Тема урока: "Россия. Москва. Красная площадь. Кремль". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Тема: Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. (Слайд 1)

Цель: Систематизировать знания детей о родной стране. Познакомить учащихся с символами РФ: флаг, герб, гимн; что Москва – столица государства, где работает президент, правительство. Ознакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы. Воспитывать чувства любви к своей стране. Развивать речь, память, умение слушать.

Оборудование: Мультимедийная презентация, звукозапись гимна  РФ.

Ход  урока

 I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

II. Изучение новой темы.

1. Россия. Символы РФ.

1) 1 уч.:

Россия – радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлёт, и снег, и лёд
И хоровод берёз,
Взметнувшихся над Волгой.
Она багряный листопад,
И снова синь, и снова сад,
А в нём, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат.

2 уч.:

Россия – ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребёнка, сердце друга,
Вечерних росстаней печаль.
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала,
Всё, всё она в себя впитала!
Россия – всё, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала.

В. Полторацкий

– О чём это стихотворение? (О России)

– А что такое Россия? (Это наша Родина, страна в которой мы живём)

На доске записаны слова: Россия Родина

– Обратите внимание на записанные на доске слова, почему они пишутся с заглавной буквы?

У каждой страны есть свои главные символы (условные знаки).

– Кто знает, что является символами России? (герб, флаг, гимн)

2) Учебник стр. 103

Рассмотрите внимательно герб РФ. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы

видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство РФ и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла – изображение всадника. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

– Где можно увидеть изображение герба РФ? (на флагах, монетах, официальных бумагах  печатях)

– Рассмотрите ещё один символ РФ – флаг.

– Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Флаг – представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Во все времена цвету придавали особый смысл.

– Подумайте, что может означать каждый цвет? (белый – мир и чистоту; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу)

– Где можно увидеть флаг? (на Доме правительства, на кораблях)

Гимн РФ

– Что такое гимн? (Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях.) Каких? (Во время национальных праздников, подъема государственного флага, во время проведения спортивных соревнований.)

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Прослушивание гимна.

– О чём говорится в тексте гимна? (О любви к Родине, о красоте природы, о гордости за свой народ)

II. Физминутка

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И, опять же улыбнулись,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.

III. Москва. Красная площадь. Кремль.

1)  – Посмотрите на доску, может кто-то ответит, что за город на фотографии? (Слайд 2) (Москва)

– Как определили, что это за город?

– Прослушайте отрывок из стихотворения Николая Клименко

3 уч.: 

Москва – такой чудесный город!
Такой загадочный, неповторимый,
Такой прекрасный, такой прелестный,
Без исключения всеми любимый.

– Что за город Москва? (Главный город России, столица)

2) Учебник стр. 105

– Прочитав статью, мы узнаем почему Москва – главный город России. (обратить внимание на фото – Дом Правительства)

3)  – Вы любите путешествовать?

– А как можно попасть в Москву? (На поезде, на самолёте, на автобусе, на машине)

– Давайте отправимся в заочное (мы не можем на один урок отправиться в Москву и вернуться обратно так быстро) путешествие и посмотрим достопримечательности Москвы.

(Слайд 3)

Красная площадь – центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю. Образовалась в конце XY века. Первоначально была торговой площадью, а затем с XYI века на ней происходили торжественные мероприятия, а называться Красной (красивой) стала со второй половины XYII века. От Красной площади ведётся отсчёт расстояния по всем идущим от Москвы шоссе.

(Слайд 4)

Московский Кремль – один из красивейших архитектурных ансамблей мира, древнейшая и центральная часть Москвы. Стены Кремля имеют 20 башен. На пяти башнях рубиновые звёзды. На Спасской башне (Слайд 5) находятся куранты – самые главные часы.

(Слайд 6)

На следующем слайде – крупнейший музей русского искусства – Государственная Третьяковская галерея. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова, коллекционировавшего с 1856 произведения современных ему художников. Государственная Третьяковская галерея – сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет. Указом президента Российской Федерации галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов культуры нашей Родины.

(Слайд 7)

А это – Всероссийский выставочный центр (ранее выставка достижений народного хозяйства) – огромная зона отдыха, на которой есть и павильоны, где проводятся различные выставочно-ярмарочные мероприятия или расположены торговые точки, и большое число фонтанов, цветников и клумб, детские и спортивные площадки, 2 городка аттракционов, множество небольших кафе, в которых можно перекусить. Территория ВВЦ прекрасно приспособлена для передвижения по ней на роликах или даже велосипедах. Сюда можно прийти всей семьей и обязательно найти занятие по душе.

(Слайд 8)

Большой театр – крупнейший театр оперы и балета России. Основан в 1776 князем П. Урусовым. Здание в его современном виде существует с 1825 г. Зрительный зал на 2155 мест. 

(Слайд 9)

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.

(Слайд 10)

Пушкинская площадь – один из самых «московских» уголков столицы. И это вовсе не случайно. Пушкин был подлинным москвичом – и по рождению, и по своей огромной любви к родному городу

Памятник Пушкину на Пушкинской площади – не просто талантливая работа скульптора А. М. Опекушина и не только первый памятник великому поэту. Это та примета  города, без которого и Москва – не Москва.

(Слайд 11)

Метро, как вид транспорта, широко используется в современном мире. Особенно метро актуально в условиях крупных городов, численность населения которых высока, вследствие чего в них наблюдается проблема насыщенности уличного движения. В связи с этим, метро является очень неплохим решением.

 Представляя собой вид рельсового транспорта по перевозке пассажиров, метро, а иначе его еще называют метрополитеном, выделяется среди других видов транспорта высокой скоростью эксплуатации, которая достигает 45 км/ч, а также способностью перевозить до 60 тысяч пассажиров в один час в одном направлении. Как правило, линии метро являются подземными, то есть они организованы в виде тоннелей, а также при необходимости линии метро пускают по поверхности.

Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей.

(Слайд 12)

Стадион «Лужники» – это самый крупный стадион в России и один из самых крупных в мире. Все места Большой спортивной арены стадиона закрываются сооружённым в 1997 г. козырьком, который держат 72 стальные опоры высотой по 26 метров каждая. Сейчас стадион имеет футбольное поле с искусственным синтетическим покрытием пятого поколения. Вокруг него – беговые дорожки. На стадионе четыре соединённых трибуны.

(Слайд 13)

Московский зоопарк – один из самых больших и старых зоопарков России. Московский зоопарк был основан в 1864 году. В его коллекции представлены более 1000 видов животных. Основные цели зоопарка – природоохранная, просветительская и научно-исследовательская деятельность. В зоопарке регулярно проводятся экскурсии, учебные занятия со школьниками, выездные лекции с демонстрацией прирученных животных. Зоопарк участвует в большом числе международных программ по содержанию и разведению редких видов животных, постоянно осуществляет обмены животными со многими зоопарками мира.

На территории зоопарка расположены Пресненские пруды, причём Большой пруд сохранился с тех пор, как в 1864 году создавался Московский зоопарк.

IV. Закрепление.

Наше путешествие заканчивается. Я хотела посмотреть, как вы запомнили достопримечательности Москвы.

Тетрадь стр. 40

– Подписать фотографии.

– Раскрасить флаг России.

(Слайд 14)

– Прочитать пословицы о Родине, объясните как вы их понимаете.

V. Подведение итога. (Слайд 15)

– Что нового вы узнали?

– Что понравилось на уроке?

– Что вы сегодня запомнили и расскажете дома родителям?