Цели: учащиеся должны:
Оборудование: сигнальные карточки, мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят:
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”!
- Итак, у нас урок русского языка, где
Школьная доска откроет тайну о судьбе замысловатых слов. Слайд 2 (у автора)
II. Чистописание.
- Как всегда в начале урока мы уделим несколько минут чистописанию, чтобы ваши буквы, слова были красивые, а соединения правильно написаны.
(Стук в дверь. Входит декабрь)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
- Какой месяц пожаловал к нам в гости? (Декабрь)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? (Это слово с непроверяемой безударной гласное е.)
- С какой буквы начинается это слово? (Это слово начинается с буквы д)
- Вот сегодня мы повторим написание строчной и заглавной буквы д.
- Каким ещё буквам принадлежат элементы д? (Буквам а, у)
(Показ учителем на доске)
- А теперь сядьте правильно и пропишите у себя в тетради данную букву.
- Посмотрите на заглавную букву Д и исследуйте её.
- Какие элементы других букв вы увидели? (Элементы Р, П, Т)
- Проследите за мелом и вспомните её правильное написание.
- Какие соединения вы видите? (Дв, дв( верхнее), Де, де ( нижнее))
- Запишите.
- Назовите однозначные числа, начинающиеся на д. (Два, девять)
- Запишите их со строчной буквы.
- Сколько букв и сколько звуков в слове девять? (6 букв, 5 звуков)
- Я уверена, что вы вспомнили правильное написание буквы Д.
II. Актуализация знаний.
- Декабрь принёс вам задание. Слайд 3
Прочитайте слова и распределите их на группы: Река, глаз, столы, шкаф, леса, лев, ученик.
- Как вы сгруппировали слова?
- На какое правило слова данной группы? (Безударная гласная, проверяемая ударением.
- Непроверяемая безударная гласная.
- Парный глухой и звонкий в конце слов.)
- Оцените свою работу. ( +, -, ?)
IV. Постановка учебной задачи:
- Предположите, какие правила мы будем повторять и закреплять?
V. Повторение пройденного:
1. Как проверить безударную гласную? (Правило)
- Декабрь приготовил вам загадки.
Вы сначала должны отгадать её, подобрать проверочное слово, а затем написать саму отгадку.
- У вас помощник – “Памятка”. Слайд 4
Памятка “Как искать слова для корня”.
По реке идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волны – волна)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнёзда - гнездо)
Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык.
Чуть нажмёшь - поднимет крик.
Все поймут его язык. (Звон - звонок)
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Знать, невкусная доска. (Пилы - пила)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линия – линейка)
- Сделайте вывод: как проверить безударную гласную?
(Если буква гласная
Вызвала сомненье,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.)
- Проанализируйте свою работу и просигнальте мне. (+,-,?)
2. Физминутка.
Мы сидели и писали.
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке.Быстро-быстро-топ-топ-топ.
И в ладоши - хлоп-хлоп- хлоп.
Ножку вытянем вперёд -
Влево, вправо поворот.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Вспомните, пожалуйста, как проверить парный согласный в конце слова?
Правило:
- Декабрь предлагает вам следующее задание по вариантам. Слайд 5
I вариант
- Горо•-
гри•-
пиро•-
жира•-
II вариант
Сне•
гру•-
заво•-
камы•-
- Поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаш, проверьте работу соседа.
- Оцените работу соседа. (+,-,?)
4. Работа с учебником. (Дидактический материал Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Упражнение №64 с.49)
- В случае необходимости обращайтесь к памятке.
Памятка “Как искать слова для корня?” (Ученик выполняет на доске)
VI . Включение знания в систему знаний.
- Вам последнее задание от декабря.
- Перед вами карточки 1, 2, 3. Внимательно прочитайте задания и выполните те, которые, на ваш взгляд, вам посильны. (Самостоятельная работа)
VII. Домашнее задание.
Повторить правила с.36, 41-42, упр.66.
VIII. Рефлексия.
- Какие правила повторяли на уроке?
- Выразите своё отношение к уроку с помощью смайлика. Слайд 6
- Покажите свой смайлик.
- Спасибо за сотрудничество. Слайд 7