Цели: закрепление и обобщение знаний детей на татарском языке; совершенствование умений строить предложения с использованием символической аналогии, развитие связной речи, памяти и логического мышления.
Оборудование: символические карты, рисунки, волчок для игры с указательной стрелкой, на столе по кругу – цифры от 1 до 10.
Ход игры
Дети садятся за игровой стол, выбирают капитана.
Воспитатель: Сегодня наше занятие пройдет в форме игры “Что? Где? Когда?” Вопросы для игры нам прислали сотрудники нашего детского сада и ваши будущие учителя.
(По звуку гонга запускается волчок.)
1. Первый вопрос от вашей будущей учительницы. Она хочет с вами познакомиться на татарском языке.
Капитан: Минем исемем Ирина (меня зовут Ирина). Миңа 6 яшь (мне 6 лет). Мин Алабугада яшим (я живу в Елабуге). Мин Татарстан республикасында яшим (я живу в Республике Татарстан). Мин “Алтын балык” балалар бакчасына йөрим (я хожу в детский сад “Золотая рыбка”) Мин матур, зур, чиста, акыллы кыз. (Я красивая, большая, чистая, умная девочка).
Остальные участники игры по той же аналогии составляют рассказ о себе.
2. Вопрос от музыкального руководителя Ольги Геннадьевны. Прочитайте стихотворение по символическим карточкам.
Тышта чыпчык җим ташый,
Кәҗә кәбестә ашый,
Куян кишер кимерә,
Миңа әни сөт бирә.
3. Вопрос от воспитателя родного языка Евдокии Ивановны. Продолжите чистоговорки.
- Мич…(башында биш мәче…
Биш мәченең биш башы). карый).
- Кара…(кара, кара карга кырга
- Абагага… (бага, бага,
Башым бәрдем баганага). каркылдаша).
- Кара…(кара, кара, карга каррык-каррык
4. Вопрос от дедушки и бабушки Родиона:
– Многие из вас на лето едут в деревню отдыхать. Вы там увидите домашних животных. Мы хотим услышать, что вы знаете о них: чем они питаются, какую приносят пользу.
- Дуңгыз ит бирә. Свинья дает мясо.
- Эт йорт саклый. Собака охраняет дом.
- Ат ипи, үлән ашый. Лошадь ест хлеб, траву.
- Сарык йомшак йон бирә. Овца дает мягкую шерсть.
5. Задание от старшего воспитателя Фариды Илтотаровны.
– Соберите пазлы с изображением птиц, назовите птиц и их части тела на татарском языке.
(Карга – ворона, кызылтүш – снегирь, чыпчык – воробей).
(Томшык – клюв, канат – крылья, койрык – хвост, күзләр – глаза, борын – нос,
аяклар – лапки).
6. Вопрос от нашего эколога Светланы Владимировны.
– Что любят есть лесные звери, составьте предложения на татарском языке по символическим карточкам.
- Керпе гөмбә, җиләк ярата. Ежик любит грибы, ягоды.
- Аю җиләк, бал ашый. Медведь ест ягоды, мед.
- Тиен чикләвек, гөмбә ярата. Белка любит орешки, грибы.
- Куян түгәрәк кәбестә кимерә. Заяц грызет круглую капусту.
7. Задание от поваров нашего детского сада.
– Переведите предложения
“Кто что делает?” (“Кем нәрсә эшли?”)
- Мама варит суп. Әни аш пешерә.
- Сестра ест мясо. Апа ит ашый.
- Брат пьет чай. Абый чәй эчә.
- Дедушка пьет чай с хлебом. Бабай ипи белән чәй эчә.
- Бабушка ставит тарелку. Әби тәлинкә куя.
8. Вопрос от медсестры Любовь Васильевны.
– Круглый год я вас лечу витаминами, беспокоюсь о вашем здоровье. Для вас у меня дидактическая игра “Где живут витамины?”. Соберите пазлы с изображениями овощей и фруктов, назовите их на татарском языке.
9. Вопрос от машиниста по стирке белья Фании Мунировны. Она интересуется, умеете ли вы чисто стирать одежду и красиво одеваться.
- Мин кызыл күлмәк юам. Я стираю красное платье.
- Әни башлык, бияләй кия. Мама одевает шапку, варежки.
- Апа күлмәк, чалбар юа. Сестра стирает платье, брюки.
- Әби тун, итек кия. Бабушка одевает шубу, валенки.
10. Вопрос от Гульнары Марсиловны, воспитателя по изодеятельности. – Сколько цветов в радуге, назовите их по-татарски.
В радуге семь цветов – җиде төс.
Красный – кызыл,
оранжевый – кызыл – сары,
желтый – сары,
зеленый – яшел,
голубой – зәңгәрсу,
синий – зәңгәр,
фиолетовый – шәмәхә.
Воспитатель: Мы ответили на все вопросы, присланные нам. В итоге дети выиграли со счетом 10:0. Вы показали хорошие знания по татарскому языку, благодарю за активную игру.