“Человечество не останется вечно на
земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное
пространство”
К. Циолковский
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих наш детский сад.
Творческой группой МДОУ “Центра развития ребенка - детского сада № 67” разработана программа, направленная на ознакомление старших дошкольников с “тайнами космоса”.
Цель данной программы: создать условия для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности.
Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования заключается в следующем:
- на занятии по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;
- все остальные занятия (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
- на последующем занятии дается короткое повторение темы;
- родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
- праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т.д.).
Такое построение
воспитательно-образовательной работы позволяет
учесть принципы дошкольной дидактики:
Программа по ознакомлению старших дошкольников с “Тайнами космоса” поделена на блоки. В блоки занятий, вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну. Различные явления неба – дождь, снег, молнию, радугу и т.д. Со средней группы педагоги знакомят детей с тем, что в небе живет, что с неба приходит к нам на землю, каким небо бывает, то есть показывают жизнь неба на Земле.
Следующий блок – “На чем и зачем люди летают в космос”.
Мы знакомим с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное – раскрываем перед детьми значение космических полетов для человека.
Далее дети знакомятся с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системы и с ее жительницами – планетами. Так мы подходим к знакомству с нашей голубой планетой и узнаем, как Земля вращается вокруг своей оси, знакомим с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца и узнаем, почему на Земле происходит смена дня и ночи.
Следующий блок знакомства детей с тайнами космоса – “Спутница нашей планеты Луна”.
И завершает космический блок – “Звездный зоопарк, или Космическое путешествие к звездам”, где дети узнают о наиболее ярких звездах и созвездиях, о посланцах дальних миров – метеоритах и метеорах, о кометах, которые можно увидеть на ночном небосводе.
На занятиях о космосе большое внимание уделяется занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: занятия, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели программы “Тайны космоса” - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.
Перспективное тематическое планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников с “Тайнами космоса”. (Таблица)