Использование элементов психогимнастики на занятиях физкультуры с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из ведущих задач по физическому воспитанию является укрепление физического, психического здоровья детей. Обеспечение тесной связи физического, психического и умственного развития.

С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно определить более конкретно, как совершенствование деятельности центральной нервной системы. Создание условий для совершенствования психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Использование приобретенных знаний и навыков в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность. И здесь немаловажно с каким настроением ребенок приходит на занятия физкультуры, есть ли у него желание заниматься.

Я считаю, что создать у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов можно при использовании тематических физкультурных занятий с элементами психогимнастики.

Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики ребенка.

В ходе овладения физическими упражнениями дошкольники постепенно приобретают способность управлять работой своих мышц:

  • выполнять движения в заданной амплитуде, в нужном направлении, с необходимыми усилиями, в определенной последовательности;
  • учатся напрягать одни группы мышц и расслаблять другие;
  • действовать в указанном темпе, используя определенное пространство.

Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психических заноз”. При произвольном воспроизведении эмоций могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей.

Включение в физкультурные занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей развиваются более быстро навыки концентрации, пластики, координации движений.

Упражнения сопровождаются опорными сигналами (зрительными ориентирами), показом упражнений и имитацией.

Путем имитаций дети самостоятельно воспроизводят виденное в окружающей обстановке, при этом ребенок приобретает известное умение распоряжаться своими силами. Показ и имитация оказывают различное воздействие на приобретение навыка. Подражая явлениям и объектам окружающей действительности, ребенок способен определить какая часть тела может наиболее точно передать наблюдаемое движение, в каком направлении должно быть произведено действие, с какой амплитудой следует его выполнять. Цель моей работы - улучшить качество выполнения движений, научить выделять характерные позы и движения различных животных, растений, наблюдаемых в жизненных ситуациях, на картинках, в рассказах.

На утренней гимнастики, на занятиях физкультуры и в подвижных играх на дифференцировку амплитуды и темпа движений, удавалось добиться хорошего качества выполнения движения. По представлению, подражая знакомым образам, по напоминанию без показа - увеличивалась амплитуда движений. Введение приема имитации помогаем добиться точного и правильного осуществления двигательного действия, выразительного эмоционального движения.

Психогимнастика немаловажное значение имеет и для создания облика человека, то есть его осанки и позы. Все отрицательные эмоции “съеживают” фигуру человека, в данном случае ребенка, и никакие специальные занятия корригирующей направленности не смогут исправить осанку. Только положительные чувства ее развертывают. Положительные чувства ребенок получает прежде всего в игре, по этому я использую разнообразные игры для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки: “Встань прямо”, “Держи голову прямо”, “Хорошая и плохая осанка” и другие.

После того, как дети научились отличать правильную позу от неправильной, провожу игры на усвоение правильного положения тела, на развитие мышц живота, спины, ног, на принятие исходного положения с предметами и без них. В освоении основных движений детям помогает использование имитации в творческих играх - подражания разным животным: игра “В лесу”, “Зоопарк”. В процессе выполнения физических упражнений, проведении игр можно своевременно выявить и провести коррекцию нарушений выразительной моторики. Иначе неумение правильно выполнять упражнение, простое движение, выразить свои чувства, скованность приводят к различным формам патологии, закомплексованности и отказу детей от занятий физкультурой.

Именно с использования творческих игр начинаю работу в средней группе. Так как прежде чем вводить в занятия медитацию, релаксацию необходимо научить ребенка чувствовать свое тело, свои эмоции, давать элементарный самоанализ выполненного движения, передавать простой образ в пластике.

Этому помогает использование музыки во всех частях занятия.

Музыка занимает центральное место, в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Специально подобранная она позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению заболеваемости. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма - такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

Психологический фактор музыки способен менять психическое состояние ребенка. С помощью специально организованной произвольной деятельности, через психоэмоциональный и двигательный компонент, можно сформировать определенную потребность в движениях, которая закрепляет формирование общей мотивацией здоровья. Музыка позволяет эмоционально “переживать” движение, т.к. движения не отделялись от эмоций. Музыкальный фон в начале занятия служит для настройки детей на занятие. Во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движения, во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.

В виде самостоятельных упражнений мной используется спонтанный танец, который развивает координацию, пластику, тренирует вестибулярный аппарат. В таком танце ребенок легко отождествляет себя с предложенным образом и передает в движении переживаемые эмоции

Использование музыки на занятиях по физкультуре проходит в следующем технологическом процессе:

  • Вибрационно-вокальные упражнения. Ребенок имитирует звук изучаемого животного при воспроизведении движения.
  • Дыхательные упражнения.
  • Эмоционально образные упражнения и творческие игры
  • Двигательные упражнения.

К примеру, прежде чем изобразить льва (прыжок в длину с места), нужно войти в образ льва, зарычать и лишь за тем совершить прыжок с наибольшей амплитудой и правильным выполнением всех этапов движения.

Второй компонент данной технологии - упражнения на дыхания или дыхательная гимнастика. Она повышает у ребенка общий жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы, развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Дыхание тесно связано с эмоциональным состоянием. Например, радость сопровождается увеличением числа вдохов в минуту, что улучшает кровообращение в легких.

На занятиях и гимнастике я использую дыхательные упражнения: “Задувание свечи”, “Шипящее дыхание”, очищающее “Ха-дыхание”.

В занятиях я использую медитативную музыку, которая приводит ребенка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание, происходит максимальный отдых детей в минимально короткий промежуток времени. На занятиях я использую игры- медитации сопровождаемые музыкой:

  • на расслабление “Цветы”, “Птички”, “Шум моря”, “Солнышко”.
  • на развитие мышления, внимания, памяти “Художники”, “Зеркало”.

Дети наслаждаются приятными эмоциями и опущениями, представляя себя в том или ином образе. С детьми разучиваю различные позы: “Горы”, “Дерево”, “Кошка”. Дети с удовольствием принимают эти позы.

Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденною) в другое (спокойное). Как показала практика, целесообразно использовать следующие упражнения на расслабления: потряхивание расслабленными кистями рук и ног: “Стряхни водичку с рук, ног”, “Стряхнули снег с ботинок” - эти упражнения направлены на то, чтобы вызвать мышечное ощущение расслабления конечностей.

Предварительная работа по освоению движения, определенного образа происходит на утренней “Гимнастике с воображением”. Все занятия физкультуры с элементами психогимнастики проводятся по определенной тематике, что обеспечивает тесную связь физкультуры с любой другой двигательной деятельностью и со всеми другими видами воспитательно-образовательной работы. Так как это закрепление и уточнение знаний об окружающем мире, развитие речи во всех ее проявлениях, изобразительная и театрализованная деятельность.

Например: прежде чем на тематическом занятии по физкультуре дети будут изображать морских животных, на познавательных занятиях дети должны познакомиться с их средой обитания, характерными особенностями поведения и жизни. На занятиях по развитию речи дети знакомятся со звукоподражанием этих животных. На занятиях изобразительной деятельности ребенок рисует будущий образ, а в театрализованной деятельности пытается его создать. Только после этой предварительной работы он приходит на занятие физкультуры по теме “На морском дне”.

Предварительное углубленное погружение в тематику занятия дает также возможность активного привлечения к работе родителей, так как чтение детской художественной и познавательной литературы проводится в условиях семьи.

Прежде чем начинать работу по данной теме с детьми, я провела консультации с родителями по темам: “Что такое релаксация и медитация. Их значение для физического и психического развития ребенка”, “Значение правильного дыхания для здоровья ребенка”, “Как правильно выработать осанку у ребенка”, а так же в течении года с родителями прошли семинар-практикум “Точечный массаж”, практическое занятие “Упражнение на расслабление”, “Творческие игры с детьми дома” , конференция “Валеология в жизни ребенка”, в родительский уголок выставлялись папки-ширмы: “Гимнастика с воображением”, “Оздоровительный комплекс Л.Латохиной”, “Один день здорового образа жизни” и другие. В средней и старшей группе прошли открытые просмотры гимнастики с воображением и физкультурных занятий для родителей. После такой работы родители стали более активно интересоваться оздоровительной работой в детском саду, тем более в дошкольном учреждении заболеваемость ОРВИ и ОРЗ значительно снизилась.

К своей работе я привлекаю и воспитателей. Совместно составляется тематический план работы на год по познавательной деятельности - темы, которые будут затронуты на занятиях физкультуры: “Обитатели моря”, “Обитатели жарких стран”, “Обитатели нашего леса” и т.д.

В начале каждого месяца проходят консультации: “Релаксация и медитация. Ее использование на занятиях и в свободное время”, “Когда и как использовать упражнения на расслабления”, “Гимнастика после сна и использование музыкальной релаксации перед сном” и другие. Прошел практикум “Проведение творческих упражнений и игр с детьми”, “Комплекс Л.Латохиной “Твори здоровья души и тела”, проводила беседу “Индивидуальная работа на прогулке с детьми отстающими в развитии движений”.

По проделанной работе мной была проведена диагностика детей по уровню освоения детьми основных движений. Обычно данная диагностика проводилась два раза в год, но так как в этом году к нам в детский сад первого сентября поступили новые дети старшего возраста и у них наблюдалось:

  • недостаточная амплитуда движений для данного возраста.
  • Нарушение координации движений.
  • Нарушение осанки.
  • Рассеянность внимания.
  • Проблемы с дисциплиной и болезненная реакция на замечания педагога, у двух детей - отказ от посещения занятий по физкультуре.
  • Дети не могли принять правильного исходного положения и поэтапно выполнить движение (прыжки и метание).

В ноябре месяце, я провела сравнительную диагностику, у данных детей наметились следующие изменения:

  • намного улучшилась координация движений.
  • Увеличилась амплитуда движений (махи рук, ног, повороты туловища, наклоны).
  • Дети спокойно стали относиться к своим неудачам, могли сделать элементарный самоанализ причин неудачи.
  • Легче стали выполнять упражнения сами.
  • Повысился эмоциональный тонус, появилось желание заниматься на физкультурных занятиях.

В марте месяце по итогам диагностики данные дети сравнялись по освоению выполнения движений со всеми детьми в группе. У всех детей, как в средней, так и в старшей группе, наблюдается:

  • устойчивая и положительная мотивация и интерес к физической и познавательной деятельности.
  • Успешное формирование навыков основных движений, их согласованность, качественность.
  • Овладение выразительными движениями, пластикой, координацией.
  • Осуществление тесной связи между занятиями физической культуры с другими видами деятельности.

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: “В осеннем саду”

Программное содержание:

  • Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие;
  • Обучение детей метанию в горизонтальную цель правой и левой рукой, принимая правильное исходное положение и умение прицеливаться;
  • Добиваться в прыжках в высоту высокого полета. Стремиться, чтобы дети, подпрыгивая, вытягивали руку вверх, сделав энергичный толчок, совершая высокий полет;
  • Формировать навык подлезания под препятствие правым и левым боком
  • Продолжать развивать статическое равновесие;
  • В играх учить детей входить в тот или иной образ, изображая его;
  • Развивать оценочные суждения;
  • Создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, скованность. Снять усталость через проведение вводной медитации и релаксации;

Материал: Гимнастическая скамейка, обручи; маленькие мячи, мяч среднего размера, куб, корзина, кукла-“пугало”, магнитофон, аудиозапись музыки для вводной части ,релаксации.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, загадывание загадок об овощах и фруктах, дидактические игры экологического содержания, наблюдения на прогулке за облаками.

Ход занятия

“Осень”

Облетел весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие
По ветру летят,
Лишь вдали красуются
Там на дне долин,
Кисти ярко-красные
Вянущих рябин”
И вот уж осень наступила
На ветках созрели плоды
Уж ягод сладких полон лес
И дождь со снегом льет с небес.

Звучит аудиозапись мелодии “Листья желтые” зачитывается стихотворение “Осень” А. Толстого

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Сад давно уж нас зовет, впереди дорога ждет
Дорога коротка, узка, идем, ступаем мы с носка.
Ступеньки к саду уж спешат, они прыгать нам велят
Вокруг обходим деревца и пробежимся мы слегка
Затем обычною ходьбой в рассыпную все пойдем.

Обычная ходьба. Ходьба на носках. Прыжки на двух движением вперед. Ходьба и легкий бег змейкой

Увидели сад и в кружок быстро встали.

Построение в круг

2. РАССЛАБЛЕНИЕ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Подуем на одно плечо
Подуем на другое
Подуем вниз
Подуем вверх.

Ходьба под музыку по кругу

3. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

• “Дождик”

И.п. Ноги, пятки вместе, носки врозь, руки за спиной Выполнение: Вытянуть одну руку вперед, ладонью к верху, затем другую.

8 раз со словами “Поиграем с дождевыми каплями”

• “Подсолнух”. И.п. Стоя на коленях, согнутые руки в стороны Выполнение: Руки в вперед, туловище слегка вперед. Вернуться в и.п.

8 раз со словами “ Посреди двора золотая голова” Указания на осанку: тянемся, спина прямая

• “Яблоко”

И.п. Сед. с прямыми ногами, руки впереди на коленях. Выполнение: развести руки в стороны - назад, вернуться в и.п.

8 раз со словами “Огромное румяное, с ветки свисает – нас поджидает” Указание: отвести руки как можно дальше назад

• “Репка”

И.п. Сед, с прямыми ногами, руки в упоре сзади.

Выполнение: Согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, опустить на них голову, вернуться в и.п.

6 раз со словами “Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок”

•  “Яблоки качаются на ветках” и.п. Лежа на спине, руки обхватывают согнутые в коленях ноги. Выполнение Раскачивание вперед, назад.

6 раз со словами “Дети яблоню потрясут, яблоки качаться начнут”

•  “Капуста”. И.п. Лежа на животе, руки под подбородком Выполнение: Приподнять ноги, руки вперед, остаться лежать на животе, вернуться в и.п.

8 раз “Лоскуток на лоскутке, зеленая заплатка, целый день на животе нежится на грядке”.  Указания: вдох и выдох

•  “Пугало”. И.п. Ноги вместе, руки опушены. Выполнение: Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой.

25-30 раз. “Кто стоит на палке с бородою из мочалки? Ветер дунет, он шумит, ногами дергает, скрипит”

4. РЕЛАКСАЦИЯ

Сели на пол, нашли свое сердце, прижали обе руки к сердцу. Прислушайтесь, как оно стучит. Представьте, что у вас в груди вместо сердца, кусочек ласкового солнышка, яркий и теплый свет его разливается по телу. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Я предлагаю послать тепло сердца, всем людям на планете. (Руки вынести вперед, кисти рук ладонями к верху)

5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

“Мы под ветки подлезали, упавшие яблоки искали”

Подлезание под препятствие правым и левым боком

“Яблоки мы находили, по бороздке проходили ”

Ходьба по гимнастической скамейке с мячом в руках поднятых вверх

“Гороху подражали, на одной ноге стояли”

Статическое равновесие, стойка на одной ноге, руки в стороны

“В саду фрукты собирали и в корзину их бросали”

Бросание маленьких мячей в горизонтальную цель

“С пугалом играли и до шляпы доставали”

Прыжки в высоту, доставая предмет вытянутыми руками

6. ПОДВИЖНАЯ ИГРА

“Облака”

“Овощи и фрукты”

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

“Многое в саду собрали и немножечко устали, мы чуть-чуть отдохнем и опять гулять пойдем”

8. РЕЛАКСАЦИЯ

Пришло время отдохнуть, все легли на спину, руки вытянули вдоль туловища, расслабились, глаза закрыли. Мы спокойны, мы все с работой справились и сейчас совершенно спокойны. Наша правая рука тяжелая, левая то же тяжелая, ноги устали, очень тяжелые. Мы отдыхаем. Все тело теплое. Тепло разливается по всему нашему телу. Мы спокойны. Сердце бьется ровно, дыхание спокойное. Голова становится ясной, светлой, как горный родник. Мы стали бодрыми, отдохнувшими. Потянули ноги, носочки тянем, потянули руки, сами хорошо, хорошо потянулись, улыбнулись, открыли глаза. Встали.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: “Весна”

Программное содержание:

  1. Создать у детей положительный настрой на двигательную активность.
  2. Закреплять навыки детей по вводной медитации и релаксации.
  3. Учить правильно продвигаться по гимнастической скамейке.
  4. Упражнять в ползании по-пластунски.
  5. Воспитывать осмысленное отношение к выполнению движений.
  6. Развивать быстроту реакции.
  7. Помочь детям осознать, почувствовать значение физических упражнений в оздоровлении своего организма.

Материал:

  • 2 гимнастических скамейки;
  • 6 мячей;
  • стойки для подлезания;
  • шапочка “Птицелова”,
  • магнитофон;
  • схемы движений;
  • аудиозапись музыки для релаксации.

Предварительная работа:

  • познавательные занятия о весне;
  • наблюдения в природе;
  • чтение художественной литературы;
  • рисование по теме “Первоцветы”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В зал входят дети.

Педагог: С приходом какого времени года просыпается природа? Возвращаются перелетные птицы и начинают весело петь. Представьте себе, что мы в лесу. Представили? Теперь присядем и послушаем пение птиц. (звучит аудиозапись голосов птиц) А сейчас я вам поведаю одну лесную весеннюю историю:

“Плакала снегурочка, зиму провожая
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы”.

А сейчас взбодрились, вдохнули весеннего воздуха и зашагали по тропинке на полянку.

1 часть. Ходьба

Ходьба с высоким подниманием колена.

Чтобы не запнуться
Ноги поднимаем выше.

Ходьба широким шагом. Идем через пеньки

Ходьба “змейкой”. Меж деревьями быстро зашагалц

Бег “змейкой”.

И в дали цветочки
Вскоре увидали
И вокруг деревьев
Быстро побежали.

Ходьба врассыпную с приседаниями. Вот опять мы ходим. И ищем цветочки

Бег врассыпную с приседаниями. Взяли коврики

Ходьба. Взяли коврики

Упражнение на восстановление дыхания. На поляне встали

2 часть. Общеразвивающие упражнения

“Растения оживают”. Деревья , цветы, трава оживает тянутся к Солнцу

И.п. ноги на ширине плеч

Руки вдоль туловища

Голова опущена на грудь.

Выполнение:

Руки поднять вверх, посмотреть на кончики пальцев.

Отставить правую ногу назад на носок. Вернуться в

И.п. Отставить левую ногу назад на носок.

Вернуться в и.п.

“Солнце встает”. С неба ярко светит солнце

И.п. стоя на коленях, руки вдоль туловища. Голубая простыня весь мир накрывает

Выполнение:

Сделать круг руками. Вернуться в и.п.

“Полет птиц”. Птицы взмахом крыльев то высоко поднимаются в небо, то летят низко над землей

И.п. Основная стойка. Руки вдоль туловища

Выполнение:

1-3 - Руки в стороны, 2 - присесть, 4 - Вернуться в и.п.

“Звери просыпаются”.

Звери потягиваются от долгого сна и стряхивают с себя его остатки

И.п. сидя на пятках, упор на руки согнутые в локтях

Голова опущена на кисти рук.

Выполнение: спину, 3 - “повилять хвостиком”, 4 - вернуться в и.п.

Согнуть ноги и подтянуть колени к груди, обхватить колени. Голову опустеть на колени. Вернуться в и.п.

“Поглядим по сторонам”

И.п. основная стойка, руки вдоль туловища.

Выполнение: прыжки на носках.

Упражнения на восстановление дыхания “Поиграем на гармошке”

3 часть. Основные виды движений:

“Пойдем по узкому мостику через быстрый ручей”.

Ходьба на носках, приставным шагом.

“Попрыгаем через кочки и пеньки”.

Прыжки через мячи, расстояние 40 см. 1 - прыжки прямо, второй круг - боком.

“Пойдем по лежащему дереву как медвежата”.

Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни.

“Проползем под кустами”.

Ползание по-пластунски.

“Белки играют на поляне”.

Игра с малыми мячами.

Прохождение повторного круга препятствий на творчество “Придумай движение”.

Упражнения на восстановление дыхания “Птицелов”

4 часть. Релаксация

  1. Упражнение на расслабление “Освежимся водой из ручейка”.
  2. Малоподвижная игра “А в лесу-то стоит пень”.
  3. Упражнение на расслабление “Наклоны друг от друга, попеременно напрягая и расслабляя мышцы” Повтор - 3 раза. Закончив упражнение, обнять друг друга.
  4. Упражнение на напряжение и расслабление мышц ног и рук “Муравей”, “Игры с песком”.
  5. Игры на напряжение и расслабление лицевых мускул, лежа на полу. “Игры с пчелкой”, “Качели на бровях”, “Загар лица”, “Яркий свет”.
  6. Игры на ощущения и мимику: “Ласка”, “Вкусная конфета”.

5 часть. Заключительная

В конце занятия педагог дарит детям “подснежники” и предлагает показать с помощью цветов свое настроение от прошедшего занятия, посадив цветы на одну из двух полянок:

1 - над которой ярко светит солнце (положительные эмоции);

2 - над которой солнце спряталось за тучку (отрицательные эмоции).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
  2. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989.
  3. Кудрявцев В.Т., Егорова Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под. Ред. М.И. Буянова. -2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  6. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.