Тип урока: комбинированный.
Автор программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.
Автор учебника: А.В. Перышкин.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с приборами.
Цели урока:
- ввести понятие тяготения, сила тяжести;
- установить зависимость силы тяжести от массы тела;
- научиться практически применять новые физические понятия;
- закрепить навыки работы с динамометром и шкалой динамометра.
Задачи:
- Образовательные:
- ввести новые физические понятия;
- углубить знания по теме «Сила»;
- научиться решать расчетные задачи на формулу для силы тяжести;
- продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное;
- Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, речь, память.
- развивать интерес и логическое мышление путем решаемых проблем.
- продолжить формирование умений проводить эксперимент;
- развивать интерес к поиску дополнительной информации через Интернет.
- Воспитательные:
- продолжить развивать кругозор учащихся;
- воспитывать аккуратность при проведении эксперимента и записи в тетрадях;
- наблюдать, исследовать, замечать закономерности явлений, аргументировать выводы.
- воспитывать умение работать в коллективе, осуществлять самостоятельную деятельность.
Оборудование:
- кроссворд.
- рисунки с домашними работами;
- физические тела для бросания (теннисный шарик, губка, тяжелый мяч, кубик, кирпич, металлический шарик…);
- камень, мяч;
- динамометры, грузы по 0,1 кг;
- таблица для записи результатов работы в группах;
- музыка А. Вивальди для физкультминутки;
- шкала динамометра для рефлексии.
План урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Повторение.
- Мотивация.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление.
- Индивидуальная работа.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Оценки.
- Домашняя работа.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент 2. Целеполагание
3. Повторение
4. Мотивация
5. Новая тема
6. Физминутка
7. Закрепление нового материала
8. Индивидуальная работа
9. Итог урока
11. Оценки
|
– Я приветствую семиклассников на
уроке физики. Садитесь. – Ребята, что изучает
физика? 1. С какой физической величиной мы
познакомились на прошлом уроке? Для повторения темы один человек выполняет
тест за компьютером. (Приложение 1)
2. Если к телу приложена сила, что
происходит с телом?
– Во всех этих примерах сила – причина
появления скорости.
– Определите направление и численное значение
силы приложенной в точке А, действующей на б) тележку – Переведите в Ньютоны 500 мН 7. Единица измерения силы? – Разгадав кроссворд, мы получили слово, которое обозначает новое физическое явление, с которым мы познакомимся сегодня. Какое? – Мы изучаем силу. Силой обладает каждый из вас.
Давайте приложим свою силу к физическому телу,
которое я вам даю. (Теннисный шарик, губка,
набивной мяч, шарик металлический, пушинка). – Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новым физическим явлением и физической величиной. Какими? Назовите тему сегодняшнего урока. – Откройте тетради и запишите тему урока:
«Явление тяготения. Сила тяжести.». Учебник. Стр 57. рис 63.
– В свою очередь Земля притягивается
этими телами. Притяжение существует не только
между Землей и телами находящимися на ней. Все
тела притягиваются друг к другу. Это явление и
называется явлением тяготения. – Попробуйте назвать два тела во Вселенной между которыми происходит притяжение?
– Из курса географии вам известно, что притяжение между Землей и Луной вызывает что-то. Что?
– Закон тяготения открыл Английский физик Исаак Ньютон. Показываю его портрет. С его именем вы много раз встретитесь на уроках физики. – В учебнике, стр 58 прочитайте закон Ньютона и запишите в тетради: F F – Шарики изготовлены из одинакового материала, расстояние между ними одинаковое. Между какими из 3 шариков сила наибольшая? Наименьшая? – Историю открытия закона Антон нашел в Интернете и сейчас нам её расскажет.
– Для всех живущих на Земле особенно важное значение имеет притяжение тел к Земле. Видеосюжет демонстрируется на компьютере о силе тяжести. (Приложение 3) Одному человеку за компьютером, а остальным в учебнике ответить на вопросы, записанные на доске: – Что такое сила тяжести?
Fтяж ~ m
Во всех случаях Fтяж – Эта величина имеет точное значение 9,8 и
обозначается – g Fтяж = gm Известно, что на:
– Встаньте. Поднимите руки вверх. Руки
удерживаются силой ваших мышц, мускул.
Представьте, что сила мышц отсутствует. Покажите,
что произойдет с руками. №1. Устно.Определите на какую из трех гирь массой 2 кг, 1 кг , 0,5 кг действует большая сила тяжести? № 2. Определите силу тяжести действующую на шар массой 1 кг. № 3. Упр.9№1(2). У доски Таня. Индивидуально, на другой доске решает Катя .Вадим решает индивидуально в тетради. (Приложение 4) № 4.Тест. Три уровня сложности. (Приложение 5) После выполнения учитель раздает ответы. Ученики проверяют и ставят себе оценку. – Просигнальте мне о своих результатах. – Итак, ребята сегодня мы на уроке
познакомились с новым физическим явлением.
Каким? – На шкале динамометра каждый из вас может
показать пользу сегодняшнего урока. – Снежана работала по карточке. Наташа П. выполняла тест за компьютером – «3». Антон С. и Вадим Ж. готовили доклады и были очень активны на уроке – «5». Таня В – за решение задачи и работу на уроке – «5». Катя П. – за решение задачи повышенной сложности – «4». §24, §27 стр 63. Упр9 №1(3) – Спасибо за урок. Урок окончен. Урок сопровождался показом слайдов (Приложение
6) |
Физические явления.
1. Силой.
2. У него появляется скорость. – Мяч пнули.
– Вправо, 30 Н
– влево, 15 Н
– 4к Н, в 5 раз. 7. Нютон. – Тяготение.
– Они падают.
– Явление тяготения. Сила тяжести. – Его притягивает земля.
– Дом.
– Притяжение всех тел вселенной друг к другу называется Всемирным тяготением. – Луна и Земля – Приливы и отливы воды. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров.
– Вокруг солнца движутся 9 больших планет. Все они удерживаются около Солнца силами тяготения. Эти силы очень велики. Ньютону удалось определить закономерность притяжения между планетами и всеми телами Вселенной. Сила притяжения зависит от масс взаимодействующих тел и их расстояния. F m F
В 1666 году в Лондоне свирепствовала эпидемия чумы. И. Ньютон вынужден был покинуть свое рабочее место. Он уединился в своем поместье Вульсторп. Гуляя по саду он увидел как с ветки упала яблоко и это подтолкнуло к открытию закона Всемирного тяготения. Яблоко называют соавтором Ньютона. Легендарная яблоня была единственная в садике Ньютона. Дерево пережило Ньютона на 10 лет и погибло во время сильной грозы. Кресло сделанное из нее хранится до сих пор в Англии, в частной коллекции.
Один ученик из группы записывает полученные значения на доске в таблицу. Записывают в тетради.
Записывают в тетради Записывают в тетради.
Руки падают. Все тело падает вниз. На гирю массой 2 кг действует большая сила тяжести, потому что она имеет большую массу. Fтяж = 1 кг 10 = 10 Н
– Явление тяготение.
Дети прикрепляют указатели |