Предназначение: для проведения урока по русскому языку.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии: презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов (фото).
Урок «Понятия нарицательных и собственных имен существительных»
(Слайд 4) В правом верхнем углу гиперссылка на чистописание, кликнуть мышкой после появления в кадре трёх сочетаний букв. Затем кликнуть на картинку с прописными буквами, затем на ручку.
(Слайд 6) Гиперссылка Физминутка. (Приложение 1)
(Слайд 8) Пение соловья.
(Слайд 9) Пение дроздов.
(Слайд 15) Использование триггера. Нажимать на рисунок при появлении пальца.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: развитие умения употреблять большую букву.
Задачи:
- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
- расширять кругозор учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение.
Ход урока
(Слайд 2) Путь к познанию. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. (Шагаем по ступеням по щелчку мыши)
наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю вывод
(Слайд 3) Отгадай загадки.
– Назовите первые буквы этих слов. (Р В Г)
– Какими они могут быть при письме? (Прописные, строчные)
(Слайд 4)
– Продолжите цепочку строчных букв: ргв, рвг, ...
(Слайд 5)
– Прочитайте рассказ.
– Что общего у слов, заменённых картинками? (Существительные)
– Объясните, чем отличаются слова, которые заменены рисунками? (Одни имена, другие – предметы)
– Кто знает в чём разница? (Одни пишутся с большой буквы, другие с маленькой)
– Кто догадался о чём будем говорить на уроке? (Когда писать заглавную букву, а когда строчную)
– В каком случае имена нарицательные могут стать именами собственными? (Когда эти слова могут обозначать имена)
(Слайд 6)
– Делаем вывод. Что может быть ещё именем собственным?
– Прослушайте стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг
Стала заметно выше подруг
Смотрят с почтеньем
На букву подруги
Но почему, за какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело –
Ставиться в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо,
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк
В букве большой уважения знак.
Что вы услышали?
Физминутка (Приложение 1)
(Слайд 7) Группировка.
– Распределите слова на две группы:
Ковдор. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Ира.
Возможные варианты группировки (устно):
- М. р.– Ж. р.
- Собственные – нарицательные.
- Мн.ч. – Ед. ч.
- Одушевлённые – Неодушевлённые
- Переносится – не переносится.
- Ставим ударение и не ставим ударение.
– Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Ковдор, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Ира).
– Как называются эти слова? (Имена собственные).
По щелчку мыши имена собственные выделяются.
– Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Как называются эти слова? (Нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (В начале предложения).
По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.
(Слайды 8, 9) Составь предложение.
– Составь и напиши предложения с данными словами:
- Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв. (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьев.)
- Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал. (Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)
По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.
– Назовите имена собственные.
По щелчку мыши задание проверяется.
(Слайд 10) Разбор предложения.
– Подчеркните грамматическую основу предложения.
По щелчку мыши задание проверяется.
Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.
(Слайд 11)
– Подведём итоги. Что обозначает каждое из записанных слов?
(Слайды 12, 13) – Почему так?
Работа над новым материалом «Кавычки». Постановка проблемы.
На экране по щелчку мыши появляются пары картинок:
А) рисунок белки (под ней написано белка); рядом конфета, а на ней написано «Белка»
Б) камень сейд, под ним написано сейд; магазин с названием «Сейд»
В) ковдорчанин, газета «Ковдорчанин»
Г) брусничка, детский сад «Брусничка».
Разбор картинок с пояснениями учителя.
(Слайд 14) Обобщение.
– Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?
– Ребята, а какие газеты и журналы выписывают в вашей семье? (Ответы учеников).
– О чём пишут в газетах, журналах? (Ответы учеников).
– Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях?
Заслушиваются ответы детей.
Сделать вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами собственными.
(Слайд 15) – Знаешь ли ты названия мультфильмов?
Работа по учебнику. Упражнение 100.
Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма. Названия мультфильмов записать в тетрадь.
(Слайд 16) Вывод. Рефлексия.
Заполнить 8-ю строку таблицы.
– Ребята, теперь вы можете заполнить последнюю строку таблицы? (Высказывания детей. Заполняется таблица.) Что запомнилось на уроке?
(Слайд 17) Домашнее задание.
Упр. №97. Вместе со взрослыми найди города на карте.