Элективный курс: Мир ищет энергию (9 класс).
Раздел: Энергосбережение.
Цель урока: организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся; создать условия для обобщения изученного материала, используя поисковый метод обучения.
Задачи:
- Образовательная – провести обобщение знаний учащихся о возобновляемых источниках энергии и энергоэффективных технологиях.
- Развивающая – развивать умение логического рассуждения, аргументированного обоснования своего мнения; способность выбирать необходимую информацию и подвергать ее анализу; развивать умение обобщения материала и представления своей работы.
- Воспитательная – продолжить формирование бережного и экономного отношения к энергоресурсам.
Тип урока: практикум.
Оборудование:
- для учителя – компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации.
- для ученика – маршрутные листы с заготовкой обобщающей таблицы по возобновляемым источникам и энергоэффективным технологиям, заготовки схем-чертежей будущих домов; интерактивная доска для представления своих проектов.
Методические приемы: коллективная творческая групповая работа по созданию единого проекта, анализ и обобщение материала, представление своего видения проблемы, логическая и аргументированная защита своей точки зрения.
ХОД УРОКА
I. Вводно-мотивационный этап урока
Установочное вводное слово учителя. Проблема энергосбережения при эксплуатации дома хорошо известна. Однако в понятие энергопассивного жилища она входит как небольшая составная часть. Названная концепция включает в себя не только эксплуатацию дома, но также производство строительных материалов, само строительство, процесс разрушения здания по истечении нормативного срока эксплуатации и утилизацию строительного мусора. Энергопассивное жилище не только экономит потребляемую энергию и другие материальные ресурсы на всех этапах описанного жизненного цикла. Оно также должно минимально загрязнять окружающую среду различными отходами, вредными веществами, энергетическими излучениями и полями. Таким образом, энергопассивное жилище стремится к состоянию, близкому к термодинамическому равновесию с окружающей средой. Энергопассивный экодом – это жилище, соответствующее такому пути развития цивилизации, при котором, с одной стороны, практически не используются невозобновляемые источники энергии и материалы, а с другой – не наносится вред природе и здоровью человека.
Формулировка проблемы. При создании энергопассивного экодома встают три главные проблемы: строительные материалы, теплообеспечение и утилизация отходов жизнедеятельности.
Учебная задача. Сегодня нам предстоит познакомиться с решениями выше обозначенных проблем и применить их для создания своих проектов экодомов.
II. Организация учебной деятельности
1. Творческая работа в группах
Учащиеся делятся на две рабочие группы – Конструкторское бюро №1 и №2. Каждая группа получает комплект текстовых материалов, раскрывающих основные положения следующих тем:
- Энергоэффективные строительные материалы.
- Теплообеспечение в экодоме.
- Утилизация отходов жизнедеятельности в энергоэффективном экодоме.
- Автономное водоснабжение.
- Автономная система отопления и горячей воды.
- Автономное электричество.
- Автономная канализация.
Каждый ученик является конструктором, разрабатывающим одно конкретное направление в проекте экодома. Для каждого конструктора разработан свой маршрутный лист, где в логической последовательности предложена серия заданий, которая позволяет получить представление о полученном направлении. Изучая подготовленный учителем и распечатанный материал учащиеся в течение 15 минут разрабатывают проект энергоэффективного экологического дома и готовятся аргументировано и логически представить свой участок работы.
2. Защита проектов
Каждая группа в течение 8-10 минут демонстрирует свой проект при помощи интерактивной доски, раскрывая идею конструкторской задумки.
Рисунок 1 |
1. Солнечный коллектор. 2. Грунтовой сезонный тепловой аккумулятор. 3. Трубы каркаса с вентиляционными каналами. 4. Соломенные блоки. 5. Вентиляторы системы принудительной вентиляции. 6. Теплообменник-рекуператор. 7. Канал в грунте. 8. Армированное стекло 9-10. Полимерная гофрированная трубка. 11. Теплоизолированный бак горячей воды. 12,14,15,20. Воздушно-дренажные каналы. 13. Теплоизолированный гравийный фундамент. 16,17,18. Задвижки. 19. Локальная система биообработки и утилизации стоков для повышения плодородия приусадебного участка. |
3. Закрепление изученного материала
По итогам выступлений – ученик. Главный конструктор на приготовленной заготовке на интерактивной доске, а остальные учащиеся на заготовленных отчетных бланках о проведенном семинаре выполняют обобщающую схему – «Круговорот вещества и энергии в энергопассивном экодоме».
Практикум на
тему:______________________________________________ Бланк заполнил(а)________________ класс__________________________ Дата заполнения__________________________ подпись_______________ |
||
Рисунок 2 |
Круговорот вещества и энергии в
энергопассивном экодоме 1. Круг
воздухообмена. |
|
Тема своего сообщения | Главные тезисы | Личностная значимость (что узнал(а) нового) |
Вывод: |
4. Подведение итогов
Формулируется и представляется на экране общий вывод урока.
Концепция автономного дома (экодома)
Главная задача, при создании энергоэффективного экодома – обеспечить минимальное потребление тепловой и электрической энергии.
- При строительстве дома, преимущественно использовать природные возобновляемые материалы с минимальными затратами на их производство и доставку. В первую очередь, соломенные блоки и древесину.
- Для получения электрической энергии, использовать только возобновляемые ресурсы: солнечную энергию (фотоэлектрические батареи), энергию ветра (ветроэнергетическая установка), энергию древесины (отходов древесины) (генератор Стирлинга или аналоги).
- Для получения тепловой энергии и подогрева воды, максимально использовать энергию солнца (солнечные коллекторы).
- Для сохранения тепловой энергии использовать накопители с недельным месячным ресурсом (в перспективе – сезонный накопитель на селективных сорбентах воды СВС).
- Для создания благоприятной ауры дома, практически исключить использование металла, пластмассы и других искусственных изделий. Использовать преимущественно изделия из дерева.
- В архитектурном проекте дома максимально использовать элементы солнечного дизайна.
- Полная утилизация органических отходов, в виде компоста в теплице и на приусадебном участке.
5. Домашнее задание
Закончить заполнение бланка отчета.
<Приложение 1>
<Приложение 2>
<Приложение 3>
<Приложение 4>
<Приложение 5>
<Приложение 6>
<Приложение 7>