В данной публикации Вашему вниманию я предлагаю:
- Две индивидуальные практические работы по обществознанию в 10 классе. Задания основаны на УМК Л.Н. Боголюбова. Их можно использовать на итоговых, повторительных уроках в конце учебного года. Я преподаватель спортивной школы, учащиеся у нас часто отсутствуют, данные работы позволяют качественно повторить и закрепить материал. Каждая проверочная работа состоит из заданий по пяти основным, изученным в 10 классе, разделам. В него включены вопросы по теории и задания по применению знаний на практике. За каждый блок заданий выставляется три оценки: одна – за знание понятий и основных терминов; вторая - за работу с источниками и документами; третья – за тестовую работу.
- Итоговую тестовую работу по обществознанию за курс 7 класса по УМК А. И. Кравченко. Общее число заданий в работе – 20. Работа состоит из 2 – х частей:
Часть 1 (А) содержит 14 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл.
Часть 2 (В) состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом: слово, название документа. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 2 задания - по 1 баллу каждое, 3 задания – по 2 балла.
Структура и содержание
Распределение заданий работы по частям работы
Часть работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Тип заданий |
Часть 1 (А) | 14 | 14 | 70% | С выбором ответа |
Часть 2 (В) | 6 | 9 | 30% | С кратким ответом |
Итого: | 20 | 23 | 100 |
Распределение заданий по основным разделам курса
Разделы курса обществознания | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | |
Личность подростка | А2, 3, 14,В4, 6 | 5 | 6 | 26 |
Подросток в социальной среде | А7,8,13 | 3 | 3 | 13.4 |
Подросток и закон | А4,5,6,10, В1,3 | 6 | 7 | 30.4 |
Образ жизни подростков | А1,9,11,12 | 4 | 4 | 17,3 |
Подросток и его жилая среда | В2,5 | 2 | 3 | 13.4 |
Итого: | 20 | 23 | 100 |
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 15 | 15 | 65,2 |
Повышенный | 5 | 8 | 34,8 |
Итого: | 20 | 23 | 100 |
Распределение заданий по видам проверяемых знаний и умений
Виды знаний и умений | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Группировка фактов | 3 | 3 | 13 |
Знание терминов | 5 | 5 | 21,7 |
Знание понятий | 1 | 1 | 4,3 |
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений | 1 | 2 | 8,6 |
На установление последовательности | 1 | 1 | 4,3 |
Объяснение причин и следствий | 2 | 2 | 8,6 |
Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала. Проверяется комплекс знаний и умений | 4 | 6 | 26 |
Систематизация фактов, понятий | 2 | 2 | 8,6 |
Установление предмета по признакам | 1 | 1 | 4,3 |
Итого: | 20 | 23 | 100 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. Баллы:
Оценивание каждого задания части 1 (А) – по 1 баллу.
Оценивание заданий части (В):
Каждое из заданий: В1, В2 , В3 – по 1 баллу;
Каждое из заданий: В4, В5, В6 – по 2 балла
Максимальный первичный балл за всю работу – 23 балла
Шкала перевода баллов в оценки
Оценка | “2”; 50% |
“3”; 75-85% |
“4”; 90-95% |
“5”; 95–100% |
Соотношение баллов, % выполнения работы | Менее 12 баллов | 16-18 баллов | 19-20 баллов | 20 – 23 баллов |
Сводная таблица распределения заданий
по основным разделам курса,
по уровню сложности, по видам проверяемых знаний
и умений
№ п/п | Обозначение задания в работе | Проверяемое содержание – раздел курса | Проверяемые виды деятельности | Уровень сложности задания | Тип задания | Макс. балл за выполнение задания |
1 | А – 1 | Образ жизни подростков | Знание терминов | Б | ВО | 1 |
2 | А – 2 | Личность подростка | Знание терминов | Б | ВО | 1 |
3 | А – 3 | Личность подростка | Знание терминов | Б | ВО | 1 |
4 | А – 4 | Подросток и закон | Знание фактов | Б | ВО | 1 |
5 | А – 5 | Подросток и закон | Знание фактов | Б | ВО | 1 |
6 | А – 6 | Подросток и закон | Знание фактов | Б | ВО | 1 |
7 | А – 7 | Подросток в социальной среде | Знание понятий | Б | ВО | 1 |
8 | А – 8 | Подросток в социальной среде | Знание терминов | Б | ВО | 1 |
9 | А – 9 | Образ жизни подростков | Установление предмета по признакам | Б | ВО | 1 |
10 | А – 10 | Подросток и закон | Объяснение причин и следствий | Б | ВО | 1 |
11 | А – 11 | Образ жизни подростков | Объяснение причин и следствий | Б | ВО | 1 |
12 | А – 12 | Образ жизни подростков | Знание терминов | Б | ВО | 1 |
13 | А – 13 | Подросток в социальной среде | Систематизация фактов, понятий | Б | ВО | 1 |
14 | А – 14 | Личность подростка | Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала | Б | ВО | 1/ 14 |
15 | В – 1 | Подросток и закон | Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала | П | КО | 1 |
16 | В - 2 | Подросток и его жилая среда | Систематизация фактов, понятий | П | КО | 1 |
17 | В - 3 | Подросток и закон | На установление последовательности | П | КО | 1 |
18 | В - 4 | Личность подростка | Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала. Проверяется комплекс знаний и умений | П | КО | 2 |
19 | В - 5 | Подросток и его жилая среда | Задания на обобщенную характеристику, систематизацию изученного материала. Проверяется комплекс знаний и умений | П | КО | 2 |
20 | В - 6 | Личность подростка | Соотнесение единичных фактов и общих явлений | П | КО | 2 / 9 |
Обозначение заданий в работе:
А – задания с выбором ответа;
В – задания с кратким открытым ответом;
Уровни сложности: Б - базовый, П – повышенный,
Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответов
Индивидуальная работа
Первый раздел: “Что такое деятельность?”Задание 1. Что движет человеческой деятельностью?
Мотивы – это ________________________________________________________________
Потребности - это ____________________________________________________________
________________________________ - ориентация человека на что-либо, готовность действовать определенным образом;
_____________________ – эмоционально-целостное отношение к действительности;
_____________________ – реальная причина действий, стоящая за мотивами;
Интересы по степени общности |
||
Интересы по сфере направленности |
|||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Дать определение понятий:
система взглядов на мир, на место человека в нем | |
это любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права | |
присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром | |
способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах | |
Субъект деятельности | |
Объект деятельности | |
Результат деятельности |
Задание 2. Решить кроссворд
Вопросы к определениям кроссворда:
по вертикали:
1. Чувство долга за что-то или перед чем-то.
2. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.
3. Создание, открытие, изобретение новых духовных и материальных ценностей.
4. Система общепринятых социальных норм.
5. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
по горизонтали:
1. Мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.
2. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
3. Показатель эффективности экономики.
4. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
5. Что не смог сделать “буриданов осел”?
6. Исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения.
7. Основа любой религии.
8. Способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.
Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
“В труде, учении, ___________(1) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_________ (2) ее способности и характерологические черты формируются в ходе жизни.
Врожденные ___________(3) организма являются лишь ___________(4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - _________________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер”.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел:
А) особенность
Б) способности
В) личность
Г) игра
Д) общество
Е) задатки
Ж) общение
3) деятельность
И) группа
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ню таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 1.
1. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы.
Элементы:
суждение;
Ступени познания
А) чувственное;
Б) рациональное.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие их примеры
Примеры:
пословицы;
Виды знаний:
А) народная мудрость;
Б) научные знания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Соотнесите науки о человеке и обществе и определения, раскрывающие объект их изучения.
Определения
наука о функционировании и развитии
народного хозяйства, принципах хозяйственной
деятельности;
Науки: А) история; Б) экономика; В) политология; Г) социология; Д) психология; Е) юриспруденция
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 2. Назвать термины
исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире; | |
совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта | |
подкрепленное практикой утверждение, точно отражающее действительность | |
оценочные характеристики степени человеческих знаний действительности и совпадения содержания мысли с ее объектом; | |
высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества; | |
достоверное знание; | |
показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях; | |
одна из ступеней познавательной деятельности; |
Задание 3. Ответить на вопросы
В познании человеком окружающего мира большую роль играют пять важнейших качеств. Пять качеств:
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Философы в разное время по-разному относились к понятию познания. В зависимости от этого образовались два лагеря философов.
Они считают, что источник знаний - чувственный опыт | Они считают, что источник знаний - разум |
Процесс познания складывается из следующих этапов: (я это вижу, чувствую, обоняю) к (обдумываю, размышляю) и (применяю или не применяю в жизни).
Какова же цель познания? Цель познания –
Третий раздел: “Духовный мир человека и деятельность”Задание 1. Заполнить таблицу
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
По предназначению |
||||
Название культуры | Элитарная | Народная | Массовая | Универсальная |
Содержание | ||||
Примеры |
Культура по охвату людей | ||
Культура большинства населения | Это культура малых групп: молодые профессии, возрастное | Секты
|
Духовные ценности (добавить перечень)
Музыка, ______________________________________________________
Ритуалы, ________________________________________________ гипотезы, ценностные ориентиры
Назвать проблемы духовной культуры: _________________________
_____________________________________________________________
Задание 2. Составить кроссворд, используя следующие термины:
Наука, культура, искусство, знание, религия, христианство, мусульманин, язычество, монотеизм, секты, физика, история.
Задание 3. Заполнить пропуски в таблице.
Понятие | Определение понятия |
ГУМАНИЗМ | |
результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его формах | |
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ | |
часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты | |
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ | |
феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования | |
НАУКА | |
мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения |
2. Заполни пропуски
Основные мировые религии ___________________________________
Основные виды искусства______________________________________
Основные виды науки_________________________________________
Задачи морали: _______________________________________________
Четвертый раздел: “Материально-производственная деятельность человека”Задание 1. Выполнить тест
1. Что такое производство?
а) процесс взаимодействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;
б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта;
в) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные продукты (блага)
2. Как называется процесс обесценивания денег:
а) кредит;
б) инфляция;
в) действие закона стоимости
3. Что составляет основу экономики любого общества?
а) материальные и духовные ресурсы;
б) процесс производства, совершающийся при исторически определенных отношениях собственности на средства производства;
в) совокупность матер
4. Основными измерителями экономики являются
а) прибыль, рента, ВВП;
б) % ВНП, валовые капиталовложения;
в) прибыль, ВВП, валовый оборот;
г) ВВП, ВНП
5. Верны ли суждения об экономической жизни общества?
А) Характер экономических отношений между людьми оказывает серьезное влияние на развитие производства;
Б) Проявлением экономической жизни общества является взаимодействие различных социальных групп и общественных отношений
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба не верны
6. Какое слово пропущено в схеме?
7. К практической деятельности относится
а) производство материальных благ; б) познание законов развития природы; в) формирование религиозных представлений о мире; г) сочинение музыки
Задание 2. Выполнить задания
1. Ответить на вопросы.
1. Каким должен быть современный работник?
2. Назовите особенности трудовой деятельности в материальном производстве.
3. Чем измеряется результат труда?
4. Как защитить свои сбережения от инфляции?
5. О чем свидетельствует показатели внутреннего валового продукта?
2. Проанализируйте ситуацию, предложенную на странице 214 учебника в задании 4 и на странице 193 задание 2 (выбери одну из пословиц).
Задание 3. Объяснить понятия
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ | |
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ | |
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ | |
ТРУД |
|
Задание 1. Выполнить задания
1. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.
Базовые ценности | Идеологии |
индивидуальные права и свободы
личности; неприкосновенность частной собственности; общественная солидарность; поддержка неимущих слоев за счет высоких налогов на богатых. |
А) либерализм; Б) социал-демократия. |
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.
Базовые ценности | Идеологии |
выделение привилегированной
элиты; индивидуальные права и свободы личности; равные стартовые возможности для всех граждан; уважение к традициям и обычаям предков |
А) Либерализм; Б) Консерватизм |
А | Б |
Задание 2. Практическая работа с историческим документом
О политическом влиянии.
В. Гавел — общественный и политический деятель, в 1989–1992 гг. Президент Чехословакии, с 1993 г. Президент Чехии.
...Политика самыми различными способами стремится как бы поглотить любую чужую позицию, впитать, интегрировать или усмирить ее, а тем самым и уничтожить ее в самобытности. Политик просто старается втянуть нас в свой мир, он всегда от нас добивается, чтобы мы его “понимали” (не считая, однако, необходимым понимать нас); он всегда утверждает, что вынужден делиться своей властью с нами, и с наибольшим удовольствием внушил бы нам всем чувство общей ответственности за свои решения (не дав при этом, разумеется, права участвовать в принятии этих решений).
В действительности все вновь и вновь подтверждает, что единственный путь к подлинному и действенному политическому влиянию — это, наоборот, именно последовательное отражение и обдумывание собственных позиций, создание собственной позитивной программы, исходящей из собственного толкования действительности в духе собственных предрасположений и интересов. Программа поддержки правительства — сама по себе — столь же беззуба и негативна, как и выступления против него; позитивная политическая программа всегда требует быть за что-то, а точнее — за себя, еще точнее — за свои подлинные интересы. Всю ситуацию необходимо повернуть так, чтобы “следующий ход” принадлежал... второй стороне: с нашей точки зрения, речь идет не столько о том, стоим ли мы на стороне правительства и какими “непредвиденными последствиями” грозят, по его мнению, наши действия, а о том, стоит ли само правительство на нашей стороне и какие труднопредсказуемые последствия, по нашему мнению, могли бы последовать за его действиями.
Речь идет, таким образом,— если говорить иными словами — о том, чтобы не отвечать на вопросы, которые задают нам политики, а, наоборот, задавать свои вопросы и заставлять политиков, чтобы они на них отвечали; не разделять с политиками их заботы, а требовать, чтобы они с нами делили наши; не стараться понимать их и вживаться в их положение; не соглашаться с тем, что ответственность за политические решения, которые касаются нас, ложится на “объективные условия”, в которых оказались те, кто их принимал, а подчеркивать обратное, что наши объективные условия создают те, кто принимает решения, касающиеся нас, а значит, их и надо считать ответственными за то, как на свои условия реагируем мы.
Гавел В. Фальшивая дилемма//Новое время. - 1990. - № 47.
Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2.Что значит создать свою собственную позитивную программу
Задание 3. Практическая работа
Заполни пропуски:
Исторический процесс | - это |
Он состоит из ________________________________________________
Отличительная особенность исторического процесса то, что в нем есть ___________________, те, кто делают его и
________________ то на что направлены действия
(Привести примеры их проявлений) ______________________________________________
Кто является движущей силой истории?__________________________________________
Элита – это __________________________________________________________________
Историческая личность – это ____________________________________________________
Народ – это __________________________________________________________________
Культ личности – это ___________________________________________________________
Какие факторы делают возможным складывание культа личности