Авторская программа "Оператор ЭВМ"

Разделы: Технология


При разработке программы использовались требования стандарта РФ по профессии «Оператор ЭВМ» ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002 "Стандарт Российской Федерации. Образование: начальное профессиональное образование. Профессия: Оператор электронно-вычислительных машин" (профессия оператор ЭВМ), а также в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. N 3477 "Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки" и Письмом Министерства образования РФ "О перечне профессий для общеобразовательных учреждений" от 21 мая 2001 года № 511/13-13. Обучение ориентировано на учащихся средних общеобразовательных учреждений, уже имеющих знания по предмету информатика.

Квалификационные требования соответствуют приведенным в Стандарте, а уровень усвоения учебных элементов обеспечивается организацией теоретических, семинарских и практических занятий, а также производственной практикой и определяется на каждом этапе обучения различными формами контроля.

В связи с тем, что отсутствует государственная сертифицированная программа начального профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ" для общеобразовательных учреждений содержание курса соответствует совокупности федеральных программ основного и дополнительного образования, согласованных с ГМЦИТ и в объёме часов, предусмотренном учебным планом средней общеобразовательной школы №6 Тимашевского района Краснодарского края.

Обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена, по результатам которого учащемуся присваивается квалификация «Оператор ЭВМ».

Учебный план к программе обучения по профессии «Оператор ЭВМ» (код 16199) составлен таким образом, чтобы успешно решать задачу формирования у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для работы на современных компьютерах.

Учебный план построен по модульному принципу. Данный принцип позволяет учащемуся, прошедшему курс обучения, самостоятельно работать на компьютере любой конфигурации, и может продолжать обучение по специальным курсам, углубляя знания и умения по самостоятельно выбранным направлениям информационных технологий (автоматизированные системы бухгалтерского учёта, компьютерная графика, Web-дизайн, базы данных, делопроизводство на компьютере и т.п.).

Учебный план рассчитан на 3 года (для обучения учащихся 9-11-х классов) в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №6. Предполагаемый объём учебного времени составляет 2 часа в неделю в 9 классе и по 3 часа в неделю в 10 и 11-м классах каждый год обучения. Общее количество часов с учетом производственной практики - 504 часа. 12 часов отводится на прохождение итоговой аттестации учащихся.

Для проведения практических занятий предусматривается использование компьютеров типа IBM PC с программным обеспечением фирмы Microsoft (операционные системы MS-DOS, программы-оболочки NC, Windows XP; комплекс прикладных программ MS-Office2007), Fine Reader, FrontPage 2003, Lingvo 12, антивирус Касперского, Тренажёр клавиатуры Stamina.

Для производственной практики отводится 40 часов после 9-го класса и 80 часов после второго года обучения, что соответствует требованиям СанПин-96 и позволяет гибко составлять график прохождения практики не в ущерб занятиям учащихся.

В целях подготовки учащихся к включению в трудовую деятельность по избранной профессии, в процессе обучения формируются профессионально значимые личностные качества (внимание, долговременная и оперативная память, логическое мышление, наблюдательность).

В процессе практических занятий формируются четкие представления о функциональных обязанностях «Оператора ЭВМ».

Изучение курса предусматривает посещение разно профильных предприятий связанных с компьютерной техникой.

Практические занятия на компьютере составляют до 70% от всех часов.

Основные требования к знаниям и умениям

По окончании курса учащийся должен знать:

  • основы информатики и вычислительной техники;
  • основные сведения о вычислительных системах и автоматизированных системах управления;
  • основные функциональные устройства компьютера, их связь и назначение; общие сведения о программном обеспечении;
  • структуру, функции и возможности операционных систем; правила работы в операционных системах;
  • структуру, функции и возможности программ-оболочек; правила работы в программах-оболочках;
  • основные понятия, используемые при работе с электронными таблицами (абсолютная и относительная адресации, форматы данных, формулы, диаграммы, динамические вычисления);
  • основные концепции банков информации: принципы построения, виды систем управления базами данных, интегрированные среды для работы с базами данных, средства защиты данных;
  • основные приёмы работы со служебными документами;
  • основные приёмы печати десяти пальцевым методом;
  • основные приёмы работы с электронной почтой;
  • принципы организации компьютерных сетей (локальных и глобальных);
  • устройства передачи информации, каналы связи и скорость передачи информации;
  • основные приёмы работы с графическими редакторами;
  • основные возможности текстового редактора MicrosoftWord(основные приёмы редактирования текста; основные приёмы форматирования текста; управление параметрами абзаца; представление информации в табличной форме; кадрирование; создание графических объектов с помощью встроенного графического редактора);
  • назначение табличного процессора, его команд и режимов;
  • объекты электронной таблицы и их характеристики;
  • типы данных электронной таблицы;
  • технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
  • понятие ссылки, относительной и абсолютной ссылки;
  • правила записи, использования и копирования формул и функций;
  • типы диаграмм в электронной таблице и их составные части;
  • технологию создания и редактирования диаграмм;
  • понятие базы данных и её основных элементов;
  • структуру интерфейса СУБД;
  • классификацию и назначение инструментов СУБД;
  • технологию создания и редактирования баз данных;
  • технологию поиска и замены данных, сортировки, фильтрации, введение вычисляемого поля;
  • назначение и технологию создания форы;
  • назначение отчёта и технологию его создания;
  • санитарно-технические требования и требования безопасности труда;
  • виды и причины отказов в работе устройств и программ, меры их предупреждения и устранения;
  • эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства глобальной сети Интернет;
  • основные способы создания web-страниц;
  • основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов HTML;
  • основные способы защиты информации в Интернете;
  • способы эффективной работы в команде;
  • перспективы развития средств компьютерной техники.

По окончании курса учащийся должен уметь:

  • работать с основными командами операционной системы MS-DOS;
  • работать с файлами и каталогами (поиск, просмотр, копирование, перемещение, удаление, создание, переименование в среде MS-DOS, The Norton Commander, Microsoft Windows);
  • работать с электронными таблицами Microsoft Excel (вводить в ячейку формулы, редактировать информацию в таблице, проводить простые вычисления, представлять информацию в виде диаграмм, выводить на печать созданные таблицы);
  • работать с базами данных (создание, редактирование, модификация баз данных, выполнение поиска, сортировки и индексации данных);
  • оформлять служебную документацию;
  • печатать десяти пальцевым методом;
  • посылать и принимать письма по электронной почте;
  • работать в локальных сетях;
  • выполнять поиск необходимой информации в Интернете;
  • выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и реализуя элементы, связи, функции;
  • создавать web-страницы, собирать и устанавливать web-сайт, выполнять меры по защите информации;
  • работать в одной команде на одним проектом, выполняя разные роли;
  • создавать и редактировать графические документы;
  • работать с текстом (редактировать и форматировать текст, маркировать и нумеровать списки, создавать и редактировать таблицы, оформлять документ, работать с кадрами, встраивать иллюстрации в документ). Практические занятия на компьютере составляют 70% от всех часов.

Используемые учебники:

  1. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Издательский Дом «ИНФА-М». 2005.
  2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство. Учебный курс. 2-е изд. – СПб.: Питер. 2007.
  3. Печников В.Н. Создание Web-сайтов и Web-страниц. М. Издательство Триумф, 2007.
  4. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев «Общая информатика», учебное пособие универсальный курс средней школы 5-9 класс. АСТ-пресс. М. 1998.
  5. Соломенчук В.Г., Соломенчук П.В. Железо ПК 2008.СПб. БХВ-Петербург, 2008.
  6. Тихонравов А.Н., Прокди А.К., Колосков П.В., Клеандрова И.А. и др. Microsoft Office 2007. Все программы пакета. СПб.: Наука и техника, 2008.

9 класс 68 часов (2 часа в неделю)

I. Технология (18 часов)

1.1       Общий технологический компонент (13 часов)

Техника безопасности в кабинете информатики и при работе с компьютером. Правила гигиены.
Техника и технологии в современном обществе, тенденции их развития. Преобразовательная деятельность человека. Технологическая культура, ее компоненты. Культура труда: организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, работа с информацией и технологической документацией, использование компьютерных программ общего назначения, средства и способы поиска новых технических и технологических решений; технологическая и трудовая дисциплина, этика и психология общения.
Современные энерго - и материалосберегающие, безотходные и другие перспективные технологии. Основы графического моделирования изделий, моделей и объектов проектной деятельности. Социальные и экологические последствия применения технологий. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности.
Потребности общества в товарах и услугах. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Маркировка и сертификация изделий, товаров и услуг. Защита прав потребителей. Предпринимательская деятельность. Реклама и реализация товаров и услуг. Выбор профессии. Формирование профессиональных планов. Пути получения профессионального образования. Профессиональная карьера. Трудоустройство.

1.2       Вычислительная техника и информационные технологии (5 часов)

Компьютерные программы, их назначение и типы. Использование информационных технологий в промышленности, науке, медицине, образовании, сельском хозяйстве и других сферах деятельности человека. Развитие информационных технологий. Новые информационные технологии.

II. Устройство и назначение персонального компьютера (14 часов)

Корпус, блок питания, охлаждение. Внутренние, внешние и периферийные устройства персонального компьютера. Сборка компьютерной системы. Себестоимость и цена изделий. Действие в нештатных ситуациях. Запуск компьютера.

III. Операционные системы семейства DOS. Оболочки DOS (36 часов)

Понятие об ОС. Общие сведения об ОС семейства DOS. Файловая система DOS. Командная строка. Команды DOS. Управление дисками, файлами, каталогами средствами командами DOS. Программы и команды DOS общего назначения.
Назначение оболочки ОС. Общая характеристика пакета NC. Основные операции NC. Верхнее меню. Управление выводом информации в панелях NC. Файлы пользователя в пакете NC.

10 класс 102 часа (3 часа в неделю)

IV. Операционная система WINDOWS XP (48 часов)

Рабочий стол, объекты и свойства. Элементы управления Рабочего стола.
Файловая структура: Виды структур данных. Каталоги диска и папки Windows. Имена папок и файлов. Особенности «корневой» папки. Поиск информации в Windows.
Окна Windows: Открытие окна папки. Структура окна папки. Оформление окна папки. Элементы управления, панели инструментов.
Основные операции с файлами и папками: Запуск приложений. Открытие и быстрый просмотр документа. Переключения между окнами. Перемещение, копирование и удаление объектов, групповые операции. Создание новых объектов.
Элементы управления Windows: Источники диалоговых окон. Элементы и панель управление диалоговых окон.
Устройства ввода и вывода информации: Скорость ввода информации в компьютер. Работа клавиатуры. Клавиши редактирования и регистровые. Подключение и настройка клавиатуры.
Порядок установки и настройки устройств: Подключение, устройство и настройка мыши. Графическое и цветовое разрешение экрана и их настройка. Настройка видео карты. Подключение периферийных устройств (принтера, сканера, модема).
Настройка Windows: Выбор фонового режима и узора Рабочего стола. Настройка: заставки экрана, звукового оформления, указателей мыши, Темы Рабочего стола, Панели задач, меню Документы в Главном меню, структуры Главного меню, Корзины.
Понятие шрифта, основные характеристики шрифта. Типы шрифтов. Просмотр шрифтов, установка и удаление шрифтов. Применение программы Таблица символов.
Стандартные программы Windows: Ввод, форматирование и редактирование текста. Редактор Блокнот. Сохранение данных на компьютере. Текстовый процессор WordPad. Геометрия печатной страницы. Выбор формата бумаги и размера полей. Оформление абзаца и заголовков. Форматирование текста. Печать текста. Сканеры, работа со сканером. Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint Сохранение рисунка. Работа с объектами. Внедрение и связывание объектов. Общие сведения о Калькуляторе, Режимы работы Калькулятора.
Мультимедийные возможности компьютера: Понятие мультимедиа. Программа Громкости, Звукозапись, Windows Media Player. Вставка мультимедийных объектов в документ.
Установка и запуск приложений: Основные понятия. Проёмы работы. Установка и удаление приложений Windows. Запуск установленных приложений. Установка приложений MS-DOS.
Служебные программы Windows: Состав и назначение служебных программ. Средства проверки дисков. Архивация данных. Порядок восстановления данных.

V. Microsoft Word (36 часов)

Окно Word 2007 и его элементы. Создание текстовых документов в Word 2007. Ввод и редактирование текста. Сохранение документа. Работа с несколькими документами.
Работа с текстом: выделение, копирование, перемещение, поиск и замена. Автоматическая проверка орфографии.
Оформление текста: параметры страницы, шрифт, абзацы, списки. Таблицы в текстовых документах. Рисунки, изображения и фигуры в текстовых документах. Рисование схем.
Стили. Создание оглавлений. Совместная работа над документом. Режим рецензирования. Закладки, сноски, гиперссылки, перекрёстные ссылки.
Математические формулы в документах. Колонтитулы. Шаблоны. Печать. Параметры работы Word 2007. Настройка параметров.

VI. Автоматизация работы в офисе (18 часов)

История создания документов. Функции документа и задачи делопроизводства. Делопроизводство и компьютерные технологии. Средства создания электронного документооборота. Понятие информационного потока, схема информационного потока в организации. Понятие о стандарте.
Бланк и его реквизиты. Обязательные реквизиты бланка и правила записи. Особенности бланков любого документа. Освоение технологии создания документов с помощью Мастера.
Автоматизация ввода информации в компьютер. Связь сканера с операционной системой. Сканирование документа. Автоматическое распознавание текстов. Порядок распознавания текстовых документов. Распознавание документов в программе Fine Reader.
Автоматический перевод документов. Средства автоматического перевода. Работа со словарями. Резервирование слов. Пополнение и настройка словарей. Сохранение переведённых документов.

11-й класс 102 часа (3 часа в неделю)

VII. Электронная почта. Интернет (24 часов)

Компьютерные сети. Локальные сети. Сетевой и пакетный протокол. Глобальные компьютерные сети. Интернет. Подключение к Интернет. Службы Интернет. Телеконференции. Word Wide Wed. Структура Web-публикаций. Поиск информации в Интернет. Создание почтового ящика. Просмотр информации в WWW. Сетевой этикет и сетевая безопасность.
Создание Web-сайта с помощью Microsoft FrontPage: создание макета Web-сайта, включение в Web-страницы текста, видео, формы, фреймы, счётчики. Проверка структуры сайта, просмотр результатов, выгрузка в Web.

VIII. Microsoft Excel (24 часов)

Электронные таблицы. Окно Excel 2007 и его элементы. Создание новых электронных таблиц в Excel 2007. Операции с ячейками в Excel 2007. Типы и форматы данных. Работа над ошибками. Листы таблицы. Вычисления в Excel 2007. Оформление таблиц в Excel. Изображения и рисунки, диаграммы и графики в Excel 2007. Условное форматирование. Примечания. Печать.

IX. Создание баз данных в Access (30 часа)

MS Access 2007 и основы работы в БД. Работа с таблицами. Создание новых БД. Редактирование существующих. Работа с данными в Access 2007. Формы. Работа с формами. Запросы на выборку. Создание отчётов.

X. Подготовка презентаций в MS PowerPoint 2007 (24 часа)

Работа с MS PowerPoint 2007: общие рекомендации, использование встроенных шаблонов. Создание презентации: выбор разметки слайдов, наполнение презентации материалом. Настройка презентации и добавление элементов анимации: оформление слайдов и отдельных элементов слайдов, настройка анимации, переход от слайда к слайду, настройка режима презентации. Показ/просмотр презентации.

Примерное календарно-тематическое планирование

9 класс

№ урока Содержание теоретической части программы Содержание практической части программы Задание на дом
I. Технология (18 часов)
1.1 Общий технологический компонент (13 часов)
1/1 Лекция: «Техника безопасности в кабинете информатики и при работе с компьютером»   Конспект
2/2 Лекция: «Правила гигиены» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода символов Конспект
3/3 Лекция: «Техника и технологии в современном общество, тенденции их развития» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода символов Конспект
4/4 Лекция: «Преобразовательная деятельность человека. Технологическая культура, её компоненты» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода символов Конспект
5/5 Лекция: «Культура труда: организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода символов Конспект
6/6 Лекция: «Культура труда: работа с информацией, технологической документацией, использование компьютерных программ общего назначения» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода символов Конспект
7/7 Лекция: «Культура труда: средства и способы поиска новых технических решений и компьютерных программ общего назначения, средства и способы поиска новых технических решений» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода слов Конспект
8/8 Лекция: «Культура труда: технологическая и трудовая дисциплина, этика и психология общения» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода слов Конспект
9/9 Урок-конференция: «Современные энерго- и материалосберегающие, безотходные и другие перспективные технологии» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода слов Конспект
10/10 Лекция: «Основы графического моделирования изделий, моделей и объектов проектной деятельности. Социальные и экологические последствия применения технологий. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности»   Конспект
11/11 Лекция: «Потребности общества в товарах и услугах. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Маркировка и сертификация изделий, товаров и услуг. Защита прав потребителей»   Конспект
12/12 Урок-беседа: «Предпринимательская деятельность. Реклама и реализация товаров и услуг. Выбор профессии. Формирование профессиональных планов»    
13/13 Урок-беседа: «Пути получения профессионального образования. Профессиональная карьера. Трудоустройство»    
1.2 Вычислительная техника и информационные технологии (5 часов)
14/14 Компьютерные программы, их назначение и типы. Тренажёр клавиатуры в режиме ввода фраз Конспект
15/15 Урок-конференция: «Использование информационных технологий: в промышленности, науке, медицине» Тренажёр клавиатуры в режиме ввода фраз Конспект
16/16 Урок-конференция: «Использование информационных технологий: в образовании, сельском хозяйстве и других сферах деятельности человека»   Конспект
17/17 Урок-конференция: «Развитие информационных технологий. Новые информационные технологии»   Конспект
18/18 Экзамен по предмету: «Технология»    
II. Устройство и назначение персонального компьютера (14 часов)
1,2/19,20 Лекция «Корпус, блок питания, охлаждение» Тренажёр клавиатуры в режиме Экзамен Стр.37-77
3/21 Лекция «Внутренние устройства ПК –процессор, системная плата» Изучение стенда: «Внутренние устройства компьютера» Стр.79-186
4,5/22,23 Лекция «Внутренние устройства ПК – оперативная память, винчестер, видеокарта и звуковая карта» Тренажёр клавиатуры в режиме Экзамен Стр.187-313
6/24 Лекция «Внешние устройства ПК –колонки, клавиатура, мышь, мониторы» Изучение стенда: «Внешние устройства компьютера» Конспект
7,8/25, 26 Лекция «Периферийные устройства ПК – принтер, сканер, модем» Тренажёр клавиатуры в режиме Экзамен Стр.329-418
9/27 Лекция «Сборка компьютерной системы» Сборка компьютерной системы на тренажёре Стр.419-462
10/28 Лекция: «Себестоимость и цена изделий»   Конспект
11/29 Лекция: «Действия в нештатных ситуациях. Запуск компьютера»   Конспект
12/30 Практическая работа №1 «Имитация и выход из внештатных ситуаций»    
13/31 Экзамен по теме: «Устройство и назначение персонального компьютера"    
14/32 Экзамен по теме: «Устройство и назначение персонального компьютера"    
III. Операционные системы семейства DOS. Оболочки DOS (36 часов)
1/33-2/34 Лекция: «Понятие об ОС. Общие сведения об ОС семейства DOS. Файловая система DOS. Командная строка. Команды DOS»   Стр. 112-131 (1)
3/35 Лекция: «Управление дисками средствами команд DOS»   Стр. 151-160 (1)
4/36-5/37 Практическая работа №2: «Управление дисками средствами команд DOS» Переход с диска на диск, установление метки диска, форматирование диска, копирование  
6/38 Лекция: «Управление файлами средствами команд DOS»   Стр. 132-140 (1)
7/39-8/40 Практическая работа №3: «Управление файлами средствами команд DOS» Создание текстового файла, копирование, удаление, переименование, просмотр  
9/41 10/42 Практическая работа №4: «Управление файлами средствами команд DOS» Печать файлов, слияние файлов  
11/43 Лекция: «Управление каталогами средствами команд DOS»   Стр. 141-148 (1)
12/44 13/45 Практическая работа №5: «Управление каталогами средствами команд DOS» Создание, копирование, переименование, просмотр, удаление каталогов  
14/46 Лекция: «Программы и команды DOS общесистемного назначения»   Стр. 161-166 (1)
15/47 16/48 Практическая работа №6: «Системная дата и время, вид приглашения DOS» Вывод информации о системной дате и времени, изменение вида приглашения DOS, версия DOS  
17/49 Лекция: «Назначение оболочки ОС. Общая характеристика пакета NC»   Стр. 168-177 (1)
18/50 19/51 Практическая работа №7: «Первоначальное знакомство с NC» Запуск и выход из программы, знакомство с панелями  
20/52 Лекция: «Основные операции NC»   Стр. 189-218 (1)
21/53 22/54 Практическая работа №8: «Работа с дисками» Смена диска, форматирование, копирование, изменение метки диска  
23/55 24/56 Практическая работа №9: «Работа с файлами» Создание, редактирование переименование, перемещение, просмотр, удаление  
25/57 26/58 Практическая работа №10: «Работа с файлами» Выбор группы файлов, поиск и изменение атрибутов файлов, расщепление и слияние файлов  
27/59 28/60 Практическая работа №11: «Работа с каталогами» Создание, переименование, перемещение, просмотр, удаление  
29/61 Лекция: «Верхнее меню. Управление выводом информации в панелях NC»   Конспект
30/62 31/63 Практическая работа №12: «Управление панелями NC» Содержание, управление, выбор панелей. Информационная панель  
32/64 33/65 Практическая работа №13: «Функциональные клавиши» Использование функциональных клавиш  
34/6636/68 Экзамен по предмету: «Операционная система MS DOS»    
10 класс 102 часа (3 часа в неделю)
IV. Операционная система Windows (48 часов)
1/1 Лекция: «Рабочий стол, объекты и свойства. Элементы управления Рабочего стола»   Стр.114-125 (4)
2/2 Практическая работа №1 Просмотр объектов и их свойств.  
3/3-4/4 Лекция: «Файловая структура: виды структур данных, каталоги, диски и папки Windows, имена папок, особенности «корневой» папки. Поиск информации в Windows»   Стр. 130-139 (4)
5/5 Практическая работа №2 Просмотр файловой структуры, поиск информации  
6/6 Лекция: «Окна Windows: открытие окна папки, структура, оформление, элементы управления, панели инструментов окна папки»   Стр. 144-157 (4)
7/7 Практическая работа №3 Оформление окна папки, настройка панели инструментов  
8/8 Лекция: «Основные операции с файлами и паками: запуск приложений, переключение между окнами, создание новых объектов»   Стр. 160-175 (4)
9/9-10/10 Практическая работа №4 Разные способы запуска приложений, переключение между открытыми окнами (клавиатура и мышь), создание папок и файлов  
11/11 Лекция: «Основные операции с файлами и паками: перемещение, копирование, удаление и групповые операции»   Стр.176-181 (4)
12/12 13/13 Практическая работа №5 Копирование, перемещение и удаление файлов разными способами. Групповые операции.  
14/14 Лекция: «Элементы управления Windows: источники и элементы управления диалоговых окон»   Стр. 185-197 (4)
15/15 Практическая работа №6 Открытие различных диалоговых окон и изучение их элементов управления  
16/16 Лекция: «Устройства ввода и вывода информации. Клавиатура. Подключение и настройка клавиатуры»   Стр. 202-217 (4)
17/17 Практическая работа №7 Изучение клавиатуры, подключение и настройка  
18/18 Лекция: «Порядок установки и настройки устройств. Подключение, устройство и настройка мыши»   Стр. 222-232 (4)
19/19 Практическая работа №8 Подключение и настройка мыши  
20/20 Лекция: «Выбор фонового режима, узора оформление Рабочего стола. Графическое и цветовое разрешение экрана и их настройка. Настройка видеокарты»    
21/21 Практическая работа №9 Настройка графического и цветового разрешение экрана, монитора и видеокарты, фонового режима  
22/22 Лекция: «Настройка: заставки экрана, звукового оформления, указателей мыши, Панели задач, меню документы в Главном меню, структуры Главного меню, Корзины»   Стр. 258-286 (4)
23/23 24/24 Практическая работа №10 Настройки заставка, звукового оформления, указателей мыши, Панели задач, Главного меню, Корзины  
25/25 Лекция: «Понятие и основные характеристика шрифта. Типы, просмотр, установка и удаление шрифтов»   Стр. 296-317 (4)
26/26 Практическая работа №11 Просмотр, установка и удаление шрифтов  
27/27 Лекция: «Ввод, форматирование и редактирование текста. Редактор Блокнот. Сохранение данных на компьютере»   Стр. 338-347 (4)
28/28 Практическая работа №12 Ввод и редактирование текста в Блокноте  
29/29 Лекция: «Текстовый процессор WordPad. Геометрия печатной страницы. Выбор формата бумаги и размера полей. Оформление абзаца и заголовков. Форматирование текста. Печать текста»   Стр. 350-372 (4)
30/30 31/31 Практическая работа №13 Набор текста, редактирование, форматирование и печать документа  
32/32 Лекция: «Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Сохранение рисунка. Изменение формата рисунка»   Стр. 376-393 (4)
33/33 34/34 Практическая работа №14 Изучение панели инструментов, создание рисунка, сохранение, изменение формата файла  
35/35 Лекция: «Работа с объектами. Внедрение и связывание объектов»   Стр. 394-399 (4)
36/36 Практическая работа №15 Внедрение и связывание объектов  
37/37 Лекция: «Общие сведения о Калькуляторе и его режимы работы».   Стр. 402-409 (4)
38/38 Практическая работа №16 Изучение Калькулятора и выполнение расчётов в разных режимах  
39/39 Лекция: «Установка и запуск приложений: основные понятия, приёмы работы, установка, удаление и запуск приложений Windows»   Стр. 438-449 (4)
40/40 Практическая работа №17 Установка и удаление приложений Windows  
41/41 Лекция: «Доступ к средствам MS-DOS в системе Windows. Установка приложений MS-DOS. Режим MS-DOS». Практическая работа № 18 Установка приложений MS DOS Стр. 452-473 (4)
42/42 Лекция: «Служебные программы Windows: состав, назначение, средства проверки дисков, архивация и порядок восстановление данных»   Стр. 478-497 (4)
43/43 44/44 Практическая работа №19 Запуск служебных программ Windows  
45/45 Лекция: «Мультимедийные возможности компьютера: Понятие, программы Громкость, Звукозапись, Windows Media Player. Вставка мультемидийных объектов в документ»   Стр. 114-433 (4)
46/46 Практическая работа №20    
47/47 48/48 Экзамен по предмету: «Windows»    
V. Microsoft Word 2007 (36 часов)
1/49 Лекция: «Окно Microsoft Word 2007»   Стр. 20-34 (6)
2/50 3/51 Практическая работа №21 Изучение окна и настройка окна  
4/52 Лекция: «Создание текстовых документов в Word 2007. Ввод и редактирование текста»   Стр. 35-49 (6)
5/53 Практическая работа №22 Создание, открытие, сохранение документа.  
6/54 Лекция: «Работа с текстом»   Стр.50-60 (6)
7/55 8/56 Практическая работа №23 Выделение, копирование и перемещение текста. Поиск и замена.  
9/57 Лекция: «Автоматическая проверка орфографии»   Стр. 61-65 (6)
10/58 Практическая работа №24 Автоматическая проверка орфографии  
11/59 12/60 Лекция: «Оформление текста»   Стр. 66-88 (6)
13/61 Практическая работа №25 Параметры страницы, шрифт, расположение текста на странице.  
14/62 Практическая работа №26 Абзацы, списки.  
15/63 Лекция: «Таблицы в текстовых документах»   Стр. 89-98 (6)
16/64 17/65 Практическая работа №27 Создание таблиц  
18/66 Лекция: «Рисунки. Изображения и фигуры в текстовых документах. Рисование схем»   Стр. 99-121 (6)
19/67 20/68 Практическая работа №28 Вставка рисунков, фигур, диаграмм, схемы, надписи и использование клипов.  
21/69 Лекция: «Стили. Создание оглавлений»   Стр.122-136 (6)
22/70 23/71 Практическая работа №29 Готовые стили, создание стилей, оглавления.  
24/72 Лекция: «Совместная работа над документом. Режим рецензирования»   Стр. 137-144 (6)
25/73 Практическая работа №30 Учёт исправлений, вставка и использование примечаний  
26/74 Лекция: «Закладки, сноски, гиперссылки, перекрёстные ссылки»   Стр. 145-152 (6)
27/75 Практическая работа №31 Закладки, сноски, гиперссылки  
28/76 Лекция: «Математические формулы в документах. Колонтитулы»   Стр. 153-160, 167-183 (6)
29/77 Практическая работа №32 Редактор формул. Колонтитулы.  
30/78 Лекция: «Шаблоны. Печать. Параметры работы Word 2007. Настройка параметров»   Стр. 184-190 (6)
31/79 32/80 Практическая работа №33 Шаблоны и колонтитулы  
33/81 – 36/84 Экзамен по MS Word    
VI. Автоматизация работы в офиссе (18 часов)
1/85 Лекция: «История создания документов. Функции документа и задачи делопроизводства. Делопроизводство и компьютерные технологии. Понятие о стандарте»   Стр. 23-35, 42-44 (2)
2/86 Лекция: «Средства создания электронного документа оборота. Понятие информационного потока, схема информационного потока организации»   Стр.105-109 (2)
3/87 Практическая работа №35 Установка формата и размеров полей  
4/88 Практическая работа №36    
5/89 6/90 Лекция: «Бланк и его реквизиты. Обязательные реквизиты и правила записи. Особенности бланка любого документа»   Стр. 56-63 (2)
7/91 8/92 Практическая работа №37 Создание различных бланков организации  
9/93 Лекция: «Трафаретные письма. Освоение технологии создание документов с помощью Мастера»   Стр. 50-54 (2)
10/94 11/95 Практическая работа №38 Создание трафаретных писем и создание документа при помощи Мастера  
12/96 Лекция: «Автоматизация ввода информации в компьютер. Связь сканера с операционной системой. Сканирование документа. Автоматическое распознавание текстов. Порядок распознавания текстовых документов. Распознавание документов в программе Fine Reader»   Конспект
13/97 Практическая работа №39 Сканирование графического объекта и текстового документа  
14/98 Практическая работа №40 Распознание текстового документа в программе Fine Reader  
15/99 Лекция: «Автоматический перевод документов. Средства автоматического перевода. Работа со словарями, резервирование слов. Пополнение и настройка словарей. Сохранение переведённых документов»   Конспект
16/100 Практическая работа №41 Перевод документов, добавление слов, сохранение документа  
17/101 18/102 Экзамен по предмету: «Автоматизация работы в офисе»    
11-й класс 102 часа (3 часа в неделю)
VII. Электронная почта. Интернет (24 часа)
1/1 Лекция: «Компьютерные сети. Локальные сети. Сетевой и пакетный протокол»   Стр. 516-521 (4)
2/2-3/3 Практическая работа №1 Настройка локальной сети, обмен данными между компьютерами по локальной сети  
4/4 Лекция: «Глобальные компьютерные сети. Интернет. Подключение к Интернет»   Стр. 522-527 (4)
5/5 Лекция: «Службы Интернет. Телеконференция. Word Wide Wed. Структура Web-публикаций»   Стр. 530-541 (4)
6/6 Практическая работа №2 Подключение к Интернет Посещение служб Интернет. Просмотр структуры Web-публикаций.  
7/7 Лекция: «Поиск информации в Интернет. Создание почтового ящика. Просмотр информации в WWW. Сетевой этикет и сетевая безопасность»   Стр. 542-549 (4)
8/8 Практическая работа №4 Поиск информации в Интернет  
9/9 Практическая работа №5 Создание почтового ящика и обмен электронными письмами  
10/10 11/11 Лекция: «Создание Web-сайта с помощью Microsoft FrontPage: создание макета Web-сайта, включение в Web-страницы текста, фото, таблицы, рисунка»   Стр. 252-319 (3)
12/12 Практическая работа №6 Знакомство с рабочими окнами программы  
13/13 14/14 Практическая работа №7 Создаём макет Web-сайта  
15/15 Практическая работа №8 Создание текста и списков  
16/16 Практическая работа №9 Добавление страницы в макет сайта  
17/17 Практическая работа №10 Создание таблиц  
18/18 Практическая работа №11 Вставка ссылок, фото и рисунка  
19/19 Лекция: «Проверка структуры сайта, просмотр результатов, выгрузка в Web»   Стр. 320-380 (3)
20/20 Практическая работа №12 Проверка ссылок, просмотр Web-сайта в браузере  
21/21 Практическая работа №13 Закачка Web-сайта на Web-сервер  
22/22 Практическая работа №14 Раскрутка Web-сайта, регистрация в поисковых системах  
23/23 24/24 Экзамен по предмету: «Электронная почта. Интернет»    
VIII. Microsoft Excel 2007 (24 часа)
1/25 Лекция: «Электронные таблицы. Окно Excel 2007 и его элементы»   Стр. 193-204 (6)
2/26 Практическая работа №15 Изучение окна, выбор ячеек  
3/27 Лекция: «Создание новых электронных таблиц в Excel 2007»   Стр. 206-225 (6)
4/28 5/29 Практическая работа №16 Ввод и редактирование данных, одновременная работа с несколькими таблицами, сохранение и открытие  
6/30 Лекция: «Операции с ячейками в Excel 2007»   Стр. 226-244 (6)
7/31 8/32 Практическая работа №17 Выделение, удаление, копирование и перемещение, очистка, добавление новых ячеек. Абсолютные и относительные адреса ячеек  
9/33 Лекция: «Типы и форматы данных»   Стр.245-254(6)
10/34 Практическая работа №18 Типы и форматы данных  
11/35 Лекция: «Работа над ошибками» Типы ошибок Стр.255-265(6)
12/36 Лекция: «Листы таблицы Операции над листами Стр.266-272(6)
13/37 Лекция: «Вычисления в Excel 2007» Вычисления в Excel Стр.273-290(6)
14/38 15/39 Практическая работа №19 Ввод и использование формул и функций  
16/40 17/41 Практическая работа №20 Реклама турфирмы, работа на отдельных листах  
18/42 Лекция: «Оформление таблиц в Excel»   Стр.291-304(6)
19/43 Практическая работа №21 Размеры ячеек, шрифты, границы ячеек  
20/44 Лекция: «Изображения и рисунки, диаграммы и графики в Excel 2007. Условное форматирование. Примечания. Печать»   Стр. 305-346 (6)
21/45 Практическая работа №22 Рисунки, фигуры и другие объекты  
22/46 Практическая работа №23 Всплывающие подсказки. Печать готового документа  
23/47 24/48 Экзамен по предмету: «Microsoft Excel»    
IX. Создание баз данных в Access (30 часов)
1/49 Лекция: «MS Access 2007 и основы работы в БД»   Стр. 368-390 (6)
2/50 Практическая работа №24 Знакомство с MS Access  
3/51 Лекция: «Работа с таблицами. Создание новых БД. Редактирование существующих»   Стр. 391-431 (6)
4/52 5/53 Практическая работа №25 Создание таблиц, используя шаблон и Конструктор. Изменение БД «Видеотека»  
6/54 Лекция: «Работа с данными в Access 2007»   Стр. 432-445 (6)
7/55 Практическая работа №26 Ввод данных навигация по таблице, поиск и замена данных  
8/56 Практическая работа №27 Сортировка и фильтрация данных. Печать таблицы  
9/57 10/58 Лекция: «формы. Работа с формами»   Стр.446-496(6)
11/59 Лекция: «запросы на выборку. Создание отчётов»   Стр. 497-526 (6)
12/60 13/61 Практическая работа №28 Создание формы. Изменение существующей формы  
14/62 Практическая работа №29 Печать и использование формы  
15/63 16/64 Практическая работа №30 Создание запросов с помощью Мастера и Конструктора  
17/65 18/66 Практическая работа №31 Реализация сложных запросов  
19/67 20/68 Практическая работа №32 Творческое задание на реализацию сложных запросов  
21/69 22/70 Практическая работа №33 Формирование отчётов с помощью Мастера и Конструктора  
23/71 24/72 Практическая работа №24 Поиск информации, сортировка, фильтрация в БД  
25/73 26/74 Практическая работа №25 Просмотр и печать отчёта  
27/75 30/78 Экзамен по предмету: «Access»    
X. Подготовка презентаций (24 часа)
1/79 2/80 Лекция: «Работа с MS PowerPoint 2007: общие рекомендации, использование встроенных шаблонов»   Стр. 541-548 (6)
3/81 Практическая работа №26 Изучение окна и панели инструментов PowerPoint  
4/82 5/83 Лекция: «Создание презентации: выбор разметки слайдов, наполнение презентации материалом»   Стр. 549-552 (6)
6/84 Практическая работа №27 Создание слайда, выбор фона, скрытие и удаление слайдов, изменение порядка слайдов  
  Лекция: «Настройка презентации и добавление элементов анимации: оформление слайдов и отдельных элементов слайдов, настройка анимации, переход от слайда к слайду, настройка режима презентации»   Стр. 553-560 (6)
7/85 Практическая работа №28 Работа с текстом  
8/86 Практическая работа №29 Добавление в презентацию цветов и графики  
9/87 Практическая работа №30 Вставка в слайд клипа, звука, объекта WordArt  
10/88 Практическая работа №31 Показ презентации, добавление переходов  
11/89 Практическая работа №32 Разработка собственной презентации (выбор темы)  
12/90 Практическая работа №33 Подготовка материала для презентации  
  Лекция: «Показ/просмотр презентации»   Стр. 560
13/91 18/96 Практическая работа №34 Творческая работа по созданию своей презентации  
19/97 20/98 Практическая работа №35 Показ презентации для класса  
21/99 24/102 Экзамен по предмету: «PowerPoint»    

Распределение часов по классам и предметам, теории и практики

№ п/п Наименование предмета 9 класс 10 класс 11 класс
Теории Практика Теория Практика Теория Практика
1 Технология 13 5        
2 Устройство и назначение персонального компьютера 9 5        
3 Операционные системы семейства DOS. Оболочки DOS 12 24        
4 Операционная система Windows     23 25    
5 Microsoft Word     14 22    
6 Автоматизация работы в офисе     9 9    
7 Электронная почта. Интернет         9 15
8 Microsoft Excel         9 15
9 Создание баз данных в Access         10 20
10 Подготовка презентаций         5 19
ИТОГО 34 34 46 56 33 69
ТЕОРИЯ 113
ПРАКТИКА 159