Индивидуальные проверочные работы по обществознанию (10-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


В данной публикации Вашему вниманию я предлагаю:

  • Две индивидуальные практические работы по обществознанию в 10 классе. Задания основаны на УМК Л.Н. Боголюбова. Их можно использовать на итоговых, повторительных уроках в конце учебного года. Я преподаватель спортивной школы, учащиеся у нас часто отсутствуют, данные работы позволяют качественно повторить и закрепить материал. Каждая проверочная работа состоит из заданий по пяти основным, изученным в 10 классе, разделам. В него включены вопросы по теории и задания по применению знаний на практике. За каждый блок заданий выставляется три оценки: одна – за знание понятий и основных терминов; вторая - за работу с источниками и документами; третья – за тестовую работу.
  • Итоговую тестовую работу по обществознанию за курс 7 класса по УМК А. И. Кравченко. Общее число заданий в работе – 20. Работа состоит из 2 – х частей:

Часть 1 (А) содержит 14 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл.

Часть 2 (В) состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом: слово, название документа. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 2 задания - по 1 баллу каждое, 3 задания – по 2 балла.

Структура и содержание

Распределение заданий работы по частям работы

Часть работы Число заданий Максимальный первичный балл % максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу Тип заданий
Часть 1 (А) 14 14 70% С выбором ответа
Часть 2 (В) 6 9 30% С кратким ответом
Итого: 20 23 100  

Распределение заданий по основным разделам курса

Разделы курса обществознания Число заданий Максимальный первичный балл % максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу
Личность подростка А2, 3, 14,В4, 6 5 6 26
Подросток в социальной среде А7,8,13 3 3 13.4
Подросток и закон А4,5,6,10, В1,3 6 7 30.4
Образ жизни подростков А1,9,11,12 4 4 17,3
Подросток и его жилая среда В2,5 2 3 13.4
Итого: 20 23 100

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл % максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу
Базовый 15 15 65,2
Повышенный 5 8 34,8
Итого: 20 23 100

Распределение заданий по видам проверяемых знаний и умений

Виды знаний и умений Число заданий Максимальный первичный балл % максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу
Группировка фактов 3 3 13
Знание терминов 5 5 21,7
Знание понятий 1 1 4,3
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений 1 2 8,6
На установление последовательности 1 1 4,3
Объяснение причин и следствий 2 2 8,6
Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала. Проверяется комплекс знаний и умений 4 6 26
Систематизация фактов, понятий 2 2 8,6
Установление предмета по признакам 1 1 4,3
Итого: 20 23 100

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. Баллы:

Оценивание каждого задания части 1 (А) – по 1 баллу.

Оценивание заданий части (В):

Каждое из заданий: В1, В2 , В3 – по 1 баллу;

Каждое из заданий: В4, В5, В6 – по 2 балла

Максимальный первичный балл за всю работу – 23 балла

Шкала перевода баллов в оценки

Оценка

“2”; 50%

“3”; 75-85%

“4”; 90-95%

“5”; 95–100%

Соотношение баллов, % выполнения работы Менее 12 баллов 16-18 баллов 19-20 баллов 20 – 23 баллов

Сводная таблица распределения заданий по основным разделам курса,
по уровню сложности, по видам проверяемых знаний и умений

№ п/п Обозначение задания в работе Проверяемое содержание – раздел курса Проверяемые виды деятельности Уровень сложности задания Тип задания Макс. балл за выполнение задания
1 А – 1 Образ жизни подростков Знание терминов Б ВО 1
2 А – 2 Личность подростка Знание терминов Б ВО 1
3 А – 3 Личность подростка Знание терминов Б ВО 1
4 А – 4 Подросток и закон Знание фактов Б ВО 1
5 А – 5 Подросток и закон Знание фактов Б ВО 1
6 А – 6 Подросток и закон Знание фактов Б ВО 1
7 А – 7 Подросток в социальной среде Знание понятий Б ВО 1
8 А – 8 Подросток в социальной среде Знание терминов Б ВО 1
9 А – 9 Образ жизни подростков Установление предмета по признакам Б ВО 1
10 А – 10 Подросток и закон Объяснение причин и следствий Б ВО 1
11 А – 11 Образ жизни подростков Объяснение причин и следствий Б ВО 1
12 А – 12 Образ жизни подростков Знание терминов Б ВО 1
13 А – 13 Подросток в социальной среде Систематизация фактов, понятий Б ВО 1
14 А – 14 Личность подростка Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала Б ВО 1/ 14
15 В – 1 Подросток и закон Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала П КО 1
16 В - 2 Подросток и его жилая среда Систематизация фактов, понятий П КО 1
17 В - 3 Подросток и закон На установление последовательности П КО 1
18 В - 4 Личность подростка Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала. Проверяется комплекс знаний и умений П КО 2
19 В - 5 Подросток и его жилая среда Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала. Проверяется комплекс знаний и умений П КО 2
20 В - 6 Личность подростка Соотнесение единичных фактов и общих явлений П КО 2 / 9

Обозначение заданий в работе:

А – задания с выбором ответа;

В – задания с кратким открытым ответом;

Уровни сложности: Б - базовый, П – повышенный,

Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответов

Индивидуальная работа

Первый раздел: “Что такое деятельность?”

Задание 1. Что движет человеческой деятельностью?

Мотивы – это ________________________________________________________________

Потребности - это ____________________________________________________________

________________________________ - ориентация человека на что-либо, готовность действовать определенным образом;

_____________________ – эмоционально-целостное отношение к действительности;

_____________________ – реальная причина действий, стоящая за мотивами;

Интересы по степени общности

     

 

Интересы по сфере направленности

       

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Дать определение понятий:

  система взглядов на мир, на место человека в нем
  это любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права
  присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром
  способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах
Субъект деятельности  
Объект деятельности  
Результат деятельности  

Задание 2. Решить кроссворд

Вопросы к определениям кроссворда:

по вертикали:

1. Чувство долга за что-то или перед чем-то.

2. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

3. Создание, открытие, изобретение новых духовных и материальных ценностей.

4. Система общепринятых социальных норм.

5. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

по горизонтали:

1. Мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.

2. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.

3. Показатель эффективности экономики.

4. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

5. Что не смог сделать “буриданов осел”?

6. Исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения.

7. Основа любой религии.

8. Способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.

Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

“В труде, учении, ___________(1) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_________ (2) ее способности и характерологические черты формируются в ходе жизни.

Врожденные ___________(3) организма являются лишь ___________(4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - _________________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер”.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел:

А) особенность

Б) способности

В) личность

Г) игра

Д) общество

Е) задатки

Ж) общение

3) деятельность

И) группа

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ню таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1 2 3 4 5 6
           

Второй раздел: “Познание как деятельность”

Задание 1.

1. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы.

Элементы:

  1. суждение;
  2. ощущение;
  3. понятие;
  4. представление;
  5. умозаключение;
  6. восприяти.

Ступени познания

А) чувственное;

Б) рациональное.

1 2 3 4 5 6
           

2. Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие их примеры

Примеры:

  1. пословицы;
  2. поговорки;
  3. притчи;
  4. теории;
  5. законы развития общества;
  6. законы развития природы.

Виды знаний:

А) народная мудрость;

Б) научные знания.

1 2 3 4 5 6
           

3. Соотнесите науки о человеке и обществе и определения, раскрывающие объект их изучения.

Определения

  1. наука о функционировании и развитии народного хозяйства, принципах хозяйственной деятельности;
  2. наука о законах становления и развития общества в целом, о возникновении общественных групп и их взаимодействии между собой;
  3. наука о поведении человека в обществе, взаимодействии людей в малых группах;
  4. наука о жизни и деятельности человека в далеком прошлом;
  5. наука о возникновении и развитии правовых норм, принципах регулирования с их помощью общественных отношений;
  6. наука о проявлении государственной власти в обществе, возникновении и деятельности партий, общественных движений.

Науки: А) история; Б) экономика; В) политология; Г) социология; Д) психология; Е) юриспруденция

1 2 3 4 5 6
           

Задание 2. Назвать термины

  исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире;
  совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта
  подкрепленное практикой утверждение, точно отражающее действительность
  оценочные характеристики степени человеческих знаний действительности и совпадения содержания мысли с ее объектом;
  высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества;
  достоверное знание;
  показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях;
  одна из ступеней познавательной деятельности;

Задание 3. Ответить на вопросы

В познании человеком окружающего мира большую роль играют пять важнейших качеств. Пять качеств:

1.  
2.  
3.  
4.  
5.  

Философы в разное время по-разному относились к понятию познания. В зависимости от этого образовались два лагеря философов.

   
Они считают, что источник знаний - чувственный опыт Они считают, что источник знаний - разум

Процесс познания складывается из следующих этапов: (я это вижу, чувствую, обоняю) к (обдумываю, размышляю) и (применяю или не применяю в жизни).

Какова же цель познания? Цель познания –

Третий раздел: “Духовный мир человека и деятельность”

Задание 1. Заполнить таблицу

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

По предназначению

Название культуры Элитарная Народная Массовая Универсальная
Содержание        
Примеры        

 

Культура по охвату людей
Культура большинства населения Это культура малых групп: молодые профессии, возрастное Секты

 

 

Духовные ценности (добавить перечень)

Музыка, ______________________________________________________

Ритуалы, ________________________________________________ гипотезы, ценностные ориентиры

Назвать проблемы духовной культуры: _________________________

_____________________________________________________________

Задание 2. Составить кроссворд, используя следующие термины:

Наука, культура, искусство, знание, религия, христианство, мусульманин, язычество, монотеизм, секты, физика, история.

Задание 3. Заполнить пропуски в таблице.

Понятие Определение понятия
ГУМАНИЗМ  
  результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
  форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его формах
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ  
  часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ  
  феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования
НАУКА  
  мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения

2. Заполни пропуски

Основные мировые религии ___________________________________

Основные виды искусства______________________________________

Основные виды науки_________________________________________

Задачи морали: _______________________________________________

Четвертый раздел: “Материально-производственная деятельность человека”

Задание 1. Выполнить тест

1. Что такое производство?

а) процесс взаимодействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;

б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта;

в) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные продукты (блага)

2. Как называется процесс обесценивания денег:

а) кредит;

б) инфляция;

в) действие закона стоимости

3. Что составляет основу экономики любого общества?

а) материальные и духовные ресурсы;

б) процесс производства, совершающийся при исторически определенных отношениях собственности на средства производства;

в) совокупность матер

4. Основными измерителями экономики являются

а) прибыль, рента, ВВП;

б) % ВНП, валовые капиталовложения;

в) прибыль, ВВП, валовый оборот;

г) ВВП, ВНП

5. Верны ли суждения об экономической жизни общества?

А) Характер экономических отношений между людьми оказывает серьезное влияние на развитие производства;

Б) Проявлением экономической жизни общества является взаимодействие различных социальных групп и общественных отношений

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба не верны

6. Какое слово пропущено в схеме?

7. К практической деятельности относится

а) производство материальных благ; б) познание законов развития природы; в) формирование религиозных представлений о мире; г) сочинение музыки

Задание 2. Выполнить задания

1. Ответить на вопросы.

1. Каким должен быть современный работник?

2. Назовите особенности трудовой деятельности в материальном производстве.

3. Чем измеряется результат труда?

4. Как защитить свои сбережения от инфляции?

5. О чем свидетельствует показатели внутреннего валового продукта?

2. Проанализируйте ситуацию, предложенную на странице 214 учебника в задании 4 и на странице 193 задание 2 (выбери одну из пословиц).

Задание 3. Объяснить понятия

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ  
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ  
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ  
ТРУД

 

Пятый раздел: “Социально-политическая деятельность и развитие общества”

Задание 1. Выполнить задания

1. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.

Базовые ценности Идеологии
индивидуальные права и свободы личности;

неприкосновенность частной собственности;

общественная солидарность;

поддержка неимущих слоев за счет высоких налогов на богатых.

А) либерализм;

Б) социал-демократия.

 

1 2 3 4
       

2. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.

Базовые ценности Идеологии
выделение привилегированной элиты;

индивидуальные права и свободы личности;

равные стартовые возможности для всех граждан;

уважение к традициям и обычаям предков

А) Либерализм;

Б) Консерватизм

 

А Б
   

Задание 2. Практическая работа с историческим документом

О политическом влиянии.

В. Гавел общественный и политический деятель, в 1989–1992 гг. Президент Чехословакии, с 1993 г. Президент Чехии.

...Политика самыми различными способами стремится как бы поглотить любую чужую позицию, впитать, интегрировать или усмирить ее, а тем самым и уничтожить ее в самобытности. Политик просто старается втянуть нас в свой мир, он всегда от нас добивается, чтобы мы его “понимали” (не считая, однако, необходимым понимать нас); он всегда утверждает, что вынужден делиться своей властью с нами, и с наибольшим удовольствием внушил бы нам всем чувство общей ответственности за свои решения (не дав при этом, разумеется, права участвовать в принятии этих решений).

В действительности все вновь и вновь подтверждает, что единственный путь к подлинному и действенному политическому влиянию — это, наоборот, именно последовательное отражение и обдумывание собственных позиций, создание собственной позитивной программы, исходящей из собственного толкования действительности в духе собственных предрасположений и интересов. Программа поддержки правительства — сама по себе — столь же беззуба и негативна, как и выступления против него; позитивная политическая программа всегда требует быть за что-то, а точнее — за себя, еще точнее — за свои подлинные интересы. Всю ситуацию необходимо повернуть так, чтобы “следующий ход” принадлежал... второй стороне: с нашей точки зрения, речь идет не столько о том, стоим ли мы на стороне правительства и какими “непредвиденными последствиями” грозят, по его мнению, наши действия, а о том, стоит ли само правительство на нашей стороне и какие труднопредсказуемые последствия, по нашему мнению, могли бы последовать за его действиями.

Речь идет, таким образом,— если говорить иными словами — о том, чтобы не отвечать на вопросы, которые задают нам политики, а, наоборот, задавать свои вопросы и заставлять политиков, чтобы они на них отвечали; не разделять с политиками их заботы, а требовать, чтобы они с нами делили наши; не стараться понимать их и вживаться в их положение; не соглашаться с тем, что ответственность за политические решения, которые касаются нас, ложится на “объективные условия”, в которых оказались те, кто их принимал, а подчеркивать обратное, что наши объективные условия создают те, кто принимает решения, касающиеся нас, а значит, их и надо считать ответственными за то, как на свои условия реагируем мы.

Гавел В. Фальшивая дилемма//Новое время. - 1990. - № 47.

Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2.Что значит создать свою собственную позитивную программу

Задание 3. Практическая работа

Заполни пропуски:

Исторический процесс - это

Он состоит из ________________________________________________

Отличительная особенность исторического процесса то, что в нем есть ___________________, те, кто делают его и

________________ то на что направлены действия

(Привести примеры их проявлений) ______________________________________________

Кто является движущей силой истории?__________________________________________

Элита – это __________________________________________________________________

Историческая личность – это ____________________________________________________

Народ – это __________________________________________________________________

Культ личности – это ___________________________________________________________

Какие факторы делают возможным складывание культа личности