Реализация межпредметных связей на уроках филологического цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Межпредметные связи предполагают согласованность сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и опору во время занятий на знания и умения учащихся, полученные на других уроках.

Кроме того, в специальной (коррекционной) школе особо важным является формирование обобщенных учебных умений, равно необходимых при обучении каждой школьной дисциплине (умение выслушивать учителя, понимать и запоминать его сообщения, направлять и удерживать внимание на учебном объекте). Совершенно очевидно, что тут должно быть установлено определенное единство требований, предъявляемых к ученикам на всех уроках.

То же самое следует сказать о формировании у учащихся некоторых качеств личности, необходимых при обучении (исполнительность, положительное отношение к учителю). Воспитание личности не менее важное дело, чем усвоение детьми знаний и умений.

Каждый из пары учебных предметов, связанных между собой сходством изучаемого материала, опирается на сведения, получаемые из смежной дисциплины. Между тем подчеркнем особую важность связи общеобразовательных предметов с трудовым обучением и другими учебными предметами, так как это дает возможность учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида непосредственной подготовки к социальной адаптации и интеграции в обществе.

Для того, чтобы учащиеся с особенностями в развитии успешно овладели знаниями, умениями и навыками на уроках русского языка и чтения, необходима тесная связь с другими предметами, и в особенности с трудовым обучением. На занятиях по труду ученики выполняют различного рода записи, которые с одной стороны, помогают закрепить в их памяти учебный материал по трудовому обучению, с другой – служат упражнениями для развития письменной и устной речи.

Большое значение имеет уровень развития устной речи учащихся. При этом часто имеет в виду только коммуникативную функцию речи: способность понимать чужую речь и сообщать свои мысли. Действительно, от умения учащегося общаться во время урока с учителем и одноклассниками во многом зависит продуктивность обучения. Однако помимо коммуникативной большую роль играет регулирующая функция речи, которая  проявляется в процессах организации человеком собственной деятельности: в анализе ее условий, формировании образа объекта труда, планировании и контроле практических действий.

Например, называние частей и элементов изделия при осмотре образца работы дает возможность учащимся создать в памяти более точный и дольше сохраняющийся образ предмета.

Преодоление недостатков регулирующей функции речи осуществляется путем пополнения активного словаря учащихся и развития их умения посредством слова отражать свойства предметов и процессы труда. Словарь учащихся на уроках трудового обучения должен пополняться такими словами и выражениями, которые дают возможность охарактеризовать объект труда или технологический процесс в школьной мастерской определенного профиля.  

Предметные характеристики должны быть по возможности точнее передавать свойства объектов труда, так как только при этом условии возможно успешное использование характеристик для формирования представления об изделии.

Например, школьники, которые занимаются столярным, слесарным, картонажно-переплетным делом, чаще всего выполняют изделия из деталей прямоугольной или круглой формы. При описании формы этих изделий используются геометрические термины, а так же слова и выражения (на одном уровне, на одинаковом расстоянии, расположены симметрично и т.д.).

С геометрическими терминами учащиеся знакомятся на уроках математики. Однако их закрепление должно происходить на уроках развития речи.

Отметим также, что ряд названий по трудовому обучению не относятся к профессиональной терминологии, слова эти вошли в литературный язык и ознакомление с ними происходит на уроках русского языка.

Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе и новые программы по русскому языку ставят задачу развития тех речевых умений, которые применяются учащимися на разных предметах.

Прежде всего, следует указать на филологические уроки в системе занятий по языку, во время которых учащиеся обучаются анализу предметов. Знакомясь с одеждой, обувью, посудой, растениями, учащиеся учатся выделять отдельные части предметов, их форму, расположение и другие свойства, благодаря чему создается осознанное представление о предмете. Таким образом, осуществляется межпредметная связь на всех уроках в специальной (коррекционной) школе.

Такая работа способствует развитию планирующего умения учащихся и на уроках русского языка должна проводится систематически.

Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Для осуществления интеграции в обучении, необходимо рассмотреть ряд определений и подобрать наиболее подходящее для использования его на уроках в специальной (коррекционной) школе.

  • «Интеграция – это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Такое определение дает «Логический толковый словарь-справочник». Н.И. Кондаков.
  • «Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов». Философский словарь.
  • «Интеграция – это результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». Социологический словарь.

Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остается изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся ее системность.

Существует несколько уровней интеграции содержания учебного материала, применяемых в обучении учащихся. Но в специальной (коррекционной) школе можно применить лишь один: межпредметная интеграция – объединение нескольких школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему.
Реализация межпредметных связей  на уроках филологического цикла выступает фактором успешного решения учебных задач и положительного воздействия на личность особенного ребенка.

Цель обучения – дать осознанные, систематические и прочные знания. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании понятий у учащихся в процессе обучения.

Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия.

При организации интегрированного обучения на уроках филологического цикла, у учителя появляется возможность научить учащихся и дать им необходимые знания по русскому языку и чтению, развитию речи с привлечением других предметов: география, музыка, математика, биология, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления, в чем умственно отсталый подросток значительно отстает, в связи со своими психофизическими и индивидуальными особенностями.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета.

Библиографический список.

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М., 2004.
2. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. М., 1960.
3. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. К., 1985. (5)
4. Ильина С.Ю. Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1986.
5. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: ВЛАДОС. 1999.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь – справочник. М.: Наука, 1975. 595с. (6;20)
7. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение. 1983.
8. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. М., 2006.
9. Образовательный научно-методический центр. Развитие и коррекция. М., 2000.
10. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2000. (10;5)
11. Социологический словарь/сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга – 2-е издание Минск. Университетское, 1991. 528с.(11;20)
12. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987. 196с. (12;20)
13. Сухаревская Е.Ю.  Интегрированное обучение школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
14. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Народное образование. 1985.
15. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. М.: Педагогика. 1989.
16. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.

Приложение