Цели урока:
Обучающие:
- раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомить с цирковыми персонажами, назначением реквизитов;
- укреплять межпредметные связи.
Развивающие:
- развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;
- совершенствовать практические умения и навыки работы восковыми мелками;
Воспитательные:
- привлечение детей к цирковому искусству как искусству перевоплощения, лицедейству;
- воспитывать уважение к труду цирковых артистов;
Оборудование урока:
- Зрительный ряд: репродукция картины художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре»; работы учителя, цирковые афиши, мультимедиа установка, компьютер, презентация «Художник в цирке».
- Литературный ряд: стихи В. Приходько о цирке.
- Музыкальный ряд: весёлый марш.
Материалы: альбомные листы, восковые мелки, пастель, ножницы.
Задание: выполнить восковыми мелками рисунок фигурки артиста цирка, вырезать, прикрепить магнитиком на плоскость коллективного панно «Парад Алле».
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя детей на тему урока. (Звучит музыка.)
II. Актуализация знаний.
– На прошлых уроках мы познакомились с работой художника в театре. Чем занимается художник в театре кукол? (Оформляет сцену, готовит декорации, рисует занавес, афиши, эскиз кукол, одевает их.)
III. Постановка темы и цели урока.
(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке» (К презентации прилагается видео – мультфильмы (Приложение 1)).)
– Есть ещё одно зрелище, которое дети любят больше всего – это цирк. (Слайд 1)
– Цель нашего урока раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомиться с цирковыми персонажами, назначением реквизитов. (Слайд 2)
– Как вы думаете, найдётся ли работа для художника в цирке? (Слайд 3)
1) Рассказ о роли художника в цирке.
Знакомство со словом «Реквизит» – совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для цирковой или театральной постановки (театр.). (Слайд 4)
2) Рассказ из истории цирка.
Цирк – в переводе с латинского означает «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появи– лось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде.
Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища. (Слайд 5) Когда цирк прибывал в город, он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. На народных русских гуляньях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов-силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников.
Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие родословную из крепостных. Когда-то они ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по дворам. (Слайды 6, 7) В 1873 году братья купили собственный, как тогда говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в России.
3) Чтение стихов В. Приходько подготовленными учениками.
Спешит друзьям на смену
Мартышка на арену,
Велит коню: «Поехали!»
Жонглирует орехами. (Слайд 8)
Очень вежливо и ловко
Всем поклон отвесил слон.
Просто чудо дрессировки, (Слайд 9)
Что такой способный он.
До чего смешные шутки!
Кот – клоун, и атлет. (Слайд 10)
Только скуке, только скуке
На арене места нет!
– Какие цирковые персонажи встретились вам в рассказе и стихотворении? (Слайд 11)
– Эквилибристика – упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате и т. п. (Слайд 12)
4) Знакомство с французским живописцем и его картиной «Девочка на шаре» (Слайды 13, 14)
Физкультминутка.
IV. Задачи урока
– На этом месте через несколько минут должна засиять огнями, всеми красками циркового представления арена. (На доске вывешено изображение арены.)
– Начнётся представление с необычного парада, его называют «Парад Алле». (Слайд 15) К нему нужно серьёзно подготовиться не только артисту, но и художнику, т.к. от него зависит красочность начала представления. Что для этого нужно сделать?
V. Творческая работа.
1) Составление плана работы: (Слайд 16)
а) Выбрать артиста определённого жанра.
б) Изобразить фигуру артиста в движении.
в) Одеть фигуру в яркий костюм.
г) Прикрепить к доске «освободив её от плена белого листа».
2) Повторение правил работы с ножницами.
3) Выполнение учебной задачи. (Звучит музыка.)
За 2-3 минуты до окончания самостоятельной работы организовать панно, разместить работы.
VI. Итог урока.
Рефлексия. (Слайд 17)
– Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».
Анализ работ:
– Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием, хорошее представление подготовили артисты цирка для детей.
– Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. Молодцы! Всем спасибо!
VII. Домашнее задание.
Вспомнить все практические задания, которые выполнялись в этой четверти, еще раз подумать о деятельности художника, участвующего в создании спектакля, зрелища.
Список используемой литературы:
- Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 1991.
- Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Толковый словарь русского языка Ушакова