Математический турнир

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Действующие лица:

Ведущий – воспитатель;
Знайка – взрослый;
Дети, воспитанники логопедической подготовительной к школе группы.

Цели:

  • Упражнять в решении задач типа «больше, меньше, одинаково», «графические выражения», «числовой луч», «сложение и вычитание», закреплять умение  составлять и решать арифметические задачи, записывать их решение.
  • Упражнять в умение соотносить числа и буквы в заданном варианте.
  • Закреплять знание геометрических фигур, ориентировку в пространстве и на листе бумаги. Развивать внимание, речевую активность, память, логическое мышление, сообразительность, целеустремлённость.
  • Развитие комбинированного дыхания: формирование плавного длительного носового вдоха и плавного длительного выдоха ртом.
  • Продолжать учить соотносить ритм движений с речевым ритмом: то замедляя, то убыстряя его, двигаться ритмично, развивать мелкую моторику рук.
  • Продолжать формировать навык работы в коллективе.

Материал: эмблемы для членов команд; два мольберта; карточки с заданиями в конверте; наборы цифр (для работы на мольбертах); цифровые примеры на карточках для решения задач; числовой ряд для игры; простые карандаши, фломастеры; призы.

Оформление зала: на центральной стене надпись: «Математический турнир», примеры (типа 1 + 2 = ?, 5 – 2 = 3 и др.), карта Математической страны; два мольберта, между ними стол с набором цифр; для команд столы в два ряда, стулья по количеству детей; у противоположной (к центральной) стены стоит стол с надписью «Совет мудрейших», рядом мольберт для выставления очков командам.  

ХОД ТУРНИРА

Под весёлую музыку команды входят в зал. На груди у детей эмблемы. Дети встают в ряд.
В зал заходят гости и дети приветствуют их.

Приветственная речевая коррекционная игра «Здравствуйте»

Воспитатель поёт, дети отвечают.

Педагог – Здравствуйте, девочки! Приветственно машет рукой
Девочки – Здравствуйте! Девочки поднимают руку вверх и машут ею
Педагог – Здравствуйте, мальчики! Также приветствует мальчиков
Мальчики – Здравствуйте! Мальчики машут рукой
Педагог – Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх
 Дети – Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой
Педагог – День такой прекрасный! Протягивает прямые руки вперёд
Дети – Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши
Дети – Здравствуйте, гости! Протягивают прямые руки вперёд
Гости – Здравствуйте!

Воспитатель: Начинаем математический турнир! В нём принимают участие две команды (дети перестраиваются в две команды). Первая команда – команда мальчиков – называется «Умники». Ваш девиз?

Мальчики: «Один за всех и все за одного!»

Воспитатель: Капитан команды?

Капитан делает шаг вперёд и представляется.

Воспитатель: Вторая команда – команда девочек – называется «Умницы». Ваш девиз?

Девочки: «Только вперёд и ни шагу назад!»

Воспитатель: Капитан команды?

Капитан делает шаг вперёд и представляется.

Воспитатель: Оценивать работу детей будет Совет мудрейших. (Представляет членов Совета). 

Члены Совета рассаживаются.

Воспитатель: Дорогие маленькие математики! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Математическую страну. Каждый из вас покажет своё искусство складывать, вычитать, сравнивать. Вам помогут смекалка, находчивость, любовь к математике.
Каждое соревнование начинается с разминки. Итак, я задаю вопросы, а вы быстро и, самое главное, правильно на них отвечаете.

Разминка

№ п/п

Вопросы

Ответы детей
1 Сколько лапок у котят?
Сколько лапок  у утят?
По 4 лапки
По 2 лапки
2 Сколько ножек у стола?
Сколько ножек у тебя?
4 ножки
2 ноги
3 Сколько пар лап у жука?
Сколько пар лап у паука?
3 пары лап
4 пары лап
4 Сколько лап у хомяка?
Сколько лап у червяка?
4 лапы
Ни одной
5 Сколько лап у многоножки?
Сколько куколок в матрёшке?
Много
Семь

Воспитатель: Молодцы! Разминка закончена. Команды проходите за свои столы.

Раздаётся стук. Входит Знайка.

Знайка: здоровается со всеми Ребята, я – Знайка – житель математической страны. Когда мы узнали, что у вас будет проходить математический турнир, то придумали вам много интересных заданий и задач. Вот здесь – конверты с заданиями (вручает воспитателю).

Воспитатель: Спасибо, Знайка! Ты как раз вовремя. Проходи в Совет Мудрейших, будешь помогать оценивать команды.

Знайка: Спасибо вам за такое доверие, а можно я буду лучше участвовать в математическом турнире?

Воспитатель: Хорошо! Согласны, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с правилами нашего турнира. Команда, которая меньше всего допустит ошибок в выполнении задания, получает 2 очка, другая команда получает 1 очко. Для выполнения каждого задания капитаны назначают по 1 человеку, которые будут работать у мольбертов. Остальные члены команды работают за столами. Капитаны сдают задания Совету Мудрейших. На каждое задание даётся по 3 минуты.
(Вынимает конверт с заданием из шкатулки). Первое письмо пришло с «Острова сравнений». В нём задание: расставьте знаки «<», «>», «=» между двумя цифрами, то есть сравните два числа. Капитаны, выберите членов команды, которые будут работать у мольбертов.

Раздаёт карточки с цифрами командам и детям, работающим у мольбертов. Карточки типа:

8     10
5      5
7      6
3      4
6      6
6      5
1      0
9      6
9      10
9      9
5      3
6      9
2      3
8      7
4      4
0      1
3      5
7      8
5      1
9      9
2     4
5     5
8      3
10      7

Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. (Вынимает из шкатулки конверт со вторым заданием) Это письмо пришло от Стрелки из «Долины графических выражений». Капитаны, выберите членов команды, которые будут работать у мольбертов.
Задание для команды, работающей за столами:

1. Определите зависимость между числами, то есть расставьте стрелки от цифры, обозначающей большее число, к цифре, обозначающей меньшее число.

Задание для детей, работающих у мольбертов:

Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. Следующее письмо, ребята, пришло с «Горы треугольников». Треугольник спрашивает в письме: «Сколько моих братьев треугольников спряталось в этих фигурах?» На обсуждение командам даётся по минуте, ответ даёт капитан.

Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. Пока Мудрейшие подводят итоги трёх первых конкурсов, предлагаю провести весёлую физкультминутку! Знайка, вставай с нами в круг.

Дети садятся на ковёр в круг. Сначала проходит пальчиковая гимнастика, затём физкультминутка в кругу стоя.

Пальчиковая гимнастика «Пирог» (выполняется 2 раза: 1-й раз медленно, 2-й раз быстро)

Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.

П.Воронько

Дети плавно опускают ладони себе на колени.
Прижимают ладонь к ладони, показывая, как лепят пироги.

«Бегут пальчиками обеих рук по ногам».

Опять показывают, как пекут пирог

Воспитатель: Молодцы, ребята! Знайка, а ты любишь загадки?

Знайка: Люблю!

Воспитатель: Тогда, Знайка, попробуй отгадать. Смотри и слушай!

Физкультминутка с элементами психогимнастики «Покажи отгадку»

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт
Петушок. Руки на поясе. Высоко поднимая колени, с прямой спиной дети имитируют походку петушка
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Спинку выгибает,
Молоко лакает
Кошка. Наклон вперёд, ладонями упереться в пол, ходьба на 4-х конечностях. Затем, опуститься на колени и локти, выгибать и разгибать спину.
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет…
Черепаха. Дети медленно ползут на четвереньках вперёд
Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй.
Рак. Ползание по-пластунски назад.

Показывают клешню: четыре пальца вместе, большой то прижимают, то отводят, при этом рука выбрасывается вперёд

Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка –
Кто это?..
Лягушка. Сидя на корточках,  руки на коленях. Прыжки.
Он так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
Вправо, влево, поворот,
Прыжок  назад, потом вперёд
Кенгуру. Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять лёгкие прыжки по тексту.

Дыхательная гимнастика «Солнышко»  по Б.Толкачёву

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю
Дети поднимают руки через стороны вверх плавно,
делают вдох через нос.

Через стороны опускают руки и
тихо произносят на выдохе «ф-ф-ф..».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Проходите на свои места. Предоставляется слово Совету Мудрейших.

Совет Мудрейших даёт оценку и объявляет баллы по первым трём конкурсам.

Воспитатель: (достает следующее письмо) Это письмо пришло с острова Задач. Задачка прислала нам несколько интересных задач для каждой команды. И попросила Знайку загадать их командам.

Мурка, кошка-мышеловка,
Съела трёх мышей в кладовке,
И сейчас к норе подкралась.
Цап! Ещё одна попалась.
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей?
Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
На блюдце у Андрюши
Четыре жёлтых груши.
Есть ребёнок захотел,
И одну из груш он съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь капитаны команд выберут членов команд для работы у мольбертов. Они запишут решения задач, затем зачитают  его.

  • Мама купила в магазине 7 конфет. На полдник она дала детям 3 конфеты. Остальные оставила на ужин. Сколько конфет осталось на ужин?
  • Вчера на нашу кормушку для птиц прилетало 12 воробьёв, а сегодня на одного воробья больше. Сколько всего птиц прилетело сегодня?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь конкурс для капитанов. Капитаны, подойдите к мольбертам. (Выставляет карточки с числовыми примерами). Задание такое: придумать задачу по данному числовому примеру. (Дети выполняют задание). А пока Совет мудрейших будет оценивать результаты прошедших конкурсов, мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Логоритмика «Танец в кругу»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом 2 раза (1-й раз медленно, 2-й раз быстрее)

1. Мы сейчас пойдём на право                              2. В центре круга соберёмся
Раз, два, три.                                                          Раз, два, три.
А потом пойдём налево                                           И на место все вернёмся
Раз, два, три.                                                            Раз, два, три.

3.Мы тихонечко присядем                                     4.Мы поднимемся тихонько
Раз, два, три.                                                            Раз, два, три.                     
И немножечко приляжем                                       И попрыгаем легонько
Раз, два, три.                                                            Раз, два, три.

5.Пусть попляшут наши ноги                                 6.Повернёмся мы направо
Раз, два, три.                                                            Раз, два, три.
И похлопают ладони                                               Не начать ли всё сначала?
Раз, два, три.                                                            Раз, два, три.

Дыхательная гимнастика «Солнышко» по Б.Толкачёву (см.выше)

Воспитатель: А вот очень странное письмо. Без подписи, это какое-то зашифрованное послание. Может быть, попробуем расшифровать его? Сначала разомнём пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Дети берут незаточенный карандаш и по команде воспитателя катают его между пальцами: возле левого уха, возле правого уха, перед собой, над головой.

Воспитатель: Молодцы! Вы готовы к работе по расшифровке послания.

Графический диктант

            Под диктовку дети проводят простым карандашом линию по клеткам: 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, и т.д.

Воспитатель: Изображение какого предмета получилось? Правильно, … Капитаны, соберите и сдайте результаты графического диктанта Совету Мудрейших.
Знайка: Я скажу вам – это я написал вам это письмо, потому что очень люблю заниматься математикой и играть с числами. А вы хотите поиграть с числами?
Дети: Да!
Знайка: Тогда объявляю следующий конкурс

Игра «Отгадай число»

Знайка: На доске вы видите числовой ряд: 1-10. Я задумал число. Вы с помощью вопросов должны отгадать, какое это число.

Дети задают вопросы, Знайка отвечает: «Это число справа от 5? Нет. Это число слева от 5? Да. Оно между 1 и 3? Нет. Оно между 3 и 5? Да. Это число 4? Да»
Игра проводится с каждой командой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и последнее письмо. В нём – задание от Плюса, живущего на «Острове цифр в море букв». Вы должны решить примеры, ответы соотнести с таблицей и прочитать предложение.


I команда
II команда Таблица
4 – 2 =
5 – 2 =
3 + 1 =
5 + 1 =
1 + 2 =
9 – 2 =
4 – 1 =
1 + 1 =
1 + 0 =
1 – 1 =
7 – 2 =
10 – 2 =
2 + 0 =
1 + 2 =
10 – 1 =
8 – 0 =
7 + 3 =
3 – 1 =
2 – 1 =
4 – 2 =
6 + 0 =
3 – 2 =
2 – 2 =
4 + 1 =
1 – 0 =
0 – й
1 – а
2 – з
3 – о
4 – и
5 – к
6 – н
7 – г
8 – у
9 – в
10 – т

Команды выполняют задание. Читают получившееся предложение: «Зоиного зайку зовут Зазнайка». Выясняется, что это знакомая скороговорка, дети проговаривают её.

Воспитатель: Пока Совет Мудрейших подводит итоги нашего математического турнира, предлагаю провести музыкальную паузу.

Музыкальная пауза «Математические частушки»
Дети поют на мотив частушек математические задачки в стихах, зрители отвечают.

Кот ловил на речке рыбок                          За столом у самовара
И считал их без ошибок.                             Собрала подруг Варвара.
ТРИ плотвички. ТРИ линька.                     ДЕСЯТЬ девочек-подруг
ТРИ пузатых окунька.                                  За столом уселись в круг.
Арифметика проста –                                  ДЕСЯТЬ девочек-подруг,
Сколько рыбок у кота?                                Ну, а чашек ВОСЕМЬ штук.
Кто же верно подсчитает:
Сколько чашек не хватает?!
С неба ЗВЁЗДОЧКА упала,
В гости к детям забежала.                           Под кустами у реки
ДВЕ кричат во след за ней:                         Жили майские жуки:
«Не забудь своих друзей!»                           Дочка, сын, отец и мать.
Сколько ярких звезд пропало,                    Кто их может сосчитать?
С неба звездного упало?

 

Во время музыкальной паузы Совет Мудрейших подводит итоги турнира, объявляет команду-победительницу, вручает её членам призы. Игроки другой команды награждаются призами «За стремление к победе».

 

Мною частично был использована статья В.В. Леоновой «Математический турнир», журнал «Ребёнок в детском саду» №5 2005.