Цели:
- уточнить знания детей о планете Земля;
- уточнить представление детей о движении Земли вокруг Солнца;
- дать понятие о причинах смены времен года.
Оборудование:
- учебник Л. М. Цветовой «Окружающий мир. 3 класс»;
- глобус;
- лампочка – модель Солнца;
- индивидуальные карточки с заданием;
- карточки-помощники;
- презентация «Движение Земли вокруг Солнца»;
- проектор;
- экран;
- понятийная гроздь на доске.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
– Посмотрите на экран. Что вы видите?
На экране фотографии планеты Земля.
– Что вы можете рассказать о Земле?
– Как называется модель Земли?
– Как расположена воображаемая ось планеты?
– Посмотрите на экран.
На экране фотографии разных времен года.
– Что вы сейчас увидели?
– Знаете ли вы почему на Земле происходит смена
времен года?
– Сегодня на уроке мы узнаем почему бывают осень,
зима, лето, весна и с каким движением Земли это
связано.
На доске вывешивается надпись «Времена года» и ?
II Работа по теме урока
– Что является источником света на Земле?
– Что вы можете сказать о солнечных лучах?
– Что значит прямолинейны?
На экране рисунок Земли и солнечных лучей.
– Обратимся вновь к экрану. Рассмотрите
рисунок.
– Какое движение Земли здесь изображено?
– Одинаково ли освещается Солнцем поверхность
Земли?
– Какая часть освещается больше, а какая меньше?
– Как связана освещенность Земли с наклоном ее
оси?
– Откройте учебник на странице 33. прочитайте
самостоятельно второй абзац после рисунка.
– Какая часть поверхности Земли освещается
больше?
– Какая часть поверхности Земли освещается
меньше?
– Откройте страницу 34. Найдите второй абзац
сверху. Давайте прочитаем.
Читает один ученик вслух.
– Какие главные причины для смены времен года
вы можете назвать?
На доске добавляются надписи «постоянный наклон
оси» и «движение Земли вокруг Солнца»
– Что бы все это представить яснее, давайте
проведем опыт.
Готовится модель Солнца – лампочка и модель Земли – глобус с человечком в одной точке.
– Как движутся Солнце и Земля?
– На одну точку поставим человечка и будем за ним
наблюдать.
Проводится движение.
– Всегда ли человек был повернут к Солнцу?
– Отчего это зависело?
– Какое время года будет, когда Солнце освещает
поверхность?
– Какое время года будет, если Солнца нет?
Релаксационная пауза
Спокойная музыка, звёздное небо, гимнастика глаз – слежение за движением звезд.
– Давайте снова обратимся к учебнику и прочитаем, что там сказано о смене времен года. Стр. 34-35 под вторым рисунком.
Ученики читают цепочкой.
– Рассмотрите рисунок на стр. 35.
– Посмотрите на экран. Похожи рисунки? Что
добавилось?
В это время 4 ученика получают индивидуальное задание.
– За какое время Земля совершает полный оборот
вокруг Солнца?
– Какое время года будет на участке земной
поверхности , которая отклонена от Солнца?
– Какое время года будет на участке земной
поверхности , которая повернута к Солнцу?
– Какие еще времена года бывают на Земле? Почему?
III Закрепление
– Прочитайте правило на стр. 35. Расскажите его
соседу как запомнили.
– У ребят было индивидуальное задание. Давайте
проверим, как они с ним справились.
«Наступили зимние каникулы. Ваню и Катю родители
отправили в путешествие. Ваня полетел в
Санкт-Петербург, а Катя – в Австралию. Помогите
ребятам собрать вещи в чемодан.
Список вещей: пальто, купальник, солнечные очки, зимние ботинки, шарф, варежки, сланцы, панама, шорты, майка, шапка».
Дети дают ответ по карточкам-помощникам.
– Правильно справились ребята с заданием?
– Как такое может быть? В одно время на Земле
разные времена года? Вы уже можете это объяснить.
– Какой вывод можно сделать?
IV Итог урока
– Рассмотрите схему на стр. 36.
– О каком природном явлении идет речь?
– Каковы причины этого явления?
– Сколько таких причин?
– Сравните схему из учебника со схемой на доске.
– Ответили мы на вопрос урока? Заменяем «?» на «!»
– Дома вы еще раз прочитаете параграф и ответите
на вопросы на стр. 36.
Отметить активных учеников.
Резервный материал:
Даны утверждения. Если согласны, поднять белый жетончик, если нет, поднять красный.
1. Солнце – это единственная звезда Солнечной
системы.
2. Все планеты вращаются вокруг своей оси и вокруг
звезды.
3. Звезды вращаются вокруг своей оси и других
звезд.
4. Звезды состоят из газов.
5. Звезды и планеты светят собственным светом.
6. В Солнечной системе 8 планет.
7. Земля 4 планета от Солнца.
8. Самая ближайшая планета к Солнцу – Меркурий.
9. Смена дня и ночи происходит из-за вращения
Земли вокруг своей оси.
10. Смена времен года происходит из-за вращения
Земли вокруг Солнца.