Цели:
- показать умение детей узнавать и различать основные эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие);
- показать умение детей чувствовать и понимать других;
- обобщить знания детей о чувствах;
- показать умение детей изображать настроение мимикой и жестами;
- развивать эмоционально-выразительные движения;
- развивать внимание, память, речь, мышление детей;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- создать положительный эмоциональный фон в группе.
Материалы:
- музыкальное сопровождение
- фотоаппарат и видеокамера
- детский стул
- ребристая дорожка
- “ромашка настроения”
- заколка для девочек, галстук для мальчиков
Ход занятия
1. Приветствие
(Дети под музыку входят в группу, и полукругом становятся вокруг стульчиков)
Педагог-психолог, воспитатель. Здравствуйте, друзья! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте поприветствуем наших гостей. Подарим им свои улыбки и частичку своего сердца.
(Дети садятся на стульчики)
– Ребята, а вы были в театре?
– Какой спектакль вы смотрели?
– Вам понравилось, как актеры выступали на сцене?
– Скажите, а вы бы хотели сами стать артистами?
(На телефон приходит SMS сообщение.)
Воспитатель. Ребята, я получила SMS от режиссера театра “Театральная страна”.
Театральная страна
Вас приветствует, друзья!
Если любите сюрпризы,
Позабудьте про капризы.
Все заданья выполняйте,
И себя предоставляйте
Знаки дружбы покажите
И всю съемку мне пришлите.
А в конце приятный приз –
Это будет мой сюрприз.
(Режиссер театра “Театральная страна”.)
И вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли артиста. В “Театральную страну” идет набор новых актеров. Вы сегодня покажите себя с лучшей стороны, слушайте все внимательно. Упражнения выполняйте правильно, красиво и артистично. Ведите себя спокойно, не кричите и не шумите. Все наше занятие будет сниматься на фото– и видео камеру, а режиссер будет наблюдать за вами по компьютеру у себя в театре.
У нас все как в настоящем театре есть сцена, где
находимся мы с вами, и есть зрители.
Давайте представимся, ведь режиссер и зрители не
знают, как вас зовут.
Упражнение “Артист, артист Дима, а ты…”
Ребенок произносит фразу, при этом два раза хлопает себя по коленям. Затем показывает на рядом стоящего и спрашивает: “А, ты?” и т. д.
Педагог-психолог. Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.
Упражнение для губ и языка
Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!
Мы – слоники.
Наши губки – хоботочки. (Сложим губы в трубочку
и произнесем “у-у-у”)
Улыбнемся как лягушки. (Произнесем “И-и-и”)
Двигаем губами от правой щеки к левой.
Двигаем губами по кругу.
Раздаем орешки щечкам.
“Прополощем рот” воображаемой водой.
(Педагог оценивает выполнение упражнений.)
Упражнения на развитие дикции
"Дарю звуки"
Психолог “дарит” – произносит звуки (“ах, ох,
о-го-го, эх ...”, “ах, ух, ох, га-га-га”), дети
“возвращают” их – повторяют.
Скороговорка
“Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в
уголке” (произнести грустно, весело, сердито).
2. Основная часть
Педагог-психолог. Сегодня сюрприз ждет тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть веселым и дружелюбным. Ребята, а мы с вами знаем правила общения и дружбы?
Дети (хором). Да!
Педагог-психолог. Тогда давайте вспомним эти правила и отправим в театр знаки дружбы.
Игра “Да-да-да – нет-нет-нет”
Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: “да-да-да” или “нет-нет-нет”. Попробуем?
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да.)
Мы научимся играть? (Да-да-да.)
Другу будем помогать? (Да-да-да.)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет.)
А улыбку подарить? (Да-да-да.)
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет.)
Ну, а споры разрешить? (Да-да-да.)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да.)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.) [ 6 ]
Педагог-психолог. Молодцы! Правила дружбы вы знаете, а сейчас покажем всем, как мы умеем работать в парах, ведь артист в театре общается с другими актерами. Он должен уметь работать в коллективе.
(Дети встают друг напротив друга.)
Упражнение “Ладонь в ладонь”
Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.
Упражнение “Мост дружбы”.
По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы. [ 5 ]
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель. Каждый артист обязательно фотографируется для портфолио, чтобы показывать свой альбом режиссеру.
Игра “Театр масок”
Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга”.
(Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)
“Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
Задание мы будем выполнять по 2 человека.
– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. “Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!
– А вы покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная Шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”.
– спящую царевну (спокойное расслабленное
лицо);
– зайчика из сказки “Заюшкина избушка”, когда
его лиса выгнала из домика;
– страшного волка из “Трех поросят”;
– веселого колобка, когда он от медведя ушел;
– грустного Пьеро, когда Мальвина сбежала из
театра Карабаса-Барабаса;
– Царевну-Несмеяну;
– Деда, когда вытянули репку. [ 3 ]
Педагог-психолог. Все актеры люди творческие, сообразительные, внимательные. Я буду задавать вам вопросы, отвечает только тот, кого я спрошу. Остальные не подсказывают.
Упражнение “Определи эмоцию”
Взрослый называет эмоцию, а дети дают ей свое определение.
- Радость – это...
- Гнев – это...
- Удивление – это...
- Страх-это...
- Горе-это...
– Назови веселых героев из сказок,
мультфильмов.
– Каких злых героев ты знаешь?
– У мальчика плохое настроение. Как ты думаешь
почему?
– Девочка прибежала домой радостная. Что ее так
развеселило?
– Как вы узнаете, что у человека хорошее
настроение?
Молодцы! Вы все справились с заданием. [ 2 ]
Педагог-психолог. Режиссер передал мне небольшой рассказ. Он хочет посмотреть, как вы умеете работать по сценарию.
Этюд “Березка”
Станьте в круг так, чтобы ваши руки касались спины соседа.
Наконец, после долгой холодной зимы наступила
теплая весна.
Белоствольные березки расправили свои нежные
листочки, протянули свои тонкие веточки к
солнышку и ощутили на них долгожданное тепло.
Улыбнулись березки солнышку.
Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил
березкам поиграть. Удивились березки, но
согласились.
Закачали березки своими тонкими веточками,
сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее.
Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим
соседом.
Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая
закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли
себя веточками, чтобы согреться.
А тут еще дождь закапал (легкие движения пальцами
по спине соседа). Дождь стал сильнее (более
уверенные движения по спине). И пошел сильный
дождь (поглаживание спины).
Испугался ветер, что березки могут заболеть.
Разогнал тучи.
Выглянуло солнышко, и березки радостно
вздохнули. [ 1]
Воспитатель. Сейчас наши артисты прочтут стихи о настроении гномов, а мы составим цветок настроения. (Дети подбирают пиктограмму, которая подходит к настроению гнома)
Печаль
Все ребята во дворе
Весело играют.
Только гном болеет дома
И с утра скучает.
Удивление
Гном зимой поймал снежинку,
Подобрал на горке льдинку.
Прибежал домой и ...ах!
Лишь вода была в руках.
Страх
Ночь пришла, и в темноте
Тени движутся везде.
Гном забрался под кровать,
Спрятался и стал дрожать.
Злость
Целый день он хмурит брови
И грозит всем кулаком.
Да, сегодня гном не в духе –
Навестим его потом.
Спокойствие
Вечер. В доме тихо-тихо,
Только тикают часы.
Гном сидит на кресле, дремлет,
А вокруг витают сны.
Радость
У него сегодня День рожденья
И подарков от друзей не счесть:
Книжки, сладости, игрушки,
Даже шар воздушный есть! [ 4 ]
Педагог-психолог. Какой красивый цветок у нас получился. Давайте мы его подарим режиссеру из театра “Театральная страна”. Пусть он станет для них эмблемой театра.
3. Заключительная часть
Педагог-психолог. Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.
Упражнение “Аплодисменты”
По окончании спектакля все зрители аплодируют артистам. Я аплодирую Диме, затем мы с Димой Кате и т. д., пока все дети не получат аплодисменты.
(На телефон приходит SMS сообщение)
Вы, сегодня молодцы!
Поиграли от души.
Все артисты высший класс!
И теперь сюрприз для вас.
Возле камеры на полке
Ждет сюрприз вас из гримерки.
(Режиссер театра “Театральная страна”)
(Поощрение детей.)
Литература
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4–6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности // Дошкольное воспитание, № 6, 2007, стр.6–9.
- Формирование навыков успешного социального взаимодействия в нетрадиционной форме учебного занятия // Дошкольная педагогика, № 7, 2008.