Цель. Иллюстрирование фрагмента сказки Х.К.Андерсена “Дюймовочка” посредством японских оригами и аппликации.
Задачи:
образовательная – расширить
представление обучающихся о возможностях
применения оригами; закрепить умение
изготавливать оригами по операционной карте;
Оборудование:
- набор цветной бумаги,
- ножницы,
- клей,
- карточки с изображением улыбки,
- простой карандаш,
- цветные карандаши или фломастеры,
- операционные схемы для изготовления оригами (6-8 шт.),
- трафареты – кружки;
- мультимедийная установка;
- доска,
- ватман с изображением пруда,
- презентация по сказке Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”
План урока
- Организационный момент – 3 мин.
- Беседа с использованием мультимедийной презентации- 5 мин.
- Проектирование будущего панно – 5 мин.
- Распределение работы в микрогруппах – 5 мин.
- Инструктаж по ТБ при работе с ножницами – 2 мин.
- Работа – 12 мин.
- Итог урока – 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада приветствовать вас на очередном заседании “Клуба любителей оригами”. А теперь послушайте историю, которую я вам приготовила:
Давным, давно более 200 лет назад в одной маленькой шотландской гостинице немолодой, тихий путешественник забыл в номере тросточку, хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: “Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену”- и отнес ее на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее забывчивому путешественнику, потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека. Х.К. Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в крошечном городке в маленькой стране Дании. Отец его был бедным башмачником. В 12 лет Хансу Кристиану пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедняков. В свободное время он много читал и слушал сказки, которые очень любил. И он решил стать сказочником. Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле. Он отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
Ребята, 2 апреля исполняется 205 лет со дня рождения великого сказочника Х.К.Андерсена, и я получила письмо из нашей детской библиотеки на ул. Морской, которая проводит традиционный конкурс детских работ, посвященный этой дате и предлагает нам с вами поучаствовать в нем. Вы согласны?
2. Беседа с использованием мультимедийной презентации
Учитель: Давайте вспомним, какие сказки Х.К. Андерсена вы знаете?
3. Проектирование будущей картины
Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, какую сказку Андерсена мы прочитали с вами последней.
Дети: “Дюймовочка”
Учитель: Понравилась ли вам эта сказка? Что больше всего запомнилось? Вспомните, где очутилась Дюймовочка, когда ее украли жабы?
Дети: На пруду.
Учитель: Ребята, у меня тоже есть пруд, но посмотрите, наверное, здесь чего-то не хватает?
Выслушиваются ответы детей.
– А Дюймовочке понравилось бы на таком скучном пруду?
Дети: Нет!
Учитель: Что же мы должны сделать, чтобы Дюймовочка вернулась на пруд?
Дети отвечают.
– Давайте украсим наш пруд так, чтобы он понравился Дюймовочке, я предлагаю сделать это способом оригами, ведь мы уже многое умеем делать, подумайте, какие поделки из бумаги могут нам пригодиться.
Дети: Лягушка, рыбка, солнышко, лилия. (На экране появляются поделки.)
Учитель: Замечательно, ребята! Как вы думаете, нужно ли каждому из вас делать все эти поделки?
Дети: Нет!
– Я с вами согласна, действительно, если каждый из вас сделает по фигурке, у нас уйдет очень много времени и получится слишком много фигур, а нам ведь надо украсить только один пруд, поэтому я и разделила вас на четыре группы, чтобы каждая группа сделала свою часть работы. Займите свои места в наших мастерских.
4. Распределение работы в микро-группах
Учитель: Посмотрите внимательно, на каждом столе есть план, по которому вы будете выполнять свое задание.
– Сейчас мы обговорим с каждой группой ее задание, а остальные пока рассмотрят схемы и обсудят план действий. Итак, какое же задание получила первая группа?
Дети: Нам нужно сделать рыбок.
Учитель: Какую базовую форму оригами вы будете использовать?
Дети: Треугольник.
Учитель: Я думаю, рыбок в пруду должно быть много, поэтому каждый из вас сделает свою рыбку. А какое задание получила вторая группа?
Дети: Собрать солнышко из модулей оригами.
Учитель: Обратите внимание на схему, по которой вы сможете изготовить модули для солнца. Какую базовую форму оригами вы будете использовать?
Дети: Треугольник.
Учитель: Сколько модулей вам понадобится?
Дети: Десять.
Учитель: Давайте разделим работу, каждый из вас сделает по 2 модуля, а Соня соберет все вместе и получится солнышко. Итак, узнаем задание третьей группы.
Дети: Сделать кувшинки.
Учитель: Обратите внимание на схему, в чем особенность этой поделки?
Дети: Она состоит из модулей и горошин из бумаги.
Учитель: Ваша группа самая большая, вам предстоит серьезная работа, давайте разделимся и решим, кто будет вырезать кружки по шаблону, кто наклеивать их на основу, а кто изготовит листья. (Распределяют.)
– Ну и, наконец, задание четвертой группы?
Дети: Сделать лягушек.
Учитель: Посмотрите внимательно схему, с какой базовой формы вы начнете?
Дети: Треугольник.
Учитель: Отлично, лягушек на пруду бывает очень много, поэтому каждый сделает свою лягушку, не забудьте сделать глаза при помощи аппликации.
5. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами
Учитель: Какие материалы нам понадобится в работе?
Дети: Бумага, клей.
Учитель: Какие инструменты вы будете использовать?
Дети: Ножницы, карандаш.
Учитель: Какой из этих инструментов может быть опасен?
Дети: Ножницы.
Учитель: Давайте вспомним, как надо пользоваться ножницами, чтобы не поранить себя и своих товарищей.
Физкультминутка “Ножницы”
В руки ножницы берем
Только если вырезаем,
Другу их передаем
Лишь тупыми мы концами,
Если будет каждый строго
Безопасность соблюдать,
Станут ножницы послушны,
Нам помогут вырезать.
6. Работа
Учитель: Вот теперь можно приступать к работе. Но сначала давайте вспомним главное правило членов Клуба любителей оригами.
Дети: Сделал сам – научи друга.
7. Подведение итогов
Учитель: Посмотрите, какой замечательный пруд у нас получился, но мне кажется, ребята, что здесь кого-то не хватает, как вы думаете, кого?
Дети: Дюймовочки.
Учитель: Конечно! (Прикрепляет Дюймовочку
на лист кувшинки.) Вот теперь картина полная, я
думаю она сможет занять достойное место на
конкурсе и я с удовольствием передам ее в
библиотеку.
Посмотрите, наш мультяшный пруд тоже изменился,
значит, мы все сделали правильно.
(На презентации появляются жители пруда и Дюймовочка.)