Тема урока: "Наше питание"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • формировать знания о необходимых организму питательных веществах, их влияние на здоровье человека,
  • показать последствия несбалансированного питания,
  • дать представление о вредных продуктах питания, воспитывать культуру правильного питания, закладывать основы здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания для групп учащихся, плакат «Фрукты-овощи» для украшения помещения, этикетки от продуктов с указанием состава, особенно количества жиров, белков, углеводов, витаминов.

Ход мероприятия

1. Орг. момент.

Наше сегодняшнее мероприятие проходит в рамках месячника «Мы за здоровый образ жизни». Наш класс принял участие в спортивных состязаниях, в акции «Нет наркотикам», и тему нашей встречи, думаю, без труда сформулируете сами.

2. Вступительное слово учителя.

– А начать мероприятие мне хотелось бы следующим:

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет».

– Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы сами. – Давайте попробуем выяснить от чего же зависит наше здоровье?

(От окружающей среды, экологического благополучия, наследственности – предрасположенности к различным заболеваниям, образа жизни – без вредных привычек, занимающийся спортом человек крепче здоровьем, питания).

– На какие факторы мы можем повлиять, чтобы сохранить здоровье на долгие годы? (На образ жизни и питание).

Вот мы и добрались до темы классного часа. О чем мы поговорим сегодня? (О нашем питании).

Работа по теме мероприятия.

3. Работа со слайдами.

(Презентация «Наше питание или мы есть то, что мы едим»)

1) Наше питание. Значение питания.

Существует несколько причин, по которым мы должны обратить на питание особое внимание. Во-первых, все клетки и ткани нашего организма формируются из той пищи, которую мы едим. Во-вторых, пища является источником энергии, необходимой для функционирования организма. В-третьих, пища – это главная часть окружающей среды, с которой мы взаимодействуем. И последнее, пища была создана для того, чтобы быть неотъемлемой частью радости жизни, и наши чувства позволяют нам по достоинству оценить качество, вкус и саму ткань поедаемого продукта.

2) Геном человека.

Геном – наследственная основа организма или «отпечаток» всего исторического развития в данном случае человека, способность его реагировать на изменившиеся условия внешней среды.

3) Эволюция человека.

Посмотрите, каким был человек в начале XX века (стройный, подтянутый, спортивный) и каким он стал к началу XXI века. Будущее не утешительно.

4) Рацион «До» и «После».

Обсуждение рациона по слайду. Дети добавляют наиболее употребляемые продукты в XXI веке.

– Давайте вспомним, как называются вещества, которые мы употребляем в пищу (белки, жиры, углеводы, витамины, вода).

5) Углеводы – источник энергии.

Углеводы

Содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения

Чистые углеводы
(крахмал и сахар)

Натуральные продукты
(мед)

Из животных
(в молоке и печени)

 

хлеб, крупы, картофель

сахар, кондитерские изделия, шоколад, чипсы, рулеты, печенье, сухарики, леденцы, лапша, пицца, гамбургер и т.д.

 

 

Углеводы имеют исключительное значение для деятельности мышц, нервной системы, сердца, печени.

Избыток: диатез, кариес, сахарный диабет, полнота. Кроме того кондитерские изделия из списка содержат отдушки, консерванты, усилители вкуса, загустители – вредные вещества, которые должен нейтрализовать наш организм.

(Беседа с использование упаковочного материала от продуктов (этикетки), дети разбирают состав, соотносят пользу и вред данного продукта.)

Вывод:

6) Ешьте больше фруктов!

7) Не злоупотребляйте сладким!

8) Потребляете ли вы достаточное количество клетчатки?

Кроме того, что овощи и фрукты содержат необходимые нам углеводы, они обеспечивают нас клетчаткой. Значение которой велико для нормальной работы ЖКТ, а значит и всего нашего организма.

9)  Белки – кирпичики, строительный материал для клеток организма. Белки обеспечивают рост, развитие, нормальное протекание обменных процессов в организме.

Белки

Животные

Растительные

мясо, молоко, яйца, рыба, морепродукты, сыр, творог, молочнокислые продукты (кефир, простокваша, ряженка)

злаки, бобовые, картофель

Полезно сочетание растительного и животного белка (гречневая каша + молоко).

Избыток: требует повышенной работы органов пищеварения, вызывает тяжесть и боли в желудке.

Недостаток: отставание в физическом и психическом развитии, замедление роста.

10) Жиры – снабжают организм энергией.

Жиры входят в состав тканей.

Жиры

Животные

Растительные

сливочное, топленое масло, молоко – молочный жир, жирные сорта мяса, сало икра рыб, куриный желток

подсолнечное, соевое, оливковое масло, орехи, семена

Избыток: болезни сосудов, сердечнососудистой системы, затруднение движения крови, неблагоприятно действует на нервную систему, тормозит усвоение пищи.

Майонезы, соусы – вредно!

Жиры, поступающие с пищей, частично идут на создание жировых запасов. Однако ожирение наступает не столько из-за употребления жиров, сколько из-за избыточного употребления очищенных углеводов (переработанные промышленным путем углеводы – сахар, крахмал).

11) Витамины – обязательная и незаменимая часть рациона. Они участвуют в процессе усвоения других пищевых веществ, способствующих повышению сопротивляемости организма различным вредным воздействиям окружающей среды, повышают трудоспособность. Не накапливаются. Требуется около 20 ежедневно. Из пищи все получить не можем. Необходимо принимать витаминные препараты!

(Знакомство по слайдам с группами витаминов. Где, в каких продуктах содержатся основные.)

12) Рацион питания в России.

(Работа со схемой на слайде.)

Вывод: 34% калорийности рациона приходится на мучные продукты, 2% – фрукты, ягоды, 3% – овощи.

13) Увлажняйтесь!

О питьевом режиме.

14) Вода в организме.

Функции воды.

15) Избыток и недостаток питания.

16) Графическое изображение избытков и недостатков питания.

А сейчас мы открываем нашу творческую лабораторию. Я прошу получить задания всех капитанов команд. На обсуждение вам отводится 5 минут. После чего каждая команда представляет свой отчет о проделанной работе.

  1. Кому по-вашему мнению требуется больше белковой пищи подростку или взрослому человеку? Обоснуйте свой ответ. Какие продукты богаты белком?
  2. Составьте список наиболее полезных и вредных по-вашему мнению продуктов. Обоснуйте свой ответ.
  3. Отметьте положительные и отрицательные стороны предложенного меню. Внесите коррективы, если это необходимо.

Завтрак

Вермишель с сахаром и маслом, чай, булочка с маслом и сыром.

Обед

Гороховый суп, картофельное пюре, котлеты, хлеб, компот.

Полдник

Шоколад, чай

Ужин

Жареный картофель, жареная курица, хлеб, молоко.

  1. Так ли необходимо принимать витамины? Велико ли их значение для обеспечения жизнедеятельности человека? Обоснуйте свой ответ.

– А теперь подведем итоги нашего конкурса знатоков. (По итогам вручаются книги или сувениры).

17) Вместо заключения:

«Тело – багаж, который несешь всю жизнь. Чем он тяжелее, тем короче путешествие». Арнольд Глазгоу.

18) Будьте здоровы.

Данная разработка может быть использована в системе воспитательно-профилактической работы в направлении «Здоровье» в соответствии с концепцией воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006–2011 гг. Под общей редакцией проф. Я.Е. Львовича.