Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
(Песня из к/ф «Мама»)
Наверное, нет ни одной страны, где бы не
отмечался День матери. В России День матери стали
отмечать сравнительно недавно. Установленный
Указом Президента Российской Федерации Б. Н.
Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он
празднуется в последнее воскресенье ноября,
воздавая должное материнскому труду и их
бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Невозможно поспорить с тем, что этот праздник —
праздник вечности. Из поколения в поколение для
каждого человека мама — самый главный человек в
жизни.
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в
нашей стране, День матери занимает особое место.
Это праздник, к которому никто не может остаться
равнодушным. В этот день хочется сказать слова
благодарности всем Матерям, которые дарят детям
любовь, добро, нежность и ласку.
И хочется сказать: «Спасибо вам, родные! И пусть
вам почаще говорят теплые слова ваши любимые
дети! Пусть на их лицах светится улыбка и
радостные искорки сверкают в глазах, когда вы
вместе!»
Я предлагаю итоговый классный час о маме, для
учащихся 3-4-х классов, и вся работа по данной
теме имеет удивительно положительные
результаты в формировании отношений к матери!
Для того, чтобы провести данный классный час было
поведено коллективное планирование дела:
- работа с литературой о маме (проза, стихи);
- работа с образными выражениями (образ мамы, женщины, руки, глаза, душа, сердце матери);
- работа с пословицами, поговорками о маме;
- составление стихотворных строк (в парах, группах);
- инсценирование ситуаций (мама и дитя);
- работа с картинной галереей «Женщина, мать»;
- работа с листком самоконтроля: «Я помогаю дома».
Цель: создать условия для осознания каждым ребенком необходимости, добрых взаимоотношений с мамой.
Задачи:
- развивать умения выражать свои чувства в процессе диалога;
- погрузить младшего школьника в мир дум, забот, радости и переживания матери;
- помочь ребенку глубже понять состояние матери в определенных ситуациях и может быть взглянуть на свое отношение к маме с другой стороны;
- обогатить духовный опыт ребенка.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
II. Мобилизующий этап
Учитель: Мне хочется начать
нашу встречу с отрывка известной детской песни (Песня
из к/ф "Мама"; муз. Ж. Буржоа, Темистокле Попа
сл. Ю.Энтина)
У: О ком мы сегодня поговорим? (О
маме)
Учитель:
Слово это – зов и заклинанье
В этом слове – сущего душа
Слово это сроду не обманет
В нем – исток всего.
Ему конца нет
Я произношу его: Мама (Р. Гамзатов)
– Мама, мамочка. Ребята, произнесите эти слова. Что вы почувствовали?
У: Я зажигаю свечу тепла этого слова (в конце урока – итог)
III. Формулировка цели (в форме проблемного вопроса).
– Постараемся ответить на главный вопрос: Моя мама для меня – …
IV. Основной этап
– Что значит мама для вас?
Ученики называют слова, на доске появляется запись:
1. Работа с произведениями
А) На доске: портреты мам (рис. детей), портреты художников «женщина – мать».
– Посмотрите на всех женщин, все они разные, а слова для них одинаково прекрасны. Слово «мама» одно из самых древних на Земле, и звучит оно на все языках мира одинаково нежно и ласково. Во многих странах отмечается День матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают, дарят им подарки, благодарят, устраивают праздники. И вы тоже подготовьте сюрприз для своих мам.
Б) – Мне хочется познакомить вас с
рассказом В. Сухомлинского «Седьмая дочь» (Учитель
читает).
– Что можно сказать о дочерях?
– В чем заключается истинная любовь к матери? (В
делах, в поступках).
– В самой древней, священной книге сказано:
Возлюби ближнего своего, как самого себя. А близкий человек – мама.
2. Восстановление стихотворных строк по словам (в группах)
(См. Приложение 1)
– Восстановите стихотворение и сформулируйте
ответ на вопрос на уроке (Дети из четверостишья
делают вывод: мама – необходима…, поможет
выздороветь...).
– Что значит для тебя мама? (Дети формулируют
свою мысль).
- Любите, цените и понимайте свою маму!
3. Знакомство с новым произведением (автор учитель)
Описание своей мамы.
– Часто ли вы думаете о своей маме?
– Закройте глаза и вспомните свою маму. А я
познакомлю вас со своей мамой. Учитель читает
«Самая лучшая» (см. Приложение 1)
– Кто узнал свою маму?
– Кто сможет рассказать о своей маме? (используя
образные выражения из книг, работа с портретами
мам).
- Каждая мама переживает, волнуется, тревожится, заботясь о вас, но всегда остается самой красивой, любимой и неповторимой.
4. Творческие задания (работа в парах, в группах)
– У вас на столе сердечки, чтобы
хотелось сделать?..
– Подарите пожелания своей маме (Дети пишут)
– Я бы подарила такое «мамочка, будь всегда
здорова!»
а) пишут у себя
б) пишут в группе (объединяя все свои)
в) отчет групп: зачитайте одно, не повторяясь (на доске вешают от группы сердечки).
– Как много сердечек появилось для мамы: «Ваши пожелания обязательно сбудутся! ».
5. Работа над стихотворением «А сердце матери …» (см. Приложение 1)
– Всегда ли вы помните о своей маме?
– Кто хочет поделиться мыслями?
V. Заключительный этап. Итог
– Чем больше твоя любовь к матери, тем
радостнее и счастливее становится жить.
– Посмотрите, сколько много слов, дел, качеств у
мамы. В жизни мамы не получают наград за свою
любовь, терпение, мудрость. Главная награда – это
ее дети. Чтобы вы предложили бы сделать для мамы?
– Давайте изготовим наградной диплом своей маме.
Работа по рядам.
1 ряд: Диплом маме (строки о маме, стихи
сочиняют).
2 ряд: Материнские берегини (советы для меня, сами
сочиняют ).
3 ряд: Диплом моей маме (строки благодарности)
– Работа в группах творчества.
– Отчет по группам (демонстрация работ) (См. Приложение 2)
– Как вы поздравите свою маму?
– Почему сегодня горела свеча?
– Подарите тепло своей души маме… (Дети говорят слова маме)