«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».
Н.Г.Чернышевский
В соответствии со стратегическими целями
государства по обеспечению стабильного и
устойчивого социального развития, укрепления
обороноспособности страны постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005
г. № 422 утверждена ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006-2010 ГОДЫ", которая
определяет содержание и основные пути развития
системы патриотического воспитания граждан
Российской Федерации и направлена на дальнейшее
формирование патриотического сознания
российских граждан как важнейшей ценности, одной
из основ духовно-нравственного единства
общества.
Белгородская земля, богатая своими воинскими
традициями, даёт огромнейший краеведческий
материал для успешной реализации данной
программы в системе начального
профессионального образования.
Цели и задачи:
- На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.
- Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, интернациональный характер Великой Победы.
- Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.
- На основе изучаемого материала способствовать воспитанию у обучающихся чувства любви к Родине, патриотизма и гражданского долга.
- Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности, гражданской и личной позиции в понимании исторического значения Великой Отечественной войны.
Основные понятия и положения: Отечественная война, вероломное нападение; стратегическая инициатива, коренной перелом, Великая Победа.
Тип учебного занятия:учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Формы проведения учебного занятия: учебное занятие-конференция.
Материальное обеспечение учебного занятия:
- ПК,
- презентация (Приложение 1),
- видеоролик «От Москвы до Рейхстага» (Приложение 2),
- карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война»,
- таблица «Периодизация Великой Отечественной войны»,
- таблица-памятка «30 знаменательных дат»,
- документы Великой Отечественной войны,
- доклады и сообщения обучающихся,
- воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Давыдкина Г.А.,
- звукозаписи песен времён Великой Отечественной войны,
- дидактический материал.
Внутрипредметные и межпредметные связи:
1. История – «Отечественная война 1812г.».
2. Краеведение – «Третье поле русской боевой
славы»,
3. Право – «Священный долг гражданина Российской
Федерации».
4. Литература – М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Литература:
1. Загладин Н.В.,Симония Н.А. История России
и мира в XX – начале XXI века, – Москва, 2008.
2. Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России. XX
век, – Москва, 2002.
3. Великая Отечественная война 1941-1945гг., Книга 1 и
Том 1-2, – М., 2005.
4. Мировые войны XX века, кн. 3-4, – М., 2002.
5.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.– М.,
1990.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Этап организации занятия
Проверка списочного состава.
Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации
(Приложение 1, слайд 1)
Тема учебного занятия: «Великая Отечественная война – подвиг нашего народа.
Эпиграф урока:
«На том стоит святая Русь,
Что в трудный час и лихолетье
Её сыны идут на смерть,
Чтоб обрести навек бессмертье».
- Обучающийся зачитывает выдержку из Конституции Российской Федерации: Статья 59.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.
- План закрепления и обобщения знаний, умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности при изучении заданной темы (Таблица «Периодизация Великой Отечественной войны»):
Период | Хронологические рамки |
Основное содержание |
1 |
22.06 – декабрь 1941 г. |
Период отступления и эвакуации. Развёртывание партизанской войны. |
2 |
декабрь 1941г. – ноябрь 1942 г. |
Период неустойчивого равновесия. Поражение противника под Москвой. Оборона Сталинграда. |
3 |
19.11.1942 г.– конец 1943 г. |
Период коренного перелома. Разгром немецкой армии под Сталинградом. Курская битва. Битва за Днепр. |
4 |
1944 г.– 09.05.1945 г. |
Завершающий этап Великой Отечественной войны. Освобождение Европы. Разгром и капитуляция Германии. |
5 |
09.08.– 02.09.1945 г. |
Завершающий этап второй мировой войны. Разгром и капитуляция Японии. |
- Задача занятия:
– На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.
– Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
– Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.
– На основе изучаемого материала придти к пониманию понятий: чувство любви к Родине; патриотизм и гражданский долг; гражданская и личная позиция понимания исторического значения Великой Отечественной войны.
- Актуальность изучаемой темы в современной действительности:
– Какую знаменательную дату мы будем отмечать в 2010 году?
– Почему эта война называется Великой Отечественной?
– Сколько Отечественных войн было в истории России?
(Приложение 1, слайд 2)
- Обучающийся читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (Приложение 3).
III. Этап закрепления и обобщения знаний и способов деятельности
Звучит мелодия «Священная война», на экране плакат «Родина-мать зовёт!», на её фоне вступительное слово учителя:
– Вчисле первых стоит вопрос о предпосылках
и виновниках развязывания войны. С учетом
новейших достижений отечественной и зарубежной
историографии следует показать, что виновником
развязывания войны стала Германия вместе с
союзными ей странами. Ввопросе о характере
войны также ничего не изменилось и не может
измениться. Это была Великая Отечественная война
советского народа за свободу и независимость
своей страны, одна из самых героических страниц
отечественной истории.
– Предмет особого внимания— причины
временных неудач Красной Армии в годы войны.
Однако с причинами субъективного толка следует,
на мой взгляд, разобраться в мотивах действий
политического и военного руководства страны.
Сучетом фальсификаций последних лет следует
отметить решающую роль Советского Союза в
разгроме фашизма и его союзников и завершении
второй мировой войны.
– Итак повернём колесо истории вспять и
попытаемся дать свою оценку событиям минувшей
войны.
А) Битва за Москву(Приложение 1, слайд 3)
Карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».
Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» (Приложение 2, первый эпизод).
Документ «ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДУЮЩЕГО ГРУППОЙ АРМИЙ «ЦЕНТР» ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА Ф. ФОН БОКА. 7.12.1941г.».
Ужасный день. Правое крыло 3-й танковой группы начало ночь отступать. Вклинения противника на севере этой танковой группы неприятны. На правом фланге 9-й армии противник тоже значительно расширил свой прорыв...
Вполосе 4-й армии противник тоже стал вести себя беспокойнее, а именно против 4-й танковой группы...
Танковая армия терпит неудачу у Михайлова, который, неся немалые потери в технике, приходится сдать. В остальном же отход танковой армии происходит планомерно.
2-я армия, несмотря на все предостережения, пробивается дальше на восток, ввязывается в кровопролитные бои с сильным врагом. Начинаются потери от мороза.
Вошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые— из Сибири, Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию множеством ракетных орудий. Сегодня перед фронтом группы армий стоят на 24 (в основном доукомплектованных) больше дивизий, чем 15 ноября.В противоположность этому сила немецких дивизий в результате непрерывных боев и наступившей суровой зимы уменьшилась более чем наполовину; боеспособность танковых войск стала и того меньше. Потери офицерского и унтер-офицерского состава пугающе велики и в настоящее время могут быть пополнены меньше, чем потери в рядовых.
Вопрос: Какие фрагменты в документе показывают истинные причины поражения немецких армий под Москвой?
Вывод: Сообщение обучающегося «28 героев-панфиловцев».
Б) «Волжская твердыня» (Приложение 1, слайд 4)
Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» (Приложение 2, второй эпизод).
Воспитательный блок «Дом Павлова – памятник интернационального боевого братства» – нас разделила политика, но не память.
В) «Огненная Дуга» (Приложение 1, слайд 5)
Работа с датами и понятиями – «1943год» – «Цитадель»; «Концерт»; 5 июля; 12 июля; 23 июля; 5 августа; Коренной перелом.
Историческая справка «Экипаж машины боевой»:
Лучшей боевой машиной времён Великой Отечественной войны стал средний советский танк Т-34. Эта уникальная машина была создана на Харьковском паровозостроительном заводе группой конструкторов под руководством М.И. Кошкина и принята на вооружение в начале 1939г. Т-34 имел следующие характеристики:
Боевая масса – 26 тонн.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм; два пулемёта 7,62 мм.
Лобовая броня – 45мм.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Броня танка изготовлялась из катаных броневых листов, а её высокая надёжность достигалась за счёт их рационального наклона. Высокие ходовые качества машины определялись применением мощного дизельного двигателя и широкого гусеничного полотна. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки, установленной на танке, был способен на расстоянии в 500м пробить броню до 70мм. Технологичность конструкции Т-34 позволила в короткие сроки наладить его производство на семи различных машиностроительных заводах. До появления в 1943г. танков «Тигр» и «Пантера» немцы не имели аналогов такой бронетехники. Танк Т-34 стал легендарным символом Великой Отечественной войны.
- Сообщение обучающегося «Памятники Курской битвы на Белгородской земле
Г) Великая Победа (Приложение 1, слайд 6)
Звучит мелодия «День Победы» (Целесообразно предложить обущающимся спеть эту песню).
Исторический портрет «Маршал Победы Г.К. Жуков».
Воспитательный блок: Выдержки из эссе учащихся «Мы этой памяти верны».
Кузьменко Денис: группа №12, курс №1
Прошло 65 лет после того, как закончилась война.
Сейчас многое в нашей жизни изменилось, Россия стала сильной и процветающей страной. И очень хорошо, что сейчас нет войны.
Но вот когда приходит праздник 9 мая, то война как бы вновь возвращается к нам, и потому хочется вспомнить о тех, кто отдал жизнь за нашу Родину.
Они мужественно сражались с врагом, и потому мы победили.
Когда я вижу ветерана с орденами и медалями на груди, и он рассказывает нам о войне, не скрывая своих слёз, я думаю – какое это было суровое и тяжёлое время. И мы, молодые, всегда должны помнить это героическое время и знать, какой ценой досталась нам наша мирная жизнь.
И ещё я думаю, смог бы я также мужественно защищать Родину, как наши ветераны?
Думаю, что смог бы, потому что долг каждого мужчины, защищать свой дом и свою землю.Глухов Юрий: группа №24, курс №2
Я считаю, что наши ветераны – это живая история Великой Отечественной войны. Именно они защитили нашу Родину от разорения. Когда я слышу от молодых людей, какие-то пренебрежительные слова по отношению к ветеранам, мне становится стыдно. Ведь пройдёт немного времени и не кому будет рассказать нам о той страшной войне. Поэтому мы должны беречь ветеранов и помогать им во всём.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. На борьбу с врагом поднялись все советские люди, поэтому эту войну называют Великой Отечественной.
Советские люди проявили массовый героизм и не только на фронте, но и в тылу. Там остались подростки, старики и женщины, но они не жалели сил, чтобы снабжать фронт всем необходимым. Наравне с взрослыми с врагом сражались и дети, наши сверстники, многие из которых стали героями.
Россия не забывает своих героев, создаются музеи, мемориальные памятники, которые ведут летопись войны. Такой музей есть и у нас, в
училище, и мне очень нравится, когда там проходят уроки, встречи с ветеранами войны. Потому что, нельзя забывать то, что связано с Великой Отечественной войной.Швецгебель Сергей: группа №11, курс №1
Мне трудно судить о том, что такое война. Сейчас о войне мы узнаём только от ветеранов. Именно они пережили все её ужасы – боль, разочарования, смерть.
Кто был виноват в том, что началась война? Конечно фашисты, именно они напали на нашу землю, хотели превратить русских людей в рабов. В начале войны мы терпели поражения и вынуждены были отступать. Но русский народ держался достойно и сражался с врагом, не жалея себя.
И мы победили, дошли до самого логова врага и разгромили его.
Прошло 65 лет, и люди не только с ужасом, но и с гордостью в сердце вспоминают ту войну. Ветераны рассказывают нам о войне, а мы восторгаемся – какое у русского человека большое сердце, и как оно заполнено любовью к Родине.
Люби свою Родину и знай, ты должен стать её надеждой и опорой.
Выступление ветерана Великой Отечественной войны, председателя Совета ветеранов Яковлевского района Белгородской области Давыдкина Г.А.
Обучающийся читает стихотворение «Вахта памяти» (Приложение 3)
IV. Этап контроля и самоконтроля:
Итоги и выводы по ходу занятия.
Оценивание работы учащихся на занятии.
V. Этап информации о домашнем задании(Приложение 1, слайд 7)
Таблица-памятка «30 знаменательных дат»
1 |
01.09.1939-02.09.1945 гг. | Вторая мировая война |
2 |
22.06.1941-09.05.1945 гг. | Великая Отечественная война |
3 |
01 сентября 1939г. | Нападение фашистской Германии на Польшу. Начало второй мировой войны. |
4 |
22 июня 1941 г. | Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны (план «Барбаросса») |
5 |
08.09.1941-27.01.1944 гг. | 900 дней блокады Ленинграда |
6 |
30.09.1941-02.01.1942 гг. | Битва за Москву (Немецкая операция «Тайфун») |
7 |
07 ноября 1941 г. | Парад защитников Москвы на Красной площади. |
8 |
05 декабря 1941 г. | Контрнаступление советских войск под Москвой. Провал немецкого плана «Барбаросса» и операции «Тайфун». |
9 |
17.07.1942-02.03.1943 гг. | Сталинградская битва. |
10 |
02 февраля 1943 г. | Завершение операции «Уран» по окружению немецких войск под Сталинградом. |
11 |
05.07.-23.08.1943 г. | Битва на Курской дуге. Немецкая операция «Цитадель» |
12 |
12 июля 1943 г. | Танковое сражение под Прохоровкой. |
13 |
05 августа 1943 г. | Освобождение Орла и Белгорода. Первый победный салют. |
14 |
23 августа 1943 г. | Освобождение Харькова (операция «Полководец Румянцев»). Завершение Курской битвы. |
15 |
06 ноября 1943 г. | Форсирование Днепра и освобождение Киева. |
16 |
Ноябрь-декабрь 1943 г. | Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции. |
17 |
06 июня 1944 г. | Союзники открыли второй фронт. |
18 | 23.06.-10.10.1944 | Операция «Багратион». Восстановление границ СССР. |
19 | август 1944 – апрель 1945 | Освобождение Восточной Европы. |
20 | 29 января 1945 г. | Советские войска вступили на территорию Германии. |
21 | 04-11 февраля 1945 г. | Крымская конференция в Ялте. |
22 | 16.04-02.05 1945 г. | Битва за Берлин. Знамя Победы над рейхстагом. |
23 | 25 апреля 1945 г. | Встреча с союзниками на реке Эльбе. |
24 | 08 мая 1945 г. | Капитуляция Германии. |
25 | 09 мая 1945 г. | Освобождение Праги. Великая Победа. |
26 | 24 июня 1945 г. | Парад Победы в Москве, на Красной площади. |
27 | 17.07-02.08.1945 г. | Потсдамская конференция стран-победительниц. |
28 | 08.08-24.08.1945 г. | Разгром японских войск в Маньчжурии. |
29 | 06 и 09.08.1945 г. | Американцы сбросили атомную бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки. |
30 | 02. сентября 1945г. | Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны. |
VI. Этап рефлексии
(Приложение 1, слайд 8)
«Я приду на следующее занятие, потому что…»