Действующие лица:
Ведущий – воспитатель;
Знайка – взрослый;
Дети, воспитанники логопедической
подготовительной к школе группы.
Цели:
- Упражнять в решении задач типа «больше, меньше, одинаково», «графические выражения», «числовой луч», «сложение и вычитание», закреплять умение составлять и решать арифметические задачи, записывать их решение.
- Упражнять в умение соотносить числа и буквы в заданном варианте.
- Закреплять знание геометрических фигур, ориентировку в пространстве и на листе бумаги. Развивать внимание, речевую активность, память, логическое мышление, сообразительность, целеустремлённость.
- Развитие комбинированного дыхания: формирование плавного длительного носового вдоха и плавного длительного выдоха ртом.
- Продолжать учить соотносить ритм движений с речевым ритмом: то замедляя, то убыстряя его, двигаться ритмично, развивать мелкую моторику рук.
- Продолжать формировать навык работы в коллективе.
Материал: эмблемы для членов команд; два мольберта; карточки с заданиями в конверте; наборы цифр (для работы на мольбертах); цифровые примеры на карточках для решения задач; числовой ряд для игры; простые карандаши, фломастеры; призы.
Оформление зала: на центральной стене надпись: «Математический турнир», примеры (типа 1 + 2 = ?, 5 – 2 = 3 и др.), карта Математической страны; два мольберта, между ними стол с набором цифр; для команд столы в два ряда, стулья по количеству детей; у противоположной (к центральной) стены стоит стол с надписью «Совет мудрейших», рядом мольберт для выставления очков командам.
ХОД ТУРНИРА
Под весёлую музыку команды входят в зал. На
груди у детей эмблемы. Дети встают в ряд.
В зал заходят гости и дети приветствуют их.
Приветственная речевая коррекционная игра «Здравствуйте»
Воспитатель поёт, дети отвечают.
Педагог | – Здравствуйте, девочки! | Приветственно машет рукой |
Девочки | – Здравствуйте! | Девочки поднимают руку вверх и машут ею |
Педагог | – Здравствуйте, мальчики! | Также приветствует мальчиков |
Мальчики | – Здравствуйте! | Мальчики машут рукой |
Педагог | – Солнышко, здравствуй! | Все поднимают руки вверх |
Дети | – Здравствуй, здравствуй! | Скрещивают прямые руки над головой |
Педагог | – День такой прекрасный! | Протягивает прямые руки вперёд |
Дети | – Здравствуй, здравствуй! | Хлопают в ладоши |
Дети | – Здравствуйте, гости! | Протягивают прямые руки вперёд |
Гости | – Здравствуйте! |
Воспитатель: Начинаем математический турнир! В нём принимают участие две команды (дети перестраиваются в две команды). Первая команда – команда мальчиков – называется «Умники». Ваш девиз?
Мальчики: «Один за всех и все за одного!»
Воспитатель: Капитан команды?
Капитан делает шаг вперёд и представляется.
Воспитатель: Вторая команда – команда девочек – называется «Умницы». Ваш девиз?
Девочки: «Только вперёд и ни шагу назад!»
Воспитатель: Капитан команды?
Капитан делает шаг вперёд и представляется.
Воспитатель: Оценивать работу детей будет Совет мудрейших. (Представляет членов Совета).
Члены Совета рассаживаются.
Воспитатель: Дорогие маленькие
математики! Сегодня нам предстоит совершить
увлекательное путешествие в Математическую
страну. Каждый из вас покажет своё искусство
складывать, вычитать, сравнивать. Вам помогут
смекалка, находчивость, любовь к математике.
Каждое соревнование начинается с разминки. Итак,
я задаю вопросы, а вы быстро и, самое главное,
правильно на них отвечаете.
Разминка
№ п/п | Вопросы |
Ответы детей |
1 | Сколько лапок у котят? Сколько лапок у утят? |
По 4 лапки По 2 лапки |
2 | Сколько ножек у стола? Сколько ножек у тебя? |
4 ножки 2 ноги |
3 | Сколько пар лап у жука? Сколько пар лап у паука? |
3 пары лап 4 пары лап |
4 | Сколько лап у хомяка? Сколько лап у червяка? |
4 лапы Ни одной |
5 | Сколько лап у многоножки? Сколько куколок в матрёшке? |
Много Семь |
Воспитатель: Молодцы! Разминка закончена. Команды проходите за свои столы.
Раздаётся стук. Входит Знайка.
Знайка: здоровается со всеми Ребята, я – Знайка – житель математической страны. Когда мы узнали, что у вас будет проходить математический турнир, то придумали вам много интересных заданий и задач. Вот здесь – конверты с заданиями (вручает воспитателю).
Воспитатель: Спасибо, Знайка! Ты как раз вовремя. Проходи в Совет Мудрейших, будешь помогать оценивать команды.
Знайка: Спасибо вам за такое доверие, а можно я буду лучше участвовать в математическом турнире?
Воспитатель: Хорошо! Согласны, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с
правилами нашего турнира. Команда, которая
меньше всего допустит ошибок в выполнении
задания, получает 2 очка, другая команда получает
1 очко. Для выполнения каждого задания капитаны
назначают по 1 человеку, которые будут работать у
мольбертов. Остальные члены команды работают за
столами. Капитаны сдают задания Совету
Мудрейших. На каждое задание даётся по 3 минуты.
(Вынимает конверт с заданием из шкатулки).
Первое письмо пришло с «Острова сравнений». В нём
задание: расставьте знаки «<», «>», «=» между
двумя цифрами, то есть сравните два числа.
Капитаны, выберите членов команды, которые будут
работать у мольбертов.
Раздаёт карточки с цифрами командам и детям, работающим у мольбертов. Карточки типа:
8 10 5 5 7 6 3 4 |
6 6 6 5 1 0 9 6 |
9 10 9 9 5 3 6 9 |
2 3 8 7 4 4 0 1 |
3 5 7 8 5 1 9 9 |
2 4 5 5 8 3 10 7 |
Воспитатель: Капитаны команд, сдайте
выполненные задания Совету мудрейших. (Вынимает
из шкатулки конверт со вторым заданием) Это
письмо пришло от Стрелки из «Долины графических
выражений». Капитаны, выберите членов команды,
которые будут работать у мольбертов.
Задание для команды, работающей за столами:
1. Определите зависимость между числами, то есть расставьте стрелки от цифры, обозначающей большее число, к цифре, обозначающей меньшее число.
Задание для детей, работающих у мольбертов:
Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. Следующее письмо, ребята, пришло с «Горы треугольников». Треугольник спрашивает в письме: «Сколько моих братьев треугольников спряталось в этих фигурах?» На обсуждение командам даётся по минуте, ответ даёт капитан.
Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. Пока Мудрейшие подводят итоги трёх первых конкурсов, предлагаю провести весёлую физкультминутку! Знайка, вставай с нами в круг.
Дети садятся на ковёр в круг. Сначала проходит пальчиковая гимнастика, затём физкультминутка в кругу стоя.
Пальчиковая гимнастика «Пирог» (выполняется 2 раза: 1-й раз медленно, 2-й раз быстро)
Падал снег на порог. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. П.Воронько |
Дети плавно опускают ладони себе на
колени. Прижимают ладонь к ладони, показывая, как лепят пироги. «Бегут пальчиками обеих рук по ногам». Опять показывают, как пекут пирог |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знайка, а ты любишь загадки?
Знайка: Люблю!
Воспитатель: Тогда, Знайка, попробуй отгадать. Смотри и слушай!
Физкультминутка с элементами психогимнастики «Покажи отгадку»
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка, Раньше всех встаёт, Голосисто поёт |
Петушок. Руки на поясе. Высоко поднимая колени, с прямой спиной дети имитируют походку петушка |
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Спинку выгибает, Молоко лакает |
Кошка. Наклон вперёд, ладонями упереться в пол, ходьба на 4-х конечностях. Затем, опуститься на колени и локти, выгибать и разгибать спину. |
Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет… |
Черепаха. Дети медленно ползут на четвереньках вперёд |
Ползает наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй. |
Рак. Ползание по-пластунски
назад. Показывают клешню: четыре пальца вместе, большой то прижимают, то отводят, при этом рука выбрасывается вперёд |
Летом в болоте Вы её найдёте. Зелёная квакушка – Кто это?.. |
Лягушка. Сидя на корточках, руки на коленях. Прыжки. |
Он так быстро скачет, Словно мой любимый мячик. Вправо, влево, поворот, Прыжок назад, потом вперёд |
Кенгуру. Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять лёгкие прыжки по тексту. |
Дыхательная гимнастика «Солнышко» по Б.Толкачёву
Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю |
Дети поднимают руки через стороны
вверх плавно, делают вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе «ф-ф-ф..». |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Проходите на свои места. Предоставляется слово Совету Мудрейших.
Совет Мудрейших даёт оценку и объявляет баллы по первым трём конкурсам.
Воспитатель: (достает следующее письмо) Это письмо пришло с острова Задач. Задачка прислала нам несколько интересных задач для каждой команды. И попросила Знайку загадать их командам.
Мурка, кошка-мышеловка, Съела трёх мышей в кладовке, И сейчас к норе подкралась. Цап! Ещё одна попалась. Вот так Мурка! Сколько ей Удалось поймать мышей? |
Пять ворон на крышу сели, Две ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело? |
Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? |
На блюдце у Андрюши Четыре жёлтых груши. Есть ребёнок захотел, И одну из груш он съел. Теперь считайте груши На блюдце у Андрюши. |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь капитаны команд выберут членов команд для работы у мольбертов. Они запишут решения задач, затем зачитают его.
- Мама купила в магазине 7 конфет. На полдник она дала детям 3 конфеты. Остальные оставила на ужин. Сколько конфет осталось на ужин?
- Вчера на нашу кормушку для птиц прилетало 12 воробьёв, а сегодня на одного воробья больше. Сколько всего птиц прилетело сегодня?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь конкурс для капитанов. Капитаны, подойдите к мольбертам. (Выставляет карточки с числовыми примерами). Задание такое: придумать задачу по данному числовому примеру. (Дети выполняют задание). А пока Совет мудрейших будет оценивать результаты прошедших конкурсов, мы с вами немного отдохнём и поиграем.
Логоритмика «Танец в кругу»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом 2 раза (1-й раз медленно, 2-й раз быстрее)
1. Мы сейчас пойдём на
право
2. В центре круга соберёмся
Раз, два,
три.
Раз,
два, три.
А потом пойдём налево
И на место все вернёмся
Раз, два, три.
Раз,
два, три.
3.Мы тихонечко
присядем
4.Мы поднимемся тихонько
Раз, два, три.
Раз, два,
три.
И немножечко
приляжем
И попрыгаем легонько
Раз, два, три.
Раз, два, три.
5.Пусть попляшут наши
ноги
6.Повернёмся мы направо
Раз, два, три.
Раз, два, три.
И похлопают ладони
Не начать ли всё сначала?
Раз, два, три.
Раз, два, три.
Дыхательная гимнастика «Солнышко» по Б.Толкачёву (см.выше)
Воспитатель: А вот очень странное письмо. Без подписи, это какое-то зашифрованное послание. Может быть, попробуем расшифровать его? Сначала разомнём пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Дети берут незаточенный карандаш и по команде воспитателя катают его между пальцами: возле левого уха, возле правого уха, перед собой, над головой.
Воспитатель: Молодцы! Вы готовы к работе по расшифровке послания.
Графический диктант
Под диктовку дети проводят простым карандашом линию по клеткам: 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, и т.д.
Воспитатель: Изображение какого
предмета получилось? Правильно, … Капитаны,
соберите и сдайте результаты графического
диктанта Совету Мудрейших.
Знайка: Я скажу вам – это я написал вам
это письмо, потому что очень люблю заниматься
математикой и играть с числами. А вы хотите
поиграть с числами?
Дети: Да!
Знайка: Тогда объявляю следующий
конкурс
Игра «Отгадай число»
Знайка: На доске вы видите числовой ряд: 1-10. Я задумал число. Вы с помощью вопросов должны отгадать, какое это число.
Дети задают вопросы, Знайка отвечает: «Это
число справа от 5? Нет. Это число слева от 5? Да. Оно
между 1 и 3? Нет. Оно между 3 и 5? Да. Это число 4? Да»
Игра проводится с каждой командой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и последнее письмо. В нём – задание от Плюса, живущего на «Острове цифр в море букв». Вы должны решить примеры, ответы соотнести с таблицей и прочитать предложение.
I команда |
II команда | Таблица | ||
4 – 2 = 5 – 2 = 3 + 1 = 5 + 1 = 1 + 2 = 9 – 2 = 4 – 1 = |
1 + 1 = 1 + 0 = 1 – 1 = 7 – 2 = 10 – 2 = |
2 + 0 = 1 + 2 = 10 – 1 = 8 – 0 = 7 + 3 = |
3 – 1 = 2 – 1 = 4 – 2 = 6 + 0 = 3 – 2 = 2 – 2 = 4 + 1 = 1 – 0 = |
0 – й 1 – а 2 – з 3 – о 4 – и 5 – к 6 – н 7 – г 8 – у 9 – в 10 – т |
Команды выполняют задание. Читают получившееся предложение: «Зоиного зайку зовут Зазнайка». Выясняется, что это знакомая скороговорка, дети проговаривают её.
Воспитатель: Пока Совет Мудрейших подводит итоги нашего математического турнира, предлагаю провести музыкальную паузу.
Музыкальная пауза «Математические
частушки»
Дети поют на мотив частушек математические
задачки в стихах, зрители отвечают.
Кот ловил на речке
рыбок
За столом у самовара
И считал их без
ошибок.
Собрала подруг Варвара.
ТРИ плотвички. ТРИ линька.
ДЕСЯТЬ девочек-подруг
ТРИ пузатых окунька.
За столом уселись в круг.
Арифметика проста
–
ДЕСЯТЬ девочек-подруг,
Сколько рыбок у
кота?
Ну, а чашек ВОСЕМЬ штук.
Кто же верно подсчитает:
Сколько чашек не хватает?!
С неба ЗВЁЗДОЧКА упала,
В гости к детям
забежала.
Под кустами у реки
ДВЕ кричат во след за
ней:
Жили майские жуки:
«Не забудь своих
друзей!»
Дочка, сын, отец и мать.
Сколько ярких звезд
пропало,
Кто их может сосчитать?
С неба звездного упало?
Во время музыкальной паузы Совет Мудрейших подводит итоги турнира, объявляет команду-победительницу, вручает её членам призы. Игроки другой команды награждаются призами «За стремление к победе».
Мною частично был использована статья В.В. Леоновой «Математический турнир», журнал «Ребёнок в детском саду» №5 2005.