В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомились с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступали символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Картинки-схемы являлись для детей опорой для запоминания словесного материала, путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно привело к тому, что они стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Запоминая материал по картинкам, ребята соотносили их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство детей стремились к припоминанию слов без называния опорных изображений.
Цель: составление детьми творческого рассказа.
Задачи:
- продолжать учить детей составлять творческие рассказы с использованием опорных схем и моделей;
- обогащать и систематизировать знания детей о зиме, подбирать однокоренные слова;
- способствовать развитию произвольного внимания;
- учить детей принимать и выполнять учебную задачу, уметь работать в подгруппах.
Оборудование: снежок, схема-картина, клей, картинки-схемы, два мольберта.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о зиме, рассматривание картин о зиме, наблюдения на прогулке.
Словарная работа: поземка.
ХОД РАБОТЫ
Воспитатель предлагает детям встать в круг, и по предложению воспитателя дети проговаривают речетив, выполняя движения:
Мы весёлые ребята,
Мы ребята дошколята,
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим
(руки в стороны, взялись за руки и крепко пожали друг другу руку)
Пусть всем будет хорошо!
Повернись, повернись
И друг другу улыбнись!
(улыбаются друг другу).
Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня загадали загадку, а я не знаю отгадки. Поможете мне?
Воспитатель: Когда всё укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами.
Воспитатель: Да это и правда зима. Спасибо.
Воспитатель: Ребята, а какая она зима? (Зима
суровая, зима злая, зима холодная, зима морозная,
зима снежная).
– Ребята, а про что говорят ударили … (морозы);
висят … (сосульки); бушует … (метель);
замёрзла … (речка); дует … (ветер);
хрустит … (снег)?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». (воспитатель предлагает поделиться на две подгруппы по половому признаку). Девочки говорят что зимой плохо, а мальчики говорят что зимой – хорошо.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».
Зимой всё покрыто белым пушистым снегом.
Давайте с этим словом поиграем. Я начну, а тот,
кому я передам снежок, должен добавить слово.
- Тихо, тихо как во сне падает на землю … (снег).
- С неба все скользят пушинки серебристые … (снежинки).
- На поселок, на лужок всё снижается … (снежок).
- Вот веселье для ребят всё сильнее … (снегопад).
- Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
- Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик).
- Рядом снежная фигурка это девочка … (снегурка).
- На снегу то посмотри с красной грудой … (снегири).
- Словно в сказке, как во сне землю всю окутал ... (снег).
Воспитатель: Ребята, от какого слова произошли эти слова? (От слова снег)
На доске висит схема, и полукругом стоят стульчики, воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, зимой люди часто говорят вьюга, метель. У меня на доске заколдованные картинки. Нам нужно их расколдовать. Подумайте что это?
- Ветер поднимает и несет снег так, как будто метлой метут. Как называется такой ветер? (Метель)
- Бывает ветер со снегом воет как волк, давайте прислушаемся и произносим все вместе у-у-у-у. Как называется такой ветер? (Вьюга)
- Иногда ветер поднимает снег и несет в разные стороны. Как называется такой ветер? (Пурга)
- Бывает и так, в солнечный день ветер несет снег по самой земле. Кто знает, как называют такой ветер? (Поземка)
Воспитатель предлагает детям встать вкруг, чтобы провести физминутку.
Выпал беленький снежок
(дети становятся в круг)
Снег, снег белый снег
Засыпает он нас всех
(машут руками перед собой)
Не боимся мы пороши
Ловим снег, хлопок в ладоши
(хлопок в ладоши, опускают руки по швам)
Руки в стороны, по швам
Снега хватит нам и вам.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ о зиме. Но сначала разделимся на подгруппы. Возьмите у меня на столе картинки и сядьте за тот стол, где лежит квадратик такого цвета, как на оборотной стороне вашей картинки. Внимательно рассмотрите свои картинки-схемы, расположите их последовательно друг с другом так, как будете составлять рассказ. Работать будете сообща, когда составите рассказ, выберите одного человека, который будет рассказывать рассказ и защищать вашу команду. Даю вам немного времени (ставлю песочные часы, дети приклеивают свои картинки на один общий плакат и последовательно составляют рассказ). Выбранный от команды человек помещает на мольберт свою картину и рассказывает рассказ. Дети оценивают рассказы.
Итог: Все старались составить рассказ. Какое слово вы узнали сегодня? (Позёмка)