Что может быть милей родного края!
Языков Н.М.
Краеведение – эта тема не раз звучала, и о ней писалось на страницах журналов. Но сколько бы её не изучали, всё равно найдётся та изюминка, которая освежит эту работу и сделает её привлекательной, заинтересует ребят и их родителей. Каждый к этой работе подходит по-разному, но в ней остаётся ещё много неизведанного и любопытного.
С первых дней жизни мы часто слышим слова: «Оглянись и посмотри вокруг! Какая красота!»
С чего же нужно начинать познавать свою Родину, свой край? Прежде всего, с самого малого клочка земли, где ты родился и вырос, где всё для тебя родное: и дом, в котором ты живёшь, и речка, и поле.
Да, ребёнок, рассматривая окружающий мир, влюбляется в первый цветок, в поющую птичку. Но чтобы это мгновение не застыло, надо в ребёнке развивать чувство любви к родной природе, к своему любимому краю. Надо постараться сделать так, чтобы ребёнок рос не разрушителем, а созидателем.
Если научить любить ребёнка то, что он видит рядом с собою, вокруг себя, то и мир станет интересней. И тогда огромный мир с его красотою, прелестью, очаровательностью, выразительностью станет ему доступен. И дети, уже не задумываясь, будут вкладывать в него свою душу и превращать его в райский уголок.
Рядом с учащимися в этом значащем процессе должны быть, участвовать и идти рука об руку учителя и родители.
Легко сказать, но порою трудно сделать. Поэтому мы начали свою кропотливую, скрупулёзную, ёмкую работу с планирования.
Темы, над которыми мы работали:
2 класс – Моя семья.
3 класс – Моё село – село родное.
4 класс – Приусадебный участок.
2008 год был объявлен Годом семьи. Ведь семья является началом всех начал. Без неё невозможен воспитательный процесс, такой актуальный, многозначительный, первостепенный, разносторонний, как воспитание любви к родному краю.
Во втором классе шаг за шагом, день за днём велась эта работа. Учащиеся составляли генеалогическое древо своей семьи. Рисовали рисунки «Моя семья – моя радость», писали сочинения «Семейная реликвия», «Моя семья», оформили выставку «Семейный отдых». Собирали пословицы, поговорки, стихи и песни о семье. В классе был оформлен стенд « 2008 год – Год семьи» совместно с людьми, участвующими в воспитательном процессе: родителями, бабушками, дедушками. Вместе с учителем и родителями ученики сделали презентацию «Моя семья».
В третьем классе работали над темой «Моё село – село родное».
В моём селе и снег пушистей,
И небо синее, синей,
Его нельзя любить сильнее,
Но я люблю ещё сильней.
Ефремов Ю.К.
Изучение своего села начали с исторической справки: откуда пошло название села, первые упоминания о поселении и народе. Учащиеся брали интервью у старожил, почему так названа улица, на которой они живут. Писали сочинения «Родная сторона», «Моя улица». Далее ребята знакомились с достопримечательностями родного села и его окрестностями, с рекой.
Изучение своего села приобщает детей к творчеству, которое проявилось в конкурсе рисунков «Моё село – село родное», «Село в разное время года». По итогам исследований ребята писали сочинение «Деревенька моя».
К составлению Красной книги и изучению лекарственных растений своего села были привлечены родители. По итогам работы была составлена презентация «Моё село – село родное».
В четвёртом классе учащиеся активно занимались озеленением и облагораживанием приусадебного участка. Он был оформлен в виде околицы. Участок был обустроен веткой с гнездом аиста; забором, украшенным цветами из проволоки; пеньками с цветами; были сложены поленницы из дров, внутри которых росли цветы; стульчики из пеньков.
Вкладывая душу и фантазируя, ребята творчески, с интересом, с увлечением подходили к дизайну своего участка. Всё это способствовало воспитанию любви, уважения, бережливости, единодушия, наблюдательности, взаимопонимания, взаимопомощи, сотрудничества. Дети стали единомышленниками.
В заключение хотелось бы привести слова Ефремова Ю.К. «… И с гордостью скажу родному краю: «Люблю и знаю, знаю и люблю и тем полней люблю, чем глубже знаю!»