Методическая работа по формированию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряжённость и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребёнок создаёт массу проблем не только окружающим, но и себе.

Для того чтобы, способствовать  формированию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников, мы знакомили детей с истоками русской народной культуры, стараясь выяснить воспитательное воздействие этой деятельности. Всем коллективом обустроили «Русскую избу» в МДОУ №16 «Берёзка». Прялка, ухват, чугунок, заслонка, половик, русская печка, поленья дров – для наших детей – это не пустые слова, а названия предметов, которые можно рассмотреть, пощупать… В уютной «Русской избе» дети слушали любимую сказку, рассказ воспитателя о жизни и быте русского народа. Угощали детей чаем из старинного самовара. Рассказывали сказки, которые передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, произведения устного народного творчества. Ведь книга, художественный рассказ, сказка и т.д., дают детям старшего дошкольного возраста неоценимый художественный материал, поднимающий на более высокий уровень их нравственные чувства и представления, помогают осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей. Воспитатель произносила детям хорошие, добрые, ласковые слова: матушка, батюшка, ребятушки, головушка, берёзонька и т.д. Речь воспитателя звучала напевно, выразительно, дети прислушивались, начинали подражать. Старшие дошкольники легко усваивали материал, с удовольствием занимались и с музыкальными инструментами: ложками, трещотками, бубнами, коробочками. Проводили фольклорные праздники. «Люблю берёзку русскую», «Завалинка», «Играй гармонь».

Эти праздники дети ждали с нетерпением, сообща готовились к ним: изготавливали декорации, мастерили атрибуты, оформляли в русском стиле музыкальный зал, помогали друг другу, если у кого-то что-то не получалось и дело спорилось. Каждый ребёнок трудился с желанием, видел свои результаты и результаты своих сверстников, такое начало положительно влияет на взаимоотношения детей в труде. Был понятен мотив труда – подготовка к празднику, к желаемому событию. Даже Алёша Ф., который не очень любит трудиться, охотно взялся за работу.

Положительные эмоции, желание действовать сообща способствовали объединению детей в группе, сплочению коллектива. Рассказывали о жизни наших предков, о традиционном убранстве «русской избы», знакомили с русской народной одеждой (рубашка, сарафан, лента, лапти). Когда дети увидели веретено, им было интересно, как этим пользоваться. Показывали детям и рассказывали «Как получается нить» или «Золотое веретено». Рассказывали детям, как в старину почитали своих родителей, называли их на «Вы» и не смели ослушаться, и в семье был лад и порядок, о приметах, пели русские народные песенки «Солнышко-колоколнышко», учили заклички, лепили из солёного теста подарки для малышей, ребята переживали за то, как воспримут их подарки малыши, а малыши испытывали чувство благодарности и уважения к старшим, таким образом, формировался опыт ответственного общения с младшими детьми. Водили хороводы «Гори – гори ясно», «Золотые ворота», играли в народные игры, где старались выполнить «правила дружбы», понимая, что без этого не сложится интересная игра, недоразумения и споры будут её разрушать. С детьми старшей группы по соглашению с родителями посещали церковь в селе Горки, Коломенского района, Московской области. Отец Валерий проводил беседу с детьми о дружбе, взаимопомощи, о сострадании, о том, что нужно говорить друг другу хорошие вежливые слова, приходить на помощь в нужную минуту. Рассказывал об истории возникновения храма божьего в селе Горки, орошал детей святой водой.

Детям было очень интересно и поучительно, в их глазах батюшка являлся авторитетом, они смотрели и слушали, не шелохнувшись. Потом ещё долго вспоминали об этой встрече, просили пригласить батюшку к нам в детский сад. Отец Валерий откликнулся на приглашение, посещал наше учреждение, освещал всё здание и «русскую избу», присутствовал на фольклорном празднике «Люблю берёзку русскую». Продолжая работу по формированию дружеских взаимоотношений, рассказывали детям, что наши предки жили среди природы. Она кормила, давала тепло, одевала, лечила. О том, что люди в старину считали природу живой – сочиняли сказки, в которых все персонажи (волк, река, яблонька) разговаривали на человеческом языке и помогали людям. Рассказывали  о преданьях, что с особой любовью наши предки относились к берёзе, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и добро, любовь к этому дереву отражали в народных песнях, поговорках. Напоминали детям, что наш детский сад тоже называется «Берёзка». На территории посажено много берёзок, говорили дошколятам, вот подойдите и обхватите ствол, станете намного добрее и мудрее. Дети с удовольствием обнимали берёзки. Мы старались пополнить нашу «русскую избу» разными старинными вещицами. Проводили работу с родителями в этом направлении. Старинные шкатулки, часики, статуэтки и т.д. С новыми экспонатами знакомили детей. Наши воспитанники прикасались к предметам старины осторожно и трепетно, ведь, со слов воспитателя, у каждого этого экспоната есть своя история. Старались привить детям гуманные чувства. Ребята делились небольшими группами и подолгу рассматривали понравившийся предмет, обсуждали о его назначении, внешнем виде, таким образом, продолжалось сплочение коллектива. Важно отметить, что участвовали и дети с конфликтными отношениями со сверстниками, они испытывали  интерес, желание быть среди друзей. Так постепенно начинали меняться отношения ребёнка со сверстниками. Воспитывали у детей интерес и любовь к родному краю, знакомили со своей деревней. Рассказывали детям, что мы живём на селе. Здесь родились или переехали вместе с родителями. Место, где человек родился, называется родным. Говорили дошкольникам, что все мы любим родную Зарудню, тоскуем по ней, когда уезжаем. Выражали надежду, что когда дети вырастут, станут взрослыми, многое сделают для того, чтобы наша Зарудня была лучше всех. Может быть, будут строить новые дома, сажать цветы, деревья, поддерживать чистоту и порядок. Дети, продолжая эту беседу, называли ещё много добрых дел, которые бы им хотелось совершить на благо деревни. Илья П., сказал, что все дорожки покроет асфальтом, чтобы было удобно ходить.

В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Рассказывали детям о жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигах). Прививали такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Подводили ребёнка  к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Посещали с детьми мемориальный парк в Коломне, возложили цветы к вечному огню и другие достопримечательности города. Совершили экскурсию в музей «Боевой славы» в Маливской средней школе, где собран уникальный материал о подвигах русского народа в Великой Отечественной войне, о жизни и быте селян.  В этом музее представлена подушечка с орденами и медалями прадеда нашего воспитанника Ушакова Алёши, который прошёл всю войну, выжил, победил, представлены фотографии военных лет его прадеда. Правнук смотрел на фото своего дедушки с гордостью и уважением, и эта атмосфера передавалась всем детям. После совершённой экскурсии дети играли на прогулке  в сюжетно-ролевую игру о войне, не было споров и ссор среди сверстников, кому какую выбрать роль, договорились между собой о выборе игрушек и атрибутов. Приятно было наблюдать, что эта игра отражала гуманную направленность. Дети не дрались (понарошку), они были разведчиками. Педагог поддерживала игру детей, сказав: «Как хорошо, что вы договорились, чтобы Серёжа С. был разведчиком. Он смелый, честный, справедливый, думаю, что никогда не предаст своих товарищей».

Каждая беседа, рассказ, игра, экскурсии, совместная деятельность детей, организованная воспитателем с целью выявления особенностей взаимоотношений детей, заканчивалась обсуждением. Тем самым усиливалось воспитательное воздействие применённых средств. Сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нём  педагогическую работу по формированию дружеских взаимоотношений. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребёнка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нём дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

Результатом проделанной работы в группе стали составленные вместе с детьми правила группы, которые обязательны для всех  участников образовательного процесса: сотрудников ДОУ, детей и родителей,   чьи фотографии вывешены на видном месте в раздевалке. Для оценки поведения детей в группе функционирует домик, из окон которого видны фото наших воспитанников. Если дети совершают плохие поступки, к ним заглядывает в окно тучка, если хорошие – солнышко. В конце недели подводим итоги, поощряем тех детей, у кого солнышек больше.

Воспитание дружеских взаимоотношений в детском саду не заканчивается, оно подкрепляется в семье, а затем продолжается в школе.