Конспект открытого занятия по экологии "Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Закрепить и систематизировать знания о растениях (лекарственных, садовых и дикорастущих);
  • Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, каланхоэ, кислица, лавр), познакомить и исследовать их лечебные свойства.
  • Познакомить и научить рассаживать комнатные растения отводками.
  • Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Материал:

  • серия открыток “Лекарственные растения”;
  • плакаты “Комнатные растения”, “Размножение растений”;
  • дидактические игры “Кузовок”, “Вершки и корешки”;
  • посадочный материал – отводки хлорофитума.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)

  • Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).
  • Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки).
  • Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог (подорожник).
  • На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).
  • Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек)

– Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?

Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?

– Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.

Малоподвижная игра “Вспоминай, быстро называй”.

Играют 8–10 человек.

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?

Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.

Проводится дидактическая игра “Кузовок”.

Дидактическая игра “Кузовок”.

Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.


Рис. 1

Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.

– Хорошо, давайте проверим, все ли здесь правильно?

– А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.

(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)

– Молодцы.

– Мы знаем, что мало знать какую травку надо использовать при лечении болезни, необходимо так же знать какая часть растения нам пригодиться.

Давайте вспомним, из каких частей состоит любое травянистое растение?

(Показать на плакате – корень, стебель, лист, цветок, плод.)

– Следующую игру мы так и назовем “Вершки и корешки”.

Дидактическая игра “Вершки и корешки”.

Играют 3–4 человека.

Каждому ребенку предлагается 2–3 карточки с какими-либо лекарственными растениями, которые он должен определить в одну из трех корзин: 1 – для лечения используются цветы и плоды; 2 – листья и стебли; 3 – корни.


Рис. 2

После игры раздается телефонный звонок (разыгрывается кукольный спектакль за ширмой).

Воспитатель. У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
Воспитатель. Что вам надо?
– Микстуру.
Воспитатель. Для кого?
– Для сына моего.
Воспитатель. Что случилось?
– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.
Воспитатель. Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.
А потом позвонили цапли.
– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.
Воспитатель. Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.
А потом позвонил медведь, да как начал как начал реветь.
Воспитатель – Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?
Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.
Повести, пожалуйста, трубку.
– А потом позвонила свинья:
– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.
Воспитатель – Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.
– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.

Воспитатель. Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?

– Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.

Воспитатель. Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать? Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположения детей.) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?

Воспитатель. Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.
Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Но многие и не подозревают, что такие привычные "цветочки в горшочках" тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством.
Это не только общеизвестные алоэ, каланхоэ или герань, целебными свойствами обладают многие декоративные растения от плюща и традесканции, украшающие едва ли не каждую квартиру, до экзотического цитрусового или оливкового деревца. Достоинства комнатной "аптеки" очевидны – это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире, по уверениям цветоводов, гораздо благоприятнее, чем при отсутствии домашнего "садика".

– Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями. Например, посмотрите на этот цветок. У него, прямостоячий стебель, листья вытянутые, заостренные, зеленого цвета, сочные, мясистые, хрупкие. Называется цветок – АЛОЭ.

– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.)

Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов?

– Какой приятный запах.

– Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на этот цветок. Он также нам пригодиться. Попробуйте сами описать его. (У него прямостоячий стебель, листья сердцевидной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)

А называется он – КАЛАНХОЭ (Каланхоэ Дегремона).

Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ.
Сок каланхоэ используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхое. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.

– Давайте рассмотрим следующий цветок. Кто из вас сможет мне описать его? (Это растение с прямостоячим древесным стеблем, листьями овальной формы, темно-зеленого цвета, плотные, кожистые). Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Вы узнали? – Это “лаврушка” или ЛАВР БЛАГОРОДНЫЙ.

Является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет.
Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме – когда болят руки или спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем. Кому была нужна микстура от кашля? Сейчас мы приготовим отвар для слоненка (залить несколько лавровых листьев горячей водой). Микстура готова. Листья лавра используют и как пряность при приготовлении некоторых блюд.

– Ребята, а это растение может помочь при болях в желудке. Может, кто-то узнал его? – КИСЛИЦА.

У нее не виден стебель, а листья – на тонких ножках – черешках. Лист у кислицы тройной, зеленовато-бордовый, тонкий. Цветы белые или нежно-розовые. Свое название она получила за кисловатый вкус листьев.

Из листьев кислицы мы приготовим для цапель капли (залить горячей водой) от болей в желудке. Нам потребуется 1 ложка измельченной травы кислицы обыкновенной, 1 ложка черного чая, половина ложки мяты и 1 стакан воды.
Заварите приготовленный сбор трав горячей водой, оставьте настаиваться на 5 минут. Пейте настой горячим за 30 мин до завтрака.

– Итак, сегодня мы узнали, что и комнатные цветы могут быть лекарственными. Дома вы расскажите родителям о каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали сегодня на занятии. Давайте вспомним, с какими лечебными цветами мы познакомились (алоэ, каланхоэ, лавр, кислица). Но я хочу напомнить, что никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. Помните это важное правило.

А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения – ХЛОРОФИТУМ. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Я предлагаю вам рассадить цветы хлорофитума, чтобы и в других группах всегда был чистый, свежий воздух.

– Вспомните, какими способами мы рассаживали с вами растения (семенами, луковицами). Сегодня я познакомлю вас с еще одним способом размножения растений – отводками (рассмотреть таблицу “Размножение растений”).

Далее провести инструкцию по посадке отводков хлорофитума. Предложить детям провести посадку растений самостоятельно, помогая лишь по мере необходимости.