Экзотика восточного танца – идея к творчеству

Разделы: Технология


Современный этап становления профессиональной подготовки будущего рабочего в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагает развитие творческого потенциала выпускника, как обязательного компонента, необходимого для адаптации в социальной среде.

Введение в содержание образования будущих портных декоративно-прикладного искусства можно рассматривать как учебную задачу, способствующую приобретению собственного опыта творческой деятельности. Одним из таких творческих элементов выступает разработка и изготовление коллекций сценических костюмов для танцевальных студий.

Надо отметить, что популярность восточного танца в последнее время заметно выросла. Для большинства людей танец живота – не просто экзотика, но и выразительное средство самореализации, стремление к здоровому образу жизни. И не случайно он получил такое название. “Живот” – это жизнь. Значит, это танец жизни.

Вместе с востребованностью танца растет и востребованность в сценических костюмах для него.

В то же время, значение сценического костюма как области технологической подготовки портных неоценимо. Основанием для этого утверждения является то, что развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Обучающиеся старших курсов способны в ходе практико-ориентированной, продуктивной, проектной деятельности проанализировать историю и технологию изготовления костюма в конкретном государстве, в ходе познания нравов и обычаев народа, создать собственный сценический костюм. Изучая форму и окраску одежд, используемые ткани, изменения в покрое, сочетаниях цветов у различных народов и народностей, обучающиеся создают собственный проект сценического костюма, отличающегося новизной и оригинальностью. Любая деталь эпохи – специфика религиозных представлений, направления в развитии искусства и науки, развитие ремесел, изученная и творчески переосмысленная в сознании старшеклассника способствует возникновению внутренней потребности в творчестве, в нестандартном решении задач, безмерно расширяет кругозор учащихся, способствует формированию нового мировоззрения обучающегося. Костюм знакомит их с культурными, экономическими и эстетическими обычаями народов. Костюм представляет собой живое воплощение истории культуры в наиболее обобщенном виде. Любые достижения человечества, как известно, находят свое отражение в одежде.

Театральный костюм, помимо исторической значимости, во все времена представлял собой сочетание различных ручных искусств – вышивки, кружевоплетения, ювелирного дела, ткацкого искусства, дизайна. Знакомство с технологией этих искусств обогащает эстетические представления учащихся, формирует не только художественный вкус, но и стремление реализовать творчество в собственной деятельности, поскольку произведения именно этих искусств максимально оригинальны и неповторимы.

В ходе работы над коллекцией обучающиеся:

  • знакомятся с историей танцевального костюма от античной эпохи до наших дней;
  • детально изучают специфику сценического костюма и технологические аспекты его изготовления;
  • отрабатывают необходимые элементы технологического процесса изготовления конкретного костюма;
  • проектируют авторскую модель танцевального костюма, органично сочетающую в себе характерные черты данного танцевального направления;
  • выполняют творческий проект и модель танцевального костюма;
  • осуществляют творческую защиту проекта и модели танцевального костюма.

Модель развития творческой активности обучающихся средствами танцевального костюма способствует формированию благоприятной для стимулирования художественного творчества образовательной среды с использованием традиционных и инновационных методологий и технологий обучения.

В методике проведения занятий широко используется музейная педагогика, проектная технология и методология продуктивного обучения. Обучение носит интерактивный характер, что, помимо характера общения педагога и обучающихся, определяет необходимость использования соответствующих средств обучения и определяет высокий уровень познавательной активности обучения.

В ходе работы широко используются возможности интеграции знаний из различных предметных областей, основными из которых являются конструирование, моделирование, технология изготовления одежды.

Мониторинг уровня знаний, умений, навыков, познавательной мотивации и творческих возможностей учащихся показывает, что тематика, содержание и используемая методология содействуют не только активизации познавательной деятельности учащихся, но и позволяют портным реализовать потребность в творчестве, закрепляя ее как устойчивую систему творческих мотивов практической деятельности, творческое отношение к процессу жизнедеятельности. Это обеспечит дальнейшее их продвижение по карьерной лестнице: от портного к технологу, конструктору, дизайнеру, владельцу мастерской.

Основной целью педагога в этой работе становится подготовка практикоориентированных специалистов, способных творчески мыслить и воплощать идеи через профессионализм.

В процессе работы удается решить следующие задачи:

создать коллекцию сценического костюма для конкретного танцевального коллектива;
– расширить знания обучающихся по истории костюма разных эпох и народов;
– привить обучающимся навыками креативного мышления, воплощения идеи в реальный творческий продукт;
– совершенствовать профессиональный рост будущих портных;
– расширить возможности обучающихся в приобретении навыков работы в группе и коллективного творчества.
– воспитать у молодежи чувства приобщения к мировой культуре через изучение ее истории и народного быта.

Практическая и социальная значимость всех костюмов коллекций были оценены в творческих проектах обучающихся, в которых удалось интегрировать теоретические учебные знания в практические. А обучение через эмоции и чувства намного эффективнее обучения на основе обращения только к разуму обучаемых. Использование, например, в технических курсах чувства эстетики искусства дает возможность не только пробудить у них эмоциональное восприятие материала, но и привить навыки проектной деятельности и исследовательской работы, отыскать необходимую информацию и оформить результаты своих достижений.

В качестве примеров в могут служить исследовательские работы моих обучающихся по следующим тематикам: “Разработка конструкции и модельных особенностей сценического костюма для восточного танца” и “Организация предприятий сервиса и расчет себестоимости сценического костюма, прибыли и уровня рентабельности”.

Остановимся на технических и технологических особенностях изготовления изделий. В танце живота, как в любом другом виде творчества, есть своя мода. На костюме это отражается в первую очередь. Сейчас популярны наряды из ткани стрейч с обтягивающими юбками, что придает танцовщице утонченный силуэт. Использование расшитого пояса не обязательно, или же совсем обходятся без него. Тогда затейливо расшивается верхняя часть юбки, нашивается бахрома из бисера в разных точках костюма.

Для шоу-выступлений может использоваться современная египетская эстрада. Шоу танец – постановка танцев с использованием элементов восточных танцев. Главное, чтобы это было зрелищно, красиво, необычно. И, конечно же, костюм должен отражать главные идеи и направления танца. Свобода творчества и полет фантазий.

Костюм Саиди.

Стиль Саиди является фольклорным (народным) и происходит от названия северного региона Египта. В Египте живет множество народностей, но считается, что самый зажигательный и опасный темперамент принадлежит именно народу Саиди! Стиль Саиди – живой, энергичный и с виду простой. Естественно, используется ассайя (тросточка). Зритель может увидеть множество трюков в использовании трости. Костюм Саиди – закрытое платье, с использованием небольшого шарфа или пояса вокруг бедер и платка, покрывающего голову, а так же обязательно должны быть закрыты колени, если даже имеются разрезы на платье.

Классика Востока.

Барабаны задают ритм сердцу, которое начинает активно качать кровь. Барабаны – восточный танец с интересным музыкальным инструментом – таблой (арабский барабан). Шедевр этнической музыки!

Костюм стиля Ракс Шарки.

Ракс Шарки в переводе “Восточный танец”, который обычно называют “Танец живота”. Этот термин включает в себя все средневосточные танцы, но чаще всего он используется для того, чтобы обозначить экспрессивный и изящный стиль классического восточного танца.

Ракс Шарки это самое элегантное представление средневековых танцев. В этом стиле танцуют на всем Среднем востоке, а особенно в Египте, Ливане, Сирии, Турции.

Костюм этого стиля обычно открытый – из двух частей, юбка может быть, как широкой (легкой, летящей), так и узкой и лифа. Наличие тяжелого пояса не обязательно, сейчас в моде облегченные костюмы. Часто Ракс Шарки танцуют с большим прямоугольным платком (его еще называют вейл – накидка, вуаль). Обычно с вейлом выходят на сцену, делают несколько движений с ним, а дальше отбрасывают его в сторону и танцуют уже без платка.

Костюмы должны всегда соответствовать исполняемому стилю.

Необходимо отметить, что благодарность участников ансамблей приносит моральное удовлетворение будущим портным, а вместе с тем огромный заряд энергии для новых творческих побед, больших и малых.