В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», озвученной президентом РФ в 2009 году, качество образования является главным приоритетом. Этот аспект образовательной политики влечет за собой поиск эффективных подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В условиях модернизации системы дошкольного образования для повышения его качества особенно актуализируется проблема гендерного воспитания детей.
Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола(Л.О. Ковальчук). Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических не отрицается, но уходит на второй план.
Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).
Анализ исследований, педагогической практики, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса проблемы побудили к созданию системы работы с детьми 5-7 лет, цель которой – способствовать гендерному воспитанию детей посредством рисования. На основе данной цели определены следующие задачи:
– развивать творческие способности мальчиков
и девочек в процессе рисования;
– формировать адекватную полу модель поведения
у детей;
– воспитывать культуру взаимоотношений между
мальчиками и девочками;
– учить детей работать индивидуально и
создавать коллективные композиции, соотносить
свои желания и интересы с желаниями и интересами
других детей;
– учить детей использовать в рисовании
разнообразные материалы и техники, разные
способы создания изображения, соединения в одном
рисунке разных материалов с целью получения
выразительного образа и др.
Занятия по рисованию проводятся как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия. При их организации учитываются такие особенности детей, как:
– интерес к рисованию, независимо от пола
ребенка, возникает на основе игровой мотивации,
специально созданной взрослым;
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает
на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита
зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой
деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах,
построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на
слух, для них предпочтительнее использовать
визуальные средства, построенные на зрительном
восприятии;
– при оценке поведения детей и результатов их
деятельности девочки крайне чувствительны к
интонациям, форме оценки, ее публичности. Для
девочек очень важно, чтобы ими восхищались в
присутствии других людей (детей, родителей).
Для мальчика наиболее значимым является
указание на то, что он добился результата в
чем-либо.
На занятиях по рисованию важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого используются разнообразные педагогические приемы, среди которых следующие:
1. Проблема: мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Пути выхода:
– предложить из геометрических фигур
выложить фигуру человека в движении;
– выложить из палочек фигуру человека в
движении;
– продемонстрировать перед детьми разные
движения человека (демонстрирует сам педагог,
дети друг другу);
– попросить самого ребенка изобразить движение
человека и посмотреть на себя в зеркале.
2. Проблема: Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти. Пути выхода:
– дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки
рисунка, заранее нарисованного простым
карандашом;
– предложить схему использования тонкой кисти;
– давать тонкую кисть даже при закрашивании
крупных деталей.
3. Проблема: мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки. Пути выхода:
– предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.
4. Проблема: девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок. Пути выхода:
– разделить процесс рисования на 2 части: 1
часть – рисование крупных деталей, 2 часть –
после просушки вырисовывание мелких деталей –
даем схему;
– дать схему – распределитель времени на
набросок и раскрашивание.
5. Проблема: мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают. Пути выхода:
– посадить мальчика с девочкой за одним столом
для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок
соседки – девочки;
– предложить мальчикам схему с изображением тех
деталей, которыми они могут дополнить рисунок
(схему продумываем к каждому занятию).
Важное место при гендерном подходе в процессе рисования занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изотворчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение уголка изотворчества. Появляются места для рисования в индивидуальном решении для мальчиков и девочек. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:
– разные по форме и цвету стаканчики для
изобразительных материалов (Н: для мальчиков – в
виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде
дерева, цветка и др.);
– подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с
изображением мужских видов спорта,
разнообразной техники, узорами в клетку и линию,
подводного мира, мужских героев мультфильмов и
сказок и др., а для девочек – с изображением
насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и
др.
– кисти, карандаши, фломастеры украшены
«юбочками» из любимых цветов девочек;
– раскраски с различными изображениями (Н:
красавиц для девочек и рыцарей для
мальчиков);
– трафареты с изображением предметов мужского
(машины, иструменты) и женского (цветы,
бабочки) характера;
– рамочки для детских рисунков самых
разнообразных цветов и оттенков, которые
самостоятельно по своему предпочтению
выбираются мальчиками и девочками;
– схемы для мальчиков и девочек,
помогающие им в рисовании;
– сюжетная мебель (стул в виде цветка для
девочек, стул в виде болтика для мальчиков и др.) и
многое другое.
Осуществляя гендерный подход в рисовании мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!
Литература:
- Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" [текст] / М.Ю. Арутюнян – М., 1997.
- Бендас Т.В. Гендерная психология; Учебное пособие / Т. В. Бендас – СПб.: Питер, 2008.
- Берн Ш. Гендерная психология [текст] / Ш. Берн – М.: Олма-Пресс, 2001.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Т. Н. Доронова – Москва: Линка – Пресс, 2009
- Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова – М., 2004. – 167 с.
- Ковальчук Л.О. Особливості гендерного виховання у початкових та середніх школах Німеччини / Любов Ковальчук // Проблеми освіти: наук.-метод. зб. – К., 2007. – № 47. – С. 122-125.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2000.
- Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психол. – 1985. – № 3. – С. 165-171.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. – М., 1999.
- Цокур О.С. Гендерна соціалізація як основний фактор формування гендерних уявлень особистості / Цокур Ольга Степанівна [Електронный ресурс]. – 07. 04 2008. – Режим доступа: www.osvita.ua/school/upbring/330.