Урок окружающего мира по теме "Корень, стебель, лист"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), сформировать представления о строении семян цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.
  2. Продолжить развитие умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
  3. Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Оборудование: тестовые задания для каждого ученика, мультимедийная презентация; учебник “Окружающий мир” 2 класс, автор С.А. Трафимов., О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, гербарий растений, лупа.

Ход урока

1. Организация на урок.

2. Проверка домашнего задания (для каждого ученика).

Тест.

1. Лед и снег – это вода…

А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.

2. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода с поверхности пола испарилась;
Б) вода впиталась в поверхность пола;
В) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

3. Почему необходимо беречь воду, ведь в океанах и морях – необходимые запасы воды?

Напиши.

_______________________________________________________________________________

4. Какой самый важный газ воздуха человек использует при дыхании?

А) водород;
Б) кислород;
В) углекислый газ.

5. В каких состояниях находится вода в природе? Дополни схему:

3. Изучение нового материала.

1. Беседа.

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: “Растения – зеленая одежда Земли”. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

Наука о растениях называется ботаникой. Ученые-ботаники изучают царство растений. Сегодня мы все будем ботаниками и изучим части растений.

Какие три группы растений вы знаете? (Деревья, кустарники и травы).

Чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения?

Чем различаются деревья лиственных и хвойных пород?

На Земле насчитывают 500 тысяч видов растений, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах и высоко в горах, на болотах и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах.

Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, национальных заповедниках и парках.

Чем схожи все растения? К какой части природы относятся растения? (К живой природе.)

Кого еще можно отнести к живой природе? (Животные, человек, бактерии, простейшие.)

Чем отличаются живые организмы от не живого? (Они могут питаться, дышать, размножаться, расти и развиваться, умирать.)

Каково строение растительного организма, чтобы все это делать?

Ботаники различают у растения надземный орган – побег и подземный орган – корень. Растение, побег которого развивается в цветок, называют цветковым. Цветковые растения называют еще высшими растениями. Высшими считаются растения, у которых есть все перечисленные ниже органы: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя. У растений, которые не имеют цветков, более интенсивно бывают развиты другие органы.

2. Работа с гербарием.

Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения.

(1 – цветок, 2 – лист, 3 – стебель, 4 – корень; еще у цветкового растения бывают плоды и семена).

Вот заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

3. Инсценирование заранее подготовленных учащихся.

1) Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! (Слайд 2.) Я укрепляю растение в почве (Слайд 3), я пою его водой и кормлю минеральными солями. (Слайд 4.) Да что растение – я и людей, и животных кормлю. (Слайд 5.) Да еще и лечу иногда.

Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! (Слайд 6.)

Беседа учителя.

Какая же часть растения более важная?

У орхидеи, живущей во влажных лесах Южной Америки (Слайд 7.) на стволах других растений, корни развиваются вне почвы и помогают растению добывать воду прямо из влажного воздуха. Мангровые деревья растут на часто затопляемых берегах морей и рек, и их корни, поднимая повыше ствол и крону, могут выступать из почвы на несколько метров. (Слайд 8.)

Корень лекарственного растения валериана, жень-шеня, люди используют при усталости, переутомлении, неврастении.

Люди в больших количествах выкапывали эти растения для продажи, не заботясь о сохранении растений, поэтому они занесены в Красную книгу.

Корни многолетних травянистых растений остаются в почве на зиму (другие части растений с приходом зимы отмирают) и из них весной вновь развивается растение; корни некоторых растений (моркови, свеклы, репы) накапливают много питательных веществ, необходимых для прорастания и развития стеблей и листьев растений.

Длина корней у разных растений зависит от условий их обитания: от глубины залегания подземных вод, твердости, рыхлости и влажности почвы. (Слайд 9, 10.)

Корни выполняют две важные функции: закрепляют растение в почве, снабжают растение водой и минеральными солями. Каждую весну корни растений становятся длиннее. Всего за один летний день подсолнечник “выпивает” 1–2 литра воды, а вековой дуб – 600 литров.

Ну, что, ребята, важен корень для растения?

2) Стебель, вслед за Корнем, возмущается:

“Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? (Слайд 11.)

Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие

– листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения”

Беседа.

Какой общий признак у стеблей? (Наличие листьев).

Как называют стебель дерева? (Ствол)

Какие части растений соединяет стебель?

Стебли по внешнему виду, форме, размерам весьма разнообразны. У одних растений стебли (или стволы) ярко выражены, прекрасно видны, их не спутаешь с другими частями растения. У большинства деревьев стволы прямостоячие. У растений одуванчика, подорожника стебли и не увидишь сразу – они очень короткие и спрятаны в розетке листьев. У моркови стебель – зеленая верхушка корнеплода. У кактусов стебель массивный зеленый, на нем располагаются листья колючки.

Почему дерево не замерзает зимой? (В растительных соках присутствует достаточное количество сахаров, которые не дают превратиться жидкости в лед).

Расскажите о своем домашнем опыте.

Рассмотрите на рисунках разные виды стеблей

Прямостоячий стебель у банана и ствол у сосны, стелющийся у тыквы и огурца, у капусты – кочерыга, у ландыша – корневище, у земляники – усы, у лука – донце луковицы.

Какие основные функции выполняет стебель?

Важен для растения?

3) Лист.

Возмутился Лист: “Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы (Слайд 12). Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”.

Беседа.

Листья затеняют почву под растением, защищая ее от высыхания под жарким солнцем. (Слайд 13.)

Упавшими осенью листьями спасают корни от морозов. Упавшими с деревьев и кустарников листьями питаются почвенные животные и микроорганизмы, перерабатывая их в нужные для питания растения минеральные соли. В густой листве растений вьют свои гнезда птицы, которые спасают растения от насекомых вредителей. Листья крапивы защищают растение, обжигая тех, кто пытается их сорвать или сломать. Запах листьев некоторых растений (чеснока, лука) отпугивает насекомых вредителей. Листьями многих растений питаются и лечатся различные животные и человек. Листья используются животными и человеком для строительства жилищ (например, листьями пальмы покрывают крыши в деревнях Африки и Южной Азии).

4. Работа с гербарием.

Рассмотрите с помощью лупы листочки, которые лежат на парте.

Жилки – это проводящая система листа, по которой переносятся вода и питательные вещества. Кроме того, они выполняют и роль каркаса листа, придавая ему форму и прочность.

Какая часть листа может так говорить?

– Я хочу больше захватить солнечного света. (Листовая пластинка.)

– Я стараюсь предохранить лист от повреждения и высыхания. (Кожица листа.)

– Я прикрепляю лист к стеблю; во мне проходят трубочки сосуды, по которым поступает в лист вода и минеральные соли, а от листа к другим органам растения поступают органические вещества. (Черешок.)

– Мы располагаемся по краям листа и хотим, чтобы листу дышалось легко, было прохладно, когда наступает жаркий день.

(Маленькие устьица.)

Живой лист должен дышать и днем, и ночью – поглощать из воздуха кислород и выделять в воздух углекислый газ.

Оказывается, лист на свету поглощает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород. Чем меньше света, тем меньше кислорода отдает лист в воздух. Поэтому в спальной комнате не следует ставить много растений, которые ночью забирают из воздуха кислород, нужный для дыхания спящих людей.

Некоторые листья достигают длины нескольких метров (у пальмы – 20 м). У ели и сосны – это иголки, у кактуса и чертополоха – колючки, а у гороха – усики.

Из каких частей состоят листья многих растений?
Какую функцию выполняют листья для растения?
Какой газ нужен растениям для дыхания, какой для питания?
Что произойдет, если срезать все листья у растения?
Как человек использует листья растений?
Как мы называем листья у ели, у кактуса? (Хвоинки, колючки.)
Важны листья для растений?

4) Цветок.

“Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный, – сказал маленький бутон, который обещал стать прекрасным цветком. (Слайд 14.)

Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение”. (Слайд 15.)

Беседа.

Цветки посылают в воздух “ароматные” молекулы, привлекая насекомых, и те опыляют их. (Слайд 16.)

Цветки, которые опыляются ночными насекомыми, имеют сильный запах: эти насекомые плохо видят, а запах чувствуют хорошо.

Для чего цветет цветок?

Сильно отличаются плоды и семена разных цветковых растений (по форме, размерам, цвету, вкусу, твердости, сочности и прочее).

Почему становятся редкими некоторые цветковые растения?

Цветковыми называются те растения, которые хоть раз в жизни цветут. Их цветки различаются формой, расцветкой, размером, запахом. Чудесно пахнут цветки сирени, жасмина, ночной фиалки, ландыша и другие.

Множество пигментов окрашивают цветки в разные цвета. Например, цветки пшеницы и других злаков почти не отличаются по цвету от листвы, а розы, тюльпаны, маки так изобретательны в окраске, что всех расцветок и не перечислишь. Цветы подсолнечника, одуванчика, мать-и-мачехи всегда желтого цвета.

Опыляемые насекомыми растения имеют яркую окраску, привлекающий запах (почти не встречаются цветки зеленого цвета). Добыть нектар из некоторых цветков могут только шмели и пчелы. Эти крупные насекомые раскрывают цветки (например, львиного зева) своей массой.

Цветки некоторых растений употребляют в пищу (цветная капуста, лепестки настурции, ноготков, кабачков кладут в салаты). Для приготовления специй используют цветки (пряная гвоздика, шафран из лепестков крокуса). Для украшения тортов и шоколадных изделий используют засахаренные лепестки роз и фиалок. Использует человек и чудесный аромат некоторых цветковых растений для изготовления духов, мыла (ландыш, розы, жасмин, сирень, фиалка). Из цветков многих растений приготовляют целебный чай (липа, ромашка, зверобой), целебные масла (розовое масло).

И, конечно, нельзя обойти вниманием значение цветущих растений для создания хорошего настроения человеку. Люди с давних пор любовались прекрасными цветками, дарили их любимым, украшали свои праздники. (Слайд 17.)

Интересна история тюльпанов, которые из дикорастущих превратились в прекрасные садовые культуры. В XVII веке в Голландии разведение тюльпанов стало поголовным увлечением. Создано было более 500 сортов. Самые редкие сорта продавались по очень высокой цене. За них отдавали лучших скакунов, прекрасные кареты и даже корабли. И сегодня на площадях и скверах России мы любуемся именно голландскими тюльпанами.

Некоторые цветки красуются на гербах.

На гербе французской королевской фамилии вы увидите лилию. Изображение этого цветка находят и на архитектурных памятниках древнего Востока, Египта.

На гербе английской королевской фамилии – роза. Символом Шотландии стал чертополох, который красовался на рыцарских щитах.

5) Семя утверждает:

“Ваш спор неудачен, – возразило Семя. – Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды, – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!” (Слайд 18.)

5. Итог урока.

Кто же из органов растения выиграл спор?

Растение – единый организм, в котором согласованно функционируют все его органы.)

Почему мы начинали и заканчивали изучение развития цветкового растения с семени? (Так начинается и завершается жизненный цикл цветкового растения “от семени до семени”.

Будут ли точно такими же растения из новых семян? Чем они могут отличаться? Почему?

Про какой орган растения можно сказать: “и корм, и укрытие для многих животных, и фабрика питания”? (Лист.)

Как сложно, удивительно устроена окружающая нас живая природа, и в частности, живущие рядом с нами растения; как все они важны для нашей жизни и как они нуждаются в нашем внимательном, уважительном и бережном отношении к ним.

С. Маршак
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

6. Домашнее задание.

Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня).

На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга.

Литература:

  1. Методические рекомендации к учебнику “Окружающий мир”, 2 класс, авт.: О.Т.Поглазова; “Ассоциация XXI век” Смоленск, 2005 г.