Задачи урока:
- образовательная: повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
- развивающая: развить логическое мышление, математическую речь;
- воспитательная: расширить знания учащихся об окружающем их мире; развивать чувство коллективизма.
Оборудование: карта путешествия, карточки-таблицы, список продуктов.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Запись в тетрадях даты и классной работы.
Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы заканчиваем изучение темы “Сложение и вычитание десятичных дробей”, а теперь мы должны выяснить для чего мы ее изучали, где она нам пригодится. Вот поэтому мы отправимся в поездку по некоторым уголкам нашего района. А так как они расположены за пределами нашей школы, то придется выбрать вид транспорта, на котором мы отправимся в путь. Но транспорт подойдет не любой, а только тот, который зашифрован. А для того, чтобы его расшифровать нужно вспомнить, как складываются и вычитаются десятичные дроби и правильно подобрать ответы к примерам.
II Актуализация знаний.
- Сформулировать правило сложения десятичных дробей.
- Сформулировать правило вычитания десятичных дробей.
На доске приготовлены примеры и числа, которым соответствуют определенные буквы.
1,37 + 3,7 | 7,19 – 7,08 | 4 – 0,9 | 5,02 + 4,8 | 17,5 – 1,3 | 59,1 – 27 | 1 – 0,12 | |||||||||
а | в | т | о | б | у | с | |||||||||
4,44 | 3,1 | 0,1 | 0,11 | 16,2 | 9,82 | 0,88 | 5,07 | 32,1 | 31 | ||||||
д | т | к | в | б | о | с | а | у | п |
Итак, сегодня мы отправимся в поездку на автобусе.
Наша поездка по всяким причинам может затянуться, поэтому чтобы не проголодаться, сделаем первую остановку в магазине.
Задача 1. Предположим, что ваши мамы дали по 450 рублей на расходы. И вам предстоит выбрать, то что вам хочется, но чтобы на все хватило денег. (см. Приложение.)
Теперь нам нечего бояться и можно продолжать свой путь.
Внимание. На нашем пути Промышленная. Наша следующая остановка дерево обрабатывающий завод (ДОЗ). А здесь уже знают, что мальчики у нас неплохо работают на станках, но и думают, что и девочки не подведут, поэтому доверяют следующую работу.
Задача 2. Деревянную балку длиной 6,85м. разрезать на две части. Длина одной части 2,96м. найдите длину второй части.
Решение. 6,85 – 2,96 = 3,89 (м.) – длина второй части.
Ответ: 3,89 метра.
Задача 3. Из заготовки цилиндрической формы диаметром 53,6 см. нужно выточить деталь, диаметром 44,1 см. на сколько диаметр новой детали стал меньше диаметра заготовки?
Решение. 53,6 – 44,1 = 9,5 (см.) на столько диаметр детали меньше диаметра заготовки.
Ответ: на 9,5 см.
1. Сформулировать правило сложения десятичных дробей.
Задача 4. Имеется четыре куска мягкой проволоки. Каждый кусок длиной 1м. Как, не разрезая проволоки, сделать каркас прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 0,5м; 0,3м; 0,2м?
Решение. 0,5 + 0,3 + 0,2 = 1,0 (м)
Мы хорошо поработали, наступила пора отдохнуть, и мы отправимся на реку Иню. Вот и пришел долгожданный теплоход.
III Математическая зарядка.
Пришел теплоход
С чем?
С топотушками
Пришел теплоход
С чем7
С хлопотушками
Пришел теплоход
С чем?
С попрыгушками
Пришел теплоход
С чем?
С вертушками
Пришел теплоход
С чем?
С летушками.
Упражнение 1. Исходное положение – руки вдоль туловища; при правильном ответе – руки вперед, при неправильном – руки вверх.
а) 0,2 + 0,4 = 0,6
б) 0,3 + 0,03 = 0,06
в) 0,7 + 0,4 = 0,11
г) 0,3 – 0,17 = 0,13
д) 12,4 – 1,52 = 10,88
е) 6,2 – 1,03 = 5,17
Упражнение 2. Исходное положение – руки на поясе. При правильном ответе – поворот направо, при неправильном – поворот налево.
Округлили до сотых:
а) 3,571 ≈ 3,57
б) 13,205 ≈ 13,20
в) 11,099 ≈ 11,09
г) 4,029 ≈ 4,03
д) 100,013 ≈ 100,02
е) 6,702 ≈ 6,70.
IV. Повторение материала.
Зарядка окончена, но пришла шифровка. Чтобы ее прочитать, надо решить следующие уравнения: читать: 1,54 = ь; 21,53 = у; 5,6 = m; 13,0 = n; 33,16 = в.
- у – 5,46 = 27,7
у = 33,16 (в) - m – 9,8 = 3,2
m = 13,0 (п) - х – 19,7 = 1,83
х = 21,53 (у) - в – 2 = 3,6
в = 5,6 (т) - g – 0,07 = 1,47
g = 1,54 (ь)
Мы отправляемся в картинную галерею, но не просто посмотреть на выставку, но и самим принять участие, т.е. представить свою картину. А, картину вы можете нарисовать, если умеете складывать и вычитать десятичные дроби. (Учащиеся собирают математическое лото). Для тех, кто быстро соберет картину дополнительное задание:
Мы могли бы еще продолжать свое путешествие, но наше время подходит к концу и мы возвращаемся в школу. А здесь нас уже ждет Смекалкин со своими причудами. Он придумал несколько примеров, но при этом забыл поставить запятые. Смогли бы вы правильно расставить их?
32 + 18 = 5
3 + 108 = 408
42 + 17 = 212
736 – 336 = 4
57 – 4 = 17.
V. Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1. Решите уравнение:
а) х + 15,35 = 19,4
б) х – 0,07 = 1,5
2. Решите задачу: В первый день продали 12,52 м. ткани, а во второй день еще 19,7 м. сколько ткани продали за два дня?
Вариант 2.
1. Решите уравнение:
а) у + 0,25 = 1,07
б) у – 29,5 = 42,1
2. Решите задачу: В первый день автомобиль проехал 238,4 км., а во второй день на 52,6 км. меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
VI. Итог урока.
Где же мы сегодня применили свои знания при сложении и вычитании десятичных дробей? Подвести оценку эмоционального состояния обучающихся на уроке.
на уроке было интересно, поучительно; | |
на уроке было интересно, но не все; | |
на уроке было скучно, тоскливо. |
VII. Домашнее задание. п. 32.