Экспериментальная физика по теме "Гномон"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Познание окружающего мира посредством опыта, расширение кругозора.
  • Формирование пространственного мышления при конструировании объёмных тел, понимание суточного изменения положения солнца на небе.
  • Формирование умения делать логические выводы из наблюдений.
  • Расширение словарного запаса.
  • Воспитание умения слушать, выполнять инструкции учителя, работать в парах.
  • Развитие мелкой моторики, умения работать с бумагой, клеем и ножницами.

Оборудование: бумага, линейка, карандаш или ручка, пластиковый стаканчик, клей, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (3 мин.)

2. Актуализация знаний (10 мин.)

  • Что мы знаем о времени?
  • Как можно измерить время?
  • Из каких частей состоят сутки?
    Как расположено солнце на небе в разное время суток?
  • Какие вы знаете виды часов?
  • Как определить время по циферблатным часам?
  • Что такое солнечные часы?

По-другому солнечные часы называются «Гномон». Показываем модель наручного размера. Объяснение принципа его работы.

3. Инструкции к работе (5 мин.)

Для изготовления гномона наручного размера мы обводим верхнюю часть пластикового  стаканчика и вырезаем круг. Затем сгибаем край бумажного листа по диагонали и вырезаем равнобедренный прямоугольный треугольник. Отмечаем центр круга и приклеиваем в центр по радиусу треугольник, так , как показано на рисунке. Для устойчивости модели приклеиваем полоску по размеру кисти руки как ремешок.

4. Выполнение модели (10 мин.)

5. Проверка и градуировка гномона (5 мин.)

Для градуировки гномона необходимо знать точное время суток. Расположив диск строго горизонтально на ладони отмечаем по тени время штрихом. Затем, разбив круг на 12 частей по образцу, отмечаем часы. При градуировке проводится беседа о размерах тени от вертикально и наклонно стоящих предметах в полдень и различное время суток.

6. Рефлексия (2 мин.)

Как вам понравилось на занятии? Что нового узнали? Пригодится ли вам это когда-нибудь?