Цели:
- знакомить с новым видом вырезывания из бумаги – вытынанкой;
- расширять запас знаний учащихся через знакомство с традиционными народными промыслами, с историческими фактами возникновения различных материалов и инструментов, знакомить с их свойствами, выразительными возможностями бумаги;
- приобретать навыки работы с бумагой, опыт работы с ножницами;
- формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
- уделить внимание повышению мотивации учащихся;
- помочь учащимся ощутить себя продолжателями древних традиций;
- развивать волевые качества личности учащихся (внимание, упорство, выдержка);
- развивать любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление;
- формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;
- воспитывать любовь к природе, развивать стремление охранять её.
Оборудование: альбомные листы (А-4), заготовки вытынанок, простые карандаши, клей, ножницы, магнитофон, презентация к уроку, записи фрагментов музыкальных произведений П. И. Чайковского и др. композиторов, мультимедиапроектор, ноутбук.
Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.
Ход урока
I. Вступление
(На экране слайд 1. Тема урока)
Сообщение темы и целей урока
(Слайд 2. Цели урока)
– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха…Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце. Что удалось услышать? (Ответы детей)
– А сейчас вы узнаете, почему прислушивались именно к вашим горячим сердечкам. (Чтение учителем на фоне музыки).
Притча “КРАСОТА”
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной
стороны плескалось синее море, с другой – стояли
горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них
был человек с горячим сердцем, другой – человек с
холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и
глаза его стали изумленными и ласковыми. Он
сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с
горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и
есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился
человек с холодным сердцем. – Это же серый
камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт
он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –
возразил человек с горячим сердцем. – Надо
добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и
резал камень. А человек с холодным сердцем сидел
на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок
изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг
притаился, всматриваясь в красоту, которую
освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские
затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не
увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному
изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…
(В.А. Сухомлинский)
– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?
(Ответы детей.)
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
(Ответы детей.)
– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
(Ответы детей.)
– А что ему помогло?
– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам
понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся
разглядеть красоту зимнего дня или ночи, красоту
живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в
свою работу душу и сердце, то она получиться
прекрасной.
II. Основная часть.
(Слайд 3.)
Правила работы с ножницами:
- Не бери ножницы без разрешения учителя.
- Работая ножницами, следи за пальцами левой руки.
- Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
- Не держи ножницы острыми концами вверх.
- Не оставляй их в раскрытом виде.
- Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.
- При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.
- Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.
- Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.
Это интересно…
(Слайд 4. Из истории ножниц)
(Читает учитель)
Из истории ножниц
Первые ножницы появились около трёх с половиной тысяч лет назад и предназначались для стрижки овец. Их лезвия не поворачивались вокруг центра, а соединялись пружинящей пластиной и просто сжимались рукой.
Около 1000 лет назад ремесленники догадались соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть в виде колец. Получились ножницы. Делали их из железа, стали, серебра, богато украшали, а то и покрывали золотом.
Иногда украшений было так много, что они мешали пользоваться этим инструментом. В России ножницы изготавливали в тех же губерниях, где делали ножи, в Нижегородской и Владимирской. Появились и специальные ножницы для парикмахеров, лекарей. Были даже особые ножницы для отрезания от металлического стержня заготовок монет.
Найди на рисунке старинные ножницы, ножницы для стрижки овец и для работы в саду. Какие отличия ты заметил? (Ответы детей.)
Знакомство с техникой “Вытынанка”
(Слайд 5. Что такое аппликация.)
– Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Зародился он ещё в древности. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.
(Слайд 5 – сведения об использовании аппликации в древности разными народами)
– Затем в Китае, когда изобрели бумагу (примерно в 4–5 веках), стали украшать жилища миниатюрными бабочками и стрекозами. (Слайд 6 – бабочки и стрекозы) Эта культура называлась “чуань-хау”. Затем искусство вырезания из бумаги распространилось по всей Европе (X IV–XVвв.) и к XIXв. в России.
Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды – на Рождество и Пасху. Принято было вырезать рушники и украшать ими комнату или окна дома. На Рождество или Пасху вырезали ангелочков (Слайд 7 – Ангелочки) и клеили их на окна или домашний иконостас. По вытынанкам можно было определять, кто женится, а у кого родился ребёнок – всё отражалось в праздничных украшениях на окнах.
А хорошо знакомая нам снежинка! У каждого из нас слово “снежинка” ассоциируется с наступлением холодов и, конечно же, Новым годом. Мы вырезаем снежинки и украшаем ими ёлку, окна, стены комнаты. Пока бумага сложена, трудно представить, что будет в результате. Поэтому, каждый раз, когда снежинка разворачивается, получается маленькое открытие. (Слайд 8 – снежинки)
Беседа о красоте зимней
природы
(Слайд 9 – картины природы)
– Красота зимней природы воспевается поэтами, композиторами, художниками. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков (Пушкина, Некрасова, Никитина) о природе в разное время года. Композиторы музыкой стремились передать звуки зимы. Мы знакомы с музыкой П. И. Чайковского “Времена года” (Слайд 10 – портрет композитора), она и сейчас звучит фоном нашей беседы. Красота зимней природы не оставила равнодушными и художников. (Слайд 11 – картины Юона, Грабаря…) Сколько прекрасных картин создано ими!
– Сегодня мы с вами будем создавать красоту зимней природы своими руками. Мы будем делать коллективную работу – панно “Зимняя сказка”. (Слайд 12 – пустой синий лист)
– Ой, почему-то лист пустой. Я могла бы его заполнить картинками, показать, каким он станет, но я пока не знаю. Ведь вы сейчас своими руками будете создавать красоту, и какой получится наша коллективная картина, будет зависеть только от вас. Но я знаю точно, что если работать творчески, сердцем и с душой, то картина принесёт радость и нам самим, и тем, кто её увидит.
Дети приступают к работе. Каждый вырезает свою вытынанку (домик, забор, снеговика, горку снежную, сугроб, церквушку, месяц в небе, снеговика, зверюшек, детей на санках или коньках и т. д.)
III. Заключение
Составление коллективной композиции “Зимняя сказка” на общем панно (аппликация на синем фоне). Итоги урока.
– Вот и закончился наш урок творчества.
Получилась замечательная картина, которая будет
дарить радость всем, кто её увидит и чью комнату
она украсит.
А теперь пожелание всем вам и гостям.
(Учитель читает стихи М. Пляцковского “Зимняя сказка”)
Пусть так же чудесно и мило
Восторженно, живо, красиво
В судьбе появляются радости,
Внося в вашу жизнь привкус сладости!