Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе с детьми

Разделы: Логопедия


Овладение процессом письма – важная задача начальной школы. Современная жизнь показывает необходимость формирования у школьников потребности к овладению знаниями и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, научить ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий – хорошо развитая речь каждого ученика. Логически чёткая, доказательная, образная речь – показатель его умственного развития.

Все больше учащихся не могут самостоятельно справиться с программой русского языка. Дети имеют ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя речи, неразвитую связную речь, дефекты произношения и нарушенный фонематический слух. Таким ученикам оказывается помощь на логопедических занятиях. К основным задачам этих занятий относится выявление, устранение и профилактика недостатков речи учащихся.

Активизировать процесс освоения письма у детей с нарушениями речи позволяют нетрадиционные формы работы, такие как игры – соревнования: “Умники и умницы”, “Звёздный час”, инсценированные занятия, выпуски стенгазет силами учащихся логопедического пункта, конкурсы, олимпиады. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

С 2009 года в городе Мурманске в целях активизации работы по коррекции нарушений чтения и письма проводится игра – конкурс “Мудрый совёнок” для учащихся вторых классов, имеющих нарушения чтения и письма. Целью игры является развитие интереса к русскому языку, оказание поддержки интеллектуальному развитию школьников. В игре-конкурсе принимают участие учащиеся вторых классов образовательных учреждений всех видов. Конкурс проводится по двум вариантам для учащихся с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи.

Отдельно существуют варианты для детей с нарушением чтения и письма, обусловленным системным недоразвитием речи, и для детей с недоразвитием речи.

Мы представляем один из вариантов тестовых заданий игры-конкурса, которая проводилась в 2010 году.

Задания для логопедической игры-конкурса “Мудрый совёнок”
для учащихся 2-х классов с нарушением чтения и письма,
обусловленным общим недоразвитием речи

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. Как называется эта буква С? Правильный ответ обведи в кружок.

а) СЭ б) С в) ЭС

2. Переставь слоги так, чтобы получилось название вида спорта. В клетки впиши получившиеся слово.

Н А С Г И М К А Т И
                   

3. Какие из этих слов не обозначают группу людей? Зачеркни лишнее слово.

а) народ б) стая в) люди г) публика

4. Закончи пословицу. Обведи правильный вариант.

Что написано пером, …………………

а) не вырежешь ножницами.
б) не выпилишь пилой.
в) не вырубишь топором.

(1 балл за каждое слово.)

5. Составь и запиши как можно больше слов из данных букв:

Б, Р, С, Ы, У ________________________________
(1балл за каждое слово)

6. Найди и запиши все слова в цепочке.

 
____________________________________________________________
(1 балл за каждую стрелку)

7. Про кого из животных так говорят? Соедини слова стрелками.

увалень заяц
задира лис
хитрец петух
безбилетник медведь

Задания, оцениваемые в 2балла.
(по 2балла за каждую картинку)

8. Сосчитай и напиши сколько букв в слове, сколько звуков в слове, сколько согласных, сколько гласных. ( по 2балла за каждую пару)

букв – …
слогов – …
звуков – …
согласных звуков – …
гласных звуков – …
букв – …
слогов – …
звуков – …
согласных звуков – …
гласных звуков – …
букв – …
слогов – …
звуков – …
согласных звуков – …
гласных звуков – …

9. Какими звуками отличаются названия этих предметов? Запиши их соответствующими буквами.


Задания, оцениваемые в 3 балла.
(по 3 балла за каждый ребус)

10. Разгадай ребусы.

_________________________________________________________________
Задания, оцениваемые в 4 балла
(по 4 балла за каждое предложение).

11. Замени выделенную букву на парную и правильно запиши предложение.

Ф драфе зидел гуснечик. __________________________________________________

Шил – пыл у папужки зереньгий гозлиг. ____________________________________
Задания, оцениваемые в 5 баллов.

12. Поставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Мальчик повесил рисунок на стенку.
Саша был один дома.
Ему было скучно.
Он нарисовал красивый рисунок.
Мальчик взял бумагу и карандаши.
Маша увидела рисунок и очень обрадовалась.

Таким образом, использование различных нетрадиционных форм работы с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма, позволяет в игровой форме закрепить самые сложные темы, дети учатся с удовольствием, успешнее усваивают материал, повышается мотивация к логопедическим занятиям, развивается познавательный интерес, который не ослабевает и на уроках русского языка.