соня соберет все вместе и получится солнышко. Итак, узнаем задание третьей группы.

Дети: Сделать кувшинки.

Учитель: Обратите внимание на схему, в чем особенность этой поделки?

Дети: Она состоит из модулей и горошин из бумаги.

Учитель: Ваша группа самая большая, вам предстоит серьезная работа, давайте разделимся и решим, кто будет вырезать кружки по шаблону, кто наклеивать их на основу, а кто изготовит листья. (Распределяют.)

– Ну и, наконец, задание четвертой группы?

Дети: Сделать лягушек.

Учитель: Посмотрите внимательно схему, с какой базовой формы вы начнете?

Дети: Треугольник.

Учитель: Отлично, лягушек на пруду бывает очень много, поэтому каждый сделает свою лягушку, не забудьте сделать глаза при помощи аппликации.

5. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами

Учитель: Какие материалы нам понадобится в работе?

Дети: Бумага, клей.

Учитель: Какие инструменты вы будете использовать?

Дети: Ножницы, карандаш.

Учитель: Какой из этих инструментов может быть опасен?

Дети: Ножницы.

Учитель: Давайте вспомним, как надо пользоваться ножницами, чтобы не поранить себя и своих товарищей.

Физкультминутка “Ножницы”

В руки ножницы берем
Только если вырезаем,
Другу их передаем
Лишь тупыми мы концами,
Если будет каждый строго
Безопасность соблюдать,
Станут ножницы послушны,
Нам помогут вырезать.

6. Работа

Учитель: Вот теперь можно приступать к работе. Но сначала давайте вспомним главное правило членов Клуба любителей оригами.

Дети: Сделал сам – научи друга.

7. Подведение итогов

Учитель: Посмотрите, какой замечательный пруд у нас получился, но мне кажется, ребята, что здесь кого-то не хватает, как вы думаете, кого?

Дети: Дюймовочки.

Учитель: Конечно! (Прикрепляет Дюймовочку на лист кувшинки.) Вот теперь картина полная, я думаю она сможет занять достойное место на конкурсе и я с удовольствием передам ее в библиотеку.
Посмотрите, наш мультяшный пруд тоже изменился, значит, мы все сделали правильно.

(На презентации появляются жители пруда и Дюймовочка.)