Тип урока: урок повторения и систематизации изученного материала по теме «Проценты».
Цели и задачи урока.
- Образовательные:
- повторить основные вопросы учебных тем: «Как найти несколько процентов от числа?», «Как найти число по нескольким его процентам?», «Как найти проценты, которые составляет одно число от другого?»;
- углубить знания учащихся по этим темам, показать практическую значимость математических знаний для решения задач из повседневной жизни;
- формировать у учащихся практические умения применять приобретенные знания в комплексе при решении задач.
- Развивающие:
- развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
- развитие мышления учащихся, умения анализировать, выделять главное, сравнивать;
- развитие коммуникативных умений.
- Воспитательные:
- воспитание ответственности в индивидуальной и групповой работе;
- формирование негативного отношения к табака курению;
- формирования понятия о здоровом образе жизни.
Для проведения урока учащимся предварительно было дано опережающее задание, которое выполняется с использованием исследовательской деятельности учащихся в групповой форме. Содержанием групповых заданий является:
- сбор информации для решения задач (о занятости учащихся 5-х классов в спортивных кружках и секциях; о количестве пропущенных уроков и успеваемости учащихся 5-х классов по четвертям );
- построение диаграмм, отображающих собранную информацию;
- сообщение о вреде табака курения.
Для получения необходимой информации учащиеся взяли интервью у заведующей школы по учебной работе и классных руководителей, обработали полученную информацию. С помощью компьютера подготовили наглядность: плакат, демонстрирующий содержание вредных веществ в одной сигарете, построили диаграммы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
На доске:
0,13 1,09 0,8
0,45 0,006
43% 18% 40%
77% 112%
Учитель:
– Что такое процент?
– Как найти процент от числа?
– Как найти число по его процентам?
– Как узнать, сколько процентов одно число
составляет от другого?
– В первой строчке замените десятичные дроби
процентами.
– Во второй строчке проценты замените
десятичными дробями.
III. Сообщение темы урока
– Исходя из заданий устного счета
попробуйте сформулировать тему урока.
– Действительно, сегодня на уроке мы повторим
тему «Проценты».
У нас необычный урок. Мы заслушаем отчеты
групп, используя собранную экспертами
информацию, решим задачи и узнаем : о чем в
школе могут рассказать проценты?
IV. Работа по теме урока
1. Отчет 1-й творческой группы учащихся о выполненной работе
Данные полученные в результате исследования:
Таблица1.
Успеваемость учащихся 5-х классов
Количество учащихся в классе |
Закончили четверть на «4» и «5»: 1четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
5 «А» – 24 ч. | 15 ч. 12 ч. 9 ч. 13 ч. |
5 «Б» – 24 ч. | 15 ч. 17 ч. 13 ч. 17 ч. |
5 «В» – 24 ч. | 14 ч. 12 ч. 8 ч. 16 ч. |
Задача №1
Определите сколько процентов учащихся каждого класса успевают на «4» и «5»?
Групповая работа
Эксперты творческой группы №1 проверяют решение и после проверки, демонстрируют диаграммы. (Приложение 1).
Обсуждение.
Учитель: Сравните успеваемость учащихся каждого класса по четвертям. Определите, в каких четвертях показатель качества знаний самый низкий? Подумайте, отчего зависит успеваемость?
(Анализируя, представленные экспертами диаграммы, учащиеся делают вывод, что самый низкий процент качества знаний наблюдался в 2-ю и 3-ю четверти.)
Учитель: Как вы думаете, пропуски уроков серьезно влияют на успеваемость? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорят проценты?
2. Отчет 2-й творческой группы учащихся о выполненной работе
Данные полученные в результате исследования:
Эксперты: Количество пропусков уроков учащимися 5-х классов за 3 четверть составило 3000, из них по болезни 2279.
Задача №2
Определите, сколько процентов составляют уроки, пропущенные по болезни?
(Учащиеся самостоятельно выполняют задачу в тетради. Эксперты проверяют решение.)
Учитель: О чем говорят проценты? (Результат решения задачи: 76% составляют уроки, пропущенные по болезни). Проанализируем дальше работу экспертов.
Таблица 2.
Количество пропущенных уроков учащимися 5-х классов по болезни
Класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
5 «А» | 208 | 996 | 876 | 634 |
5 «Б» | 108 | 381 | 510 | 493 |
5 «В» | 317 | 1257 | 893 | 795 |
Задача №3. Построить диаграммы отображающие пропуски уроков в каждом классе по четвертям.
Работа в группах по вариантам
Каждая группа строит диаграмму одного класса. Эксперты творческой группы №2 проверяют работу и после проверки демонстрируют диаграммы на экране.(Приложение 2).
Обсуждение.
Учитель: Сравните, в каких четвертях пропуски уроков по болезни наблюдаются чаще? Анализ диаграммы показал, что наибольшее число пропусков уроков по болезни приходиться на 2-ю и 3-ю четверти.
Учитель: Сравните результаты задачи № 1 и задачи № 3. Как пропуски уроков по болезни влияют на качество знаний учащихся?
Обсуждение.
Учитель:
– Пропуская уроки, ученик отстает от программы,
плохо усваивает материал.
– Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть.
– Конечно, надо укреплять здоровье.
– Не секрет, что те, кто занимается спортом,
болеют меньше.
– Давайте обратимся к цифрам и проверим, многие
ли пятиклассники посещают спортивные секции,
кружки?
Данные, полученные экспертами:
В пятых классах 72 человека, из них 30% посещают спортивные кружки или секции.
Задача№4
Определите, сколько пятиклассников посещают спортивные секции или кружки? (Ученик комментирует решение задачи на оценку, остальные записывают решение в тетради. Результат решения задачи – 29 человек.)
Обсуждение
Учитель: Согласитесь, что 29 человек из
72 это немного. Поднимите руки, кто любит
заниматься спортом?
– Это хорошо, что вы любите спортивные занятия и
надо постараться найти время заниматься спортом
систематически.
Беседа о вреде курения
Учитель: Ребята, хочу остановить ваше внимание на проблеме, которая очень тревожит всех. Большой вред здоровью наносит курение. К сожалению и в нашей школе встречаются ученики, которые покуривают. Чаще всего курить начинают в подростковом возрасте. Как вы думаете, почему?
Обсуждение
Учащиеся высказывают свое мнение.
3. Сообщение третьей творческой группы, демонстрация плаката о вреде курения.
Учащиеся группы: Одной из основных
причин курения является любопытство, другой
подражание, стремление казаться старше. Но
расплачиваться приходиться дорогой ценой, своим
здоровьем. В табачном дыме одной сигареты
содержится много ядовитых веществ,
отравляющих, разрушающих организм человека.
Анализируем плакат. (Одна сигарета содержит:
никотина – 2%, синильной кислоты – 1%, табачного
дегтя – 15%, полония – 6%, окиси углерода – 9%)
У курящих детей повышается раздражительность,
неуравновешенность, быстрая утомляемость. Все
это ведет к низкой успеваемости.
Задача № 5
По статистике курящие дети сокращают себе жизнь на 15%, что составляет 8,4 года, исходя из средней продолжительности жизни в России Определите какова продолжительность жизни нынешних курящих детей? (Для решения к доске вызывается ученик, остальные учащиеся работают в тетрадях.)
Результат решения задачи: 47,6 лет продолжительность жизни нынешних курящих детей.
V. Итоги урока
Учитель:
– О чем рассказали нам проценты сегодня на
уроке?
– Чтобы хорошо учиться, надо заботиться о своем
здоровье, не иметь вредных привычек, заниматься
спортом!
– Сделаем зарядку!