Цели:
- Создать творческую атмосферу – настроение.
- Заинтересовать учеников темой.
- Развитие умения писать сочинение-миниатюру, используя свои наблюдения и прочитанные (проанализированные) произведения.
- Формирование умения чувствовать, читая строки, настроение написавшего их человека.
Оборудование: орфографический словарь; карточка со строками из произведений о весне (каждому ученику); материал, который подбирали ребята по данной теме; словарь синонимов; презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
– Сегодня мы с вами на нашем уроке-азбуке сочинительства окажемся в удивительной стране, «где царствует фантазия, где каждый обязательно становится кудесником». Страна, которую Б. Заходер назвал … (слайд 1)
– Сегодня у нас проба пера, каждый из вас почувствует себя писателем и напишет маленькое сочинение, сочинение-миниатюру. (слайд 1)
– А что такое «пробуждение»? Давайте, объясним значение этого слова, подобрав синонимы к нему, используя словари синонимов. (слайд 2)
- оживает
- просыпается
- распускается
- проклёвывается
2. Подготовка к сочинению
1) – Закройте свои глазки и представьте себе, что наш урок мы сегодня проводим не в классе, а на лесной полянке, где тает снег, бегут ручьи.
Послушайте музыку. (Р. Блаво «Музыка Земли-2)
– Что вы себе представляете? О чем она? (Ответы учащихся)
– Кто не знает сказок о живой воде? Она поднимала на ноги погибших в неравной битве богатырей, залечивала раны, возвращала здоровье. Но живая вода есть не только в сказке, она и в жизни есть. Вспомните берёзку зимой…Голые ветки. Не верится, что она живая. А вот оттает земля, заработают корни, станут качать из почвы влагу и, словно под действием волшебной силы оживёт берёзка.
– Кто осуществил это чудо? Вспомните вопрос, который задаёт А. Макаревич в своём стихотворении? (слайд 3)
– Ответьте на этот вопрос? (слайд 3)
– Сейчас весна. И куда бы мы ни бросили свой взгляд, везде видим, как она преобразили природу. Весна без солнца похожа на осень, но выглянет солнышко, и всё заиграет, засветится. Это природа пробуждается.
– Итак, с чего начинается пробуждение природы?
2) Театрализованное представление
(Дети выходят в костюмах) (слайд 4)
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце)
Посмотрите, как светит солнце. Свет от него, совсем не такой, как бывало зимой. Теперь он густой, золотистый. Луч солнца греет лицо и руки. Никогда зимой не бывает такого горячего, слепящего солнца.
«Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновало.»
(А. Плещеев)
Что весной голубое, высокое, чистое, а на нём легкое, белое, пушистое? (Небо и облака)
(слайд 5)
А поглядите на небо. Оно уже не такое тёмное. Чаще по небу, словно белые комья ваты, плывут пушистые облака. Но кое-где они разорваны, там просматривается голубое небо.
«Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака»
(Е. Баратынский)
А как ароматен воздух? Правда, ещё не лесом пахнет, не его влажной подстилкой, а тёплой землёй. Пахнет весной! Воздух прозрачный и синий! Чистый и свежий!
«Глубь небес опять ясна,
Пахнет в воздухе весна!»
(А. Фет)
Он чёрной тучей был сначала,Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез… (Снег)
Уж тает снег. Он уже тёмный и рыхлый. Из-под него вытекают весёлые сверкающие водяные струйки.
«Бегут, и плещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд".»
(Ф. Тютчев)
Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега – вот и наступила весна. Этот признак не обманет.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)
(слайд 7)
Лес, земля просыпаются после длинного сна. В эту пору оживает каждое дерево. Скоро начнётся сокодвижение у деревьев. Греются тонкие веточки. Набухают почки.
«Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.»
(С. Маршак)
3. Творческая работа
– Сегодня мы будем описывать частичку нашей природы. Ведь с появлением солнца, с приходом весны просыпаются и птицы, и люди. Меняется настроение, радость на душе, сердце поёт.
– Поэтому и сочинение должно быть, каким? (Добрым, радостным, милым…)
– Что поможет нам интереснее, ярче, красочнее написать сочинение? (Строчки стихов, книги, экскурсия, наблюдения)
– Наступило время для творчества. Сегодня вы все писатели. Выберите любую тему для своего сочинения-миниатюры, можете сами придумать название своему сочинению. (слайд 8)
- «Воздух уж весною дышит»
- «Вот и наступила весна»
- «В весеннем лесу»
- «Уж тает снег…»
– При работе используйте книги, карточки, вспомните стихи, которые вы читали и учили наизусть, используйте орфографические словари и свои наблюдения.
Звучит музыка. (И. Крутой «Нежность»)
4. Анализ сочинений (слайды 9, 10, 11)
– Какие вы услышали добрые, образные выражения?
– Удалось ли передать автору своё отношение к написанному?
– Какие сочинения были более красочны, удачны? Почему вы так считаете? Объясните.
5. Домашнее задание (только тем учащимся, которые не успели сделать работу в классе: дописать своё сочинение)
6. Итог урока (слайд 12)