О чем могут рассказать проценты?

Разделы: Математика, Спорт в школе и здоровье детей


Тип урока: урок повторения и систематизации  изученного материала по теме «Проценты».

Цели  и задачи урока.

  • Образовательные:
    • повторить основные вопросы учебных тем: «Как найти несколько процентов от числа?», «Как найти число по нескольким его процентам?», «Как найти проценты, которые составляет одно число от другого?»;
    • углубить знания учащихся по этим темам, показать практическую значимость математических знаний для решения задач из повседневной жизни;
    • формировать у учащихся практические умения применять приобретенные знания в комплексе при решении задач.
  • Развивающие:
    • развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
    • развитие мышления учащихся, умения анализировать, выделять главное, сравнивать;
    • развитие коммуникативных умений.
  • Воспитательные:
    • воспитание ответственности  в индивидуальной и групповой работе;
    • формирование негативного отношения к табака курению;
    • формирования понятия о здоровом образе жизни.

Для проведения урока учащимся предварительно было дано опережающее задание, которое выполняется с использованием исследовательской деятельности учащихся в групповой форме. Содержанием групповых заданий является:

  • сбор информации для решения задач (о занятости учащихся 5-х классов в спортивных кружках и секциях; о количестве  пропущенных  уроков  и успеваемости учащихся 5-х классов по четвертям );
  • построение диаграмм, отображающих собранную информацию;
  • сообщение о вреде табака курения.

Для получения необходимой информации учащиеся взяли интервью у заведующей школы по учебной работе и классных руководителей, обработали полученную информацию. С помощью компьютера подготовили наглядность: плакат, демонстрирующий содержание вредных веществ в одной сигарете, построили диаграммы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устный счет

На доске:

0,13     1,09    0,8      0,45    0,006
43%     18%    40%   77%    112%

Учитель:

– Что такое процент?
– Как найти процент от числа?
– Как найти число по его процентам?
– Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?
– В первой строчке замените десятичные дроби процентами.
– Во второй строчке проценты замените десятичными дробями.

III. Сообщение темы урока

– Исходя  из заданий  устного счета  попробуйте сформулировать тему урока.
– Действительно, сегодня на уроке мы повторим тему «Проценты».
У нас необычный урок. Мы заслушаем отчеты  групп, используя собранную экспертами информацию, решим  задачи и узнаем :  о чем в школе могут рассказать проценты?

IV. Работа по теме урока

1. Отчет  1-й творческой  группы  учащихся о выполненной работе

Данные полученные в результате исследования:

Таблица1.

Успеваемость учащихся 5-х классов

Количество
учащихся в
классе
                         Закончили четверть на «4» и «5»:

1четверть            2 четверть            3 четверть          4 четверть

5 «А» – 24 ч. 15 ч.                       12 ч.                       9 ч.                         13 ч.
5 «Б» – 24 ч. 15 ч.                       17 ч.                      13 ч.                        17 ч.
5 «В» – 24 ч. 14 ч.                       12 ч.                       8 ч.                         16 ч.

Задача №1

Определите сколько процентов учащихся каждого класса успевают на «4» и «5»?

Групповая работа

Эксперты творческой группы №1  проверяют решение и после проверки,  демонстрируют диаграммы. (Приложение 1).

Обсуждение.

Учитель: Сравните успеваемость учащихся каждого класса по четвертям. Определите, в каких четвертях  показатель качества знаний самый низкий?  Подумайте, отчего зависит успеваемость?

(Анализируя, представленные экспертами диаграммы, учащиеся делают вывод, что самый низкий процент качества знаний наблюдался в 2-ю и 3-ю четверти.)

Учитель: Как вы думаете, пропуски уроков  серьезно влияют на успеваемость? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорят проценты?

2. Отчет 2-й творческой группы учащихся о выполненной работе

Данные полученные в результате исследования:

Эксперты: Количество пропусков уроков учащимися 5-х классов за 3 четверть составило 3000, из них по болезни 2279.

Задача №2

Определите, сколько процентов составляют уроки, пропущенные по болезни?

(Учащиеся самостоятельно выполняют задачу в тетради. Эксперты проверяют решение.)

Учитель: О чем говорят проценты? (Результат решения задачи: 76% составляют уроки, пропущенные по болезни). Проанализируем дальше работу экспертов.

Таблица 2.

Количество пропущенных уроков  учащимися 5-х классов по болезни

Класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
5 «А» 208 996 876 634
5 «Б» 108 381 510 493
5 «В» 317 1257 893 795

Задача №3. Построить диаграммы отображающие пропуски уроков в каждом классе по четвертям.

Работа в группах по вариантам

Каждая группа строит диаграмму одного класса. Эксперты творческой группы №2 проверяют работу и после проверки демонстрируют диаграммы на экране.(Приложение 2).

Обсуждение.

Учитель: Сравните, в каких четвертях пропуски уроков по болезни наблюдаются чаще? Анализ диаграммы показал, что наибольшее число пропусков уроков по болезни приходиться на 2-ю и 3-ю четверти.

Учитель: Сравните результаты задачи № 1 и задачи № 3. Как пропуски уроков по болезни влияют на качество знаний учащихся?

Обсуждение.

Учитель:

– Пропуская уроки, ученик отстает от программы, плохо усваивает материал.
– Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть.
– Конечно, надо укреплять здоровье.
– Не секрет, что те,  кто занимается спортом, болеют меньше.
– Давайте обратимся к цифрам и проверим, многие ли пятиклассники посещают спортивные секции, кружки?

Данные, полученные экспертами:

В пятых классах 72 человека, из них 30% посещают спортивные кружки или секции.

Задача№4

Определите, сколько пятиклассников посещают спортивные секции или кружки? (Ученик комментирует решение задачи на оценку, остальные записывают решение в тетради. Результат решения задачи – 29 человек.)

Обсуждение

Учитель: Согласитесь, что 29 человек из 72 это немного. Поднимите руки, кто любит заниматься спортом?
– Это хорошо, что вы любите спортивные занятия и надо постараться найти время заниматься спортом систематически.

Беседа о вреде курения

Учитель: Ребята, хочу остановить ваше внимание на проблеме, которая очень тревожит всех. Большой вред здоровью наносит курение. К сожалению и в нашей школе встречаются ученики, которые покуривают. Чаще всего курить начинают в подростковом возрасте. Как вы думаете, почему?

Обсуждение

Учащиеся высказывают свое мнение.

3. Сообщение  третьей творческой группы, демонстрация плаката о вреде курения.

Учащиеся группы: Одной из основных причин курения является любопытство, другой подражание, стремление казаться старше. Но расплачиваться приходиться дорогой ценой, своим здоровьем. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, отравляющих,  разрушающих организм человека. Анализируем плакат. (Одна сигарета содержит: никотина – 2%, синильной кислоты – 1%, табачного дегтя – 15%, полония – 6%, окиси углерода – 9%)
У курящих детей повышается раздражительность, неуравновешенность, быстрая утомляемость. Все это ведет к низкой успеваемости.

Задача № 5

По статистике курящие дети сокращают себе жизнь на 15%, что составляет 8,4 года, исходя из средней продолжительности жизни в России Определите какова продолжительность жизни нынешних курящих детей? (Для решения к доске  вызывается ученик, остальные учащиеся работают в тетрадях.)

Результат решения задачи: 47,6 лет продолжительность жизни  нынешних курящих детей.

V. Итоги урока

Учитель:

– О чем рассказали нам проценты сегодня на уроке?
– Чтобы хорошо учиться, надо заботиться о своем здоровье, не иметь вредных привычек, заниматься спортом!
– Сделаем зарядку!